ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Христианское понимание культуры

Кирьянов Димитрий, священник :: 07 ноября 2008

Что такое культура? Можно ли говорить о "субкультурах"? Как соотносятся культура, цивилизационные процессы и духовность? Предлагая читателю свой ответ на эти вопросы, преподаватель Тобольской духовной семинарии священник Димитрий Кирьянов описывает модель упыдка современной культуры и выдвигает предложения по выходу из сложившегося культурного кризиса.

Вопрос о том, что такое культура, при всей своей кажущейся очевидности до сих пор является спорным и не до конца решенным. Даже в определении понятия "культура" наблюдаются разногласия. Это понятие применяют ко всему, с помощью чего человек совершенствует и развивает различные способности души и тела, старается своими знаниями и трудом познать вселенную, делает социальную и семейную жизнь, равно как и гражданскую во всей ее совокупности, более гуманной, благодаря улучшению нравов и учреждений; наконец, выражает, сообщает и сохраняет на протяжении времени величие духовного опыта и внутренних устремлений человека, чтобы они послужили на пользу всему человеческому роду. Как говорит французский философ Эммануэль Мунье, "культура – это не отрасль, но основная функция человеческой жизни. Для того, кто формируется, развиваясь, все есть культура... Культура – человек... Она возрастание и преодоление"[1].

Распространенным является и более узкое понимание культуры, но только как деятельности по созданию произведений искусства. Однако оба эти подхода к пониманию термина "культура" не совсем отражают истинный смысл этого понятия – такой, каким он закрепился в языке. Слово "культура" неразрывно связано со словом "культурный": говоря о культуре, мы прежде всего имеем в виду культуру человека, его духовный мир. Латинское слово cultura, означающее "возделывание", "воспитание", "образование", "развитие", происходит от слова cultus 'почитание', 'поклонение', 'культ'. Это указывает на религиозные корни культуры. Создав человека, Бог поместил его в раю, повелев возделывать и хранить Свое творение (Быт. 2, 15).

Можно согласиться с Н. Бердяевым, сказавшим, что "цивилизацией нужно обозначать более социально-коллективный процесс, культурой же – процесс более индивидуальный и идущий вглубь. Мы, например, говорим, что у этого человека есть высокая культура, но не можем сказать, что у этого человека очень высокая цивилизация. Мы говорим духовная культура, но не говорим духовная цивилизация"[2]. Иван Ильин как бы подхватывает эту мысль: "Народ может иметь древнюю и утонченную культуру, но в вопросах внешней цивилизации являть картину отсталости. И обратно: народ может стоять на последней высоте техники и цивилизации, а в вопросах духовной культуры переживать эпоху деградации"[3].

Культура связана в первую очередь с личностью человека, она есть отражение его внутреннего мира, в то время как цивилизация скорее отражает социальный аспект и имеет дело с отношениями между людьми и людей к природе. Культура антропоцентрична. Как сказал Жан Лакруа, "цель культуры – полное осуществление всех возможностей человека".[4] Однако осуществление возможностей прежде всего означает целостное видение мира и человека в мире, целостное мировоззрение. Поэтому понятие "культура" в широком смысле как все то, что создано человеком, синонимично термину "цивилизация", не отражает сущностной составляющей культуры. Наша задача выявить в культуре то ценностное ядро, которое определяет сам смысл данного понятия. С этой точки зрения понятие культуры будет близким понятию "духовность".

Иван Ильин пишет о том, что культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму. Духовность же, как отмечает В. Лега, "есть проявление целокупного единства сущностных черт человеческой природы – разума, свободы, творчества, красоты"[5]. Духовность – это в то же время постоянное стремление человека к неким высшим абсолютным духовным ценностям. Этими ценностями являются Истина, Благо, Красота. Духовность имеет три составляющих – нравственность, красоту, знание. Быть духовным человеком – значит стремиться к этим высшим ценностям и, следовательно, признавать их существование, верить в то, что есть истина, познаваемая человеком, что есть добро, которое нужно спешить делать, что есть красота. Таким образом, конституирующим принципом духовности является вера в объективное существование Истины, Блага, Красоты, иначе говоря, вера в Бога. Выводить духовность из материальной составляющей природы так же бессмысленно, как пытаться наделить простые скопления атомов свободной волей и разумом.

Духовность и культура – это два аспекта одного сущностного процесса: духовность – это факт субъективного восприятия человека, а культура – это проявление духовности для других. В этом смысле становится очевидной неразрывная связь культуры с религией. Культура развивается под непосредственным воздействием религиозного вдохновения, то есть является "сакральной"; в общественном бытии она выражается религиозным искусством, богословием и особым, "духовным", образом жизни. Будучи плодом человеческой деятельности, культура возникает только как следствие веры человека в объективность Истины, Блага, Красоты. Для христианина понятно, что здесь речь может идти лишь о Боге, Который есть Истина и Любовь, и потому истинная культура всегда есть результат веры человека в Бога, его преклонения перед Ним, служения Ему и познания Его.

Христианство было и остается основой и двигателем культуры, нельзя не принимать во внимание его роль в искусстве, философии и той практической организации человеческого поведения, которую мы называем нравственностью. Церковь освящает и создает подлинную культуру. "Церковь позволяет по-новому увидеть человека, его внутренний мир, смысл его бытия. В результате человеческое творчество, воцерковляясь, возвращается к своим изначальным религиозным корням. Церковь помогает культуре переступить границы чисто земного делания, предлагая путь очищения сердца и сочетания с Творцом, она делает ее открытой для соработничества Богу"[6].

Культура выражает "ценности", то есть идеалы жизни и мысли, проявляющиеся в нормах суждений и действий. Эти поиски и утверждение "ценностей" могут, если не уделять им достаточно внимания, вступить в конфликт с христианством, противопоставляя ему позитивную ценность знания, гуманистическую ценность прогресса и самоутверждения, ценность успеха и, следовательно, гордыню и человеческую самонадеянность. Все это характерно для современного мира. Для многих людей мир не предстает теперь как проявление Бога, он стал строительной площадкой для человека, а этот последний больше самоутверждается в своих планах на будущее, чем в воспоминаниях. Культура воспринимается лишь как реликт прошлого, как нечто, что должно измениться вследствие изменений, связанных с прогрессом человечества. Человек уже не стремится быть укорененным в культуре, той культуре, которая его воспитала, сформировала ценностные ориентиры общества. Он стремится изменить эти ориентиры, что в конечном итоге с неизбежностью приводит к разрушению культуры. Маргарет Мид объясняет причины "оторванности" современного человека от традиционной культуры тем, что он перешел "от постфигуративной культуры, ориентирующейся на модели прошлого, к культуре конфигуративной, для которой преобладающая социальная модель – поведение современников, а затем к префигуративной, совершенно новой фазе культурного развития, отмеченной убеждением, что ничто в прошлом человечества не имеет смысла и не может служить будущему"[7].

Такое отношение к традиционной культуре в результате приводит к утрате подлинной культуры, к изменению самого понятия "культура". Сегодня культурой называют не только то, что связано с высшими ценностями человека. Появились понятия массовой культуры, культуры underground, субкультуры. На одной из конференций в Тюмени, посвященных Дню славянской письменности и культуры, один уважаемый профессор говорил о культуре граффити (надписей на заборах, на обложках тетрадей учащихся). Сегодня это тоже называют культурой. Однако такое понимание противоречит самой этимологии слова культура. Культура есть возделывание. "Возделывать поле, – говорит французский философ Жак Маритен, – значит применять труд человека, чтобы заставить природу приносить такие плоды, какие она сама по себе принести не в состоянии, ибо то, что она производит сама по себе, есть лишь "дикая" растительность"[8].

В свое время замечательный русский религиозный философ И.А. Ильин отмечал, что "в первые века нередко думали, что надо принять Христа и отвергнуть мир. "Цивилизованное" человечество наших дней – принимает мир и отвергает Христа... Верный же исход в том, чтобы принять мир вследствие приятия Христа и на этом построить христианскую культуру; чтобы, исходя из духа Христова – благословить, осмыслить и творчески преобразить мир..."[9]

Задача же создания христианской культуры требует ответственного вхождения в мир и радостного творчества в нем во славу Божию, и современная секуляризованная и нехристианская культура, по мысли И.А. Ильина, подлежит "творческому пересмотру и обновлению в духе христианском"[10].

Библиография.

[1] Цит. по: Пупар П. Церковь и культура. – Милан-Москва, 1993. – С. 10.

[2] Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. – Париж,1939. – С. 108.

[3] Ильин И.А. Основы христианской культуры / Ильин И.А. Собр. соч. в 10 тт. – М., 1993, Т. I. – С. 300.

[4] Цит. по: Пупар П. Церковь и культура. – С. 11.

[5] Лега В.А. О христианских основаниях культуры / Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография. – М., 2003. – С. 22.

[6] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2001. – С. 111.

[7] Цит. по: Пупар П. Церковь и культура. – С. 19.

[8] Маритен Ж. Религия и культура / Маритен Ж. Знание и мудрость. – М., 1999. – С. 39.

[9] Ильин И.А. Основы христианской культуры / Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. – М., 1993. – С.320.

[10] Там же. – С. 323.

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама