ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Киевский патриархат: все познается в сравнении

Протоиерей Максим Хижий :: 11 ноября 2008

Попытка провозглашения в июле независимой от Москвы украинской поместной церкви сорвалась. По слухам, самый экстравагантный сценарий предполагал "покаяние" Филарета Денисенко в древнем Херсонесе (Севастополе) – месте крещения князя Владимира. Константинопольский патриарх Варфоломей I должен был прочитать разрешительную молитву и принять украинскую церковь под свой омофор. Однако самопровозглашенный патриархат так и остался незаконнорожденным ребенком церковного раскола. На проходившем недавно совещании предстоятелей поместных православных церквей в Константинополе представителям УПЦ КП места не нашлось.

История поместных церквей богата примерами длительного ожидания канонического признания новой структуры со стороны вселенского православия. Так было с Болгарским патриархатом. Американская православная церковь добилась автокефалии от РПЦ, но этот акт до сих пор не получил одобрения Константинополя. РПЦЗ почти 80 лет существовала в практически полной изоляции. В современном мире функционируют десятки непризнанных никем самопровозглашенных церковных новообразований – преимущественно "старостильные" группировки маргинального характера.

В отличие от маргинальных юрисдикций церковь Филарета не желает пребывать в вынужденной изоляции и ищет канонического признания. Сама идея "независимой" УПЦ КП подразумевает её тесный союз с украинским государством, которое заинтересовано в достойном статусе "своей церкви". Претензии на суверенитет у "киевлян" распространяются только на независимость от Москвы. Очевидно, что сам проект "православной незалежности" является частью общего замысла по формированию украинской идентичности. Современное украинство пытается определить себя как этническую общность, не тождественную русским. Отсюда стремление к конструированию новой национальной истории и поискам исторических персонажей – знаменосцев национальной идеи (например, гетман И. Мазепа и один из руководителей УПА, причисленный к "героям отечества", Р. Шухевич).

Поместная церковь, использующая национальный язык в богослужении (украинофония – часть внутриполитического курса властей) и готовая, если потребуется, канонизировать национальных героев, прекрасно вписывается в политическую концепцию нового украинского государства. На нынешний день киевский патриархат пользуется очевидными преференциями у государства, имеющего свои интересы в международном признании УПЦ КП (например, для укрепления взаимоотношений с диаспорой в США и Канаде). Однако для достижения поставленной цели необходима внутренне сильная и сплоченная церковь, способная заявить о себе как о духовном лидере нации. А вот этого киевскому патриархату достичь не удалось.

Первое, на что обращаешь внимание в Киеве, это отсутствие сильных симпатий к человеку, олицетворяющему идею церковной незалежности. Нельзя сказать, что Филарета Денисенко недолюбливают или не уважают. Скорее всего, отношение к нему в украинском обществе равнодушное. Видимо, сказываются даже не скандальные публикации "Огонька" в годы перестройки, а репутация твердого "середнячка", лишенного харизмы и говорящего невыразительные проповеди. Один из моих собеседников отозвался в его адрес евангельскими словами: "Лучше бы ты был холоден или горяч, а ты – тепл".

Серьёзной проблемой УПЦ КП является качество клира. Разумеется, речь идет не об отдельных священнослужителях – негативных сторон в церковной жизни достаточно по обе стороны баррикад. На снижение уровня работает сама система пополнения клира. Дело в том, что "киевляне" сильно уступают в количестве приходов Московскому патриархату. По данным социологических исследований, в 2007 УПЦ МП насчитывала 10 404 прихода и 151 монастырь, 8620 священников. При этом темпы роста числа общин – около 500 в год.

Украинская православная церковь Киевского патриархата насчитывает 3508 религиозных организаций, из них 3395 общин и 34 монастыря. Поэтому важнейшим вопросом в конкурентной борьбе за влияние в Украине является рост числа клириков и приходов. Эта проблема решается в КП простым способом – стимулированием ренегатства.

Негласная, но хорошо известная местному духовенству практика заключается в том, что при переходе под омофор Филарета священник получает автоматическое повышение в иерархической степени: диакон становится иереем, иерей – протоиереем, игумен – архимандритом, архимандрит – епископом. Известны случаи, когда игумен, возжелавший епископского сана, перебегал к Филарету, где обретал искомое "владычество", а потом, принеся "покаяние", уже епископом возвращался в УПЦ МП. Впрочем, сложившаяся система "карьерного роста" клириков была вовремя пресечена Московским патриархатом. Конечно, в ряды "киевлян" влились не только "карьеристы", но и священники, считающие себя несправедливо пострадавшими от епархиальных властей.

Неудивительно, что храмы УПЦ КП даже в воскресные и праздничные дни не изобилуют паствой (говорю о своих киевских впечатлениях, как обстоят дела в провинции, судить не берусь, однако положение дел в столичной епархии отражает вектор перемен). Мне пришлось убедиться в этом в духовном центре "киевлян" – Михайловском Златоверхом монастыре. На воскресном всенощном бдении присутствовало в огромном соборе человек 40, включая туристов. В храме, расположенном рядом с Лаврой, молилось 2 прихожанина. Это существенно меньше, чем молящихся в "московских" приходах. Храмы УПЦ МП постепенно переходят на "мову" (проповедь, чтение Евангелия) и отбивают украиноязычную паству. Поэтому богослужебные различия между церквями сокращаются быстрыми темпами.

Еще один урон филаретовцам нанесла переориентация позиции УПЦ МП в отношении украинского государства и власти. После "оранжевой революции" наша иерархия в Украине предпочитает занимать политически нейтральную позицию, чтобы "не овдоветь на следующих выборах". В 2007 году Церковь откликнулась на проведение дня памяти жертв Голодомора. Ранее эта историческая дата была "приватизирована" КП. У Златоверхого монастыря в Киеве давно стоит памятник-распятие умершим от голода. "Украинская идея" постепенно обретает свое место в Украинской православной церкви Московского патриархата. Так недавно на её официальном сайте появилась очередная статья о церковных заслугах И. Мазепы. Гетман, по мнению автора, заботился не только о материальном благополучии обителей (в истории Киево-Печерской лавры период его правления считается "серебряным веком"), но и пытался сохранить и даже расширить автономию УПЦ в условиях "колониальной" зависимости от России. Главной же целью церковной политики Мазепы было возвращение киевской митрополии под омофор константинопольского патриарха! Таким образом, статья, посвященная "преданьям седины глубокой", на самом деле отражает взгляды современных сторонников "церковного сепаратизма" внутри УПЦ МП.

Напомним, гетман был анафематствован Церковью еще в ХVIII веке за измену российскому императору Петру I. Несмотря на усилия администрации украинского президента, в Москве прохладно отнеслись к идее церковной реабилитации Мазепы. На известном сайте "Православие.ру" появилась публикация о недопустимости снятия анафемы, поставившая под сомнение заслуги "покровителя украинской церкви".

Возможно, видя этот "дрейф" УПЦ МП в сторону украинских ценностей, "помаранчевая" власть не отвернулась от неё. У идейных "киевлян" это вызывает недоумение после событий 2004 года. Как известно, они были активными участниками Майдана и ожидали иного отношения власти к своим оппонентам.

В свою очередь, неопределенность позиции киевского патриархата в вопросе признания действительности таинств нашей Церкви в Украине способствует интеграционным настроениям и потенциальному ренегатству в среде "киевлян". Так, даже идейные прихожане могут подойти к причастию в "московской церкви", умолчав о своей юрисдикционной принадлежности. Более того, бывали случаи крещения собственных детей священниками КП в приходах УПЦ МП! При этом клирики КП осуждают участие прихожан в таинствах католиков и униатов. Эта практика противоречит официальному внешнему экуменизму филаретовской церкви. Как известно, её глава лично совершил заупокойное богослужение о почившем Иоанне Павле II. К тому же свои надежды на признание КП связывает с Константинопольским патриархатом, известным своим церковным либерализмом и совместными литургиями с католиками.

Пожалуй, явным внешним отличием "киевских" парафий остается подчеркнуто украинский стиль убранства храмов. Как правило, все иконы в их церквях покрыты украинскими рушниками, алтарники носят вышитые рубашки, в церковных лавках на видных местах портреты Тараса Шевченко. В Киеве дамы могут спокойно посещать филаретовские храмы в брюках и не покрываться платком. "Киевляне" считают такую практику принципиальным отличием от Московского патриархата, по их мнению, более консервативного. Им и невдомек, что в России последовательными борцами за внешний вид часто выступают священники – уроженцы Малороссии...

Отход священноначалия от того, что принято называть "промосковским курсом", выразившийся в усвоении "украинской идеи" (что ранее казалось немыслимым), нанес ощутимый урон УПЦ КП. Прежде всего, это позволило "москвичам" сохранить влияние на украинскую интеллигенцию. Особый интерес представляет "могилянский проект". Он заключается в модернизации украинского православия за счет усвоения европейской культуры (не все его адепты считают Россию Европой).

В КП чувствуется интеллектуальный голод. Изданием религиозно-философской и богословской литературы в Украине занимаются православные "москвичи", католики и униаты.

Как известно, капля камень точит. Внутри УПЦ МП структурируются новые силы, которые иначе понимают место Церкви в украинском обществе, позитивно воспринимают поиски украинской идентичности и, фактически, лишили киевский патриархат монополии на "украинскую идею". Это неизбежно превращает КП в "пятое колесо", которое когда-нибудь, возможно, просто демонтируют за ненадобностью. Я понимаю тех людей в России, кто негативно относится к украинизации Церкви. Но надо быть реалистами. С течением времени Украина наверняка перерастет болезненную стадию становления украинства. Однако надеяться остановить этот процесс сейчас экспортом "русской идеи" в исполнении Института стран СНГ и "православных братств" – все равно что тушить пожар бензином. Не собрав себе приличных сторонников в России, стоит ли экспортировать сомнительные идеологемы соседям? Сегодня для поддержания филаретовского раскола просто необходимо "политическое православие", "распространяемое по трубам Газпрома". Именно это и оправдывает необходимость сохранения КП как альтернативы "московской" Церкви. Покойный С.С. Аверинцев как-то заметил, что гиперболизация национального в православии мешает проявиться в нем христианскому смыслу. Если мы хотим сохранить влияние русской православной традиции в ближнем зарубежье, то надо позаботиться, чтобы она не ассоциировалась с нашими радикалами, готовыми оправдать любую подлость "державными интересами". Надо самим определиться со своими идеалами. Вот только выиграет ли православие, если "имперскую парадигму" заменит "национальная"?

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама