В последнее время внимание общества, как в России, так и на Украине, привлечено к воспоминанию великого голода 1932-1933 годов, поразившего многие области Украины, России и Казахстана. Трагические события той эпохи ставят нас перед необходимостью понять, что произошло, и какие уроки нам следует из этого извлечь. Важно дать и православную оценку тому, что происходит сейчас, и как события прошлого отражаются на нынешних отношениях между людьми и между народами.
Православные христиане призваны оценивать происходящее с точки зрения вечности, с точки зрения нашей ответственности перед Богом, а не с точки зрения текущих национальных или политических страстей. Ради будущего наших стран мы должны честно ответить на вопросы "Что произошло? Как такое стало возможным? Как эти события осмысляются сейчас? Как нам относиться к нашему прошлому?"
Рассматривая исторические факты, мы должны признать, что голод возник и принял такие катастрофические масштабы в результате действий коммунистической власти. Среди причин голода можно назвать коллективизацию и ликвидацию кулачества как класса; завышенные планы хлебозаготовок; изъятие у крестьян продуктов, запрет покидать охваченные голодом районы и другие действия, которые не могли не привести к многочисленным жертвам.
Как такое могло произойти? Происшедшее было не случайным, а неизбежным проявлением идеологии воинствующего богоборчества, идеологии, рассматривавшей насилие как "повивальную бабку истории", идеологии, видевшей в людях расходный "материал" для осуществления своих утопических планов "светлого будущего".
Как в России и на Украине эти события рассматриваются сейчас? Достойно и справедливо сохранять и поддерживать память о жертвах того страшного времени. Помнить уроки истории, молиться об упокоении жертв наш общий долг. В этом отношении недоумение вызывает не то, что на Украине широко поминают жертв безбожной власти, а то, что такого поминания не происходит у нас, в России. Однако нельзя не отметить, что в действиях властей Украины просматривается тенденция к искажению исторической правды и к использованию общей трагедии наших народов в текущих политических целях, которые мы не можем признать благими.
Наши народы связывает глубокая духовная, языковая, культурная и историческая близость; корни нашей, православной, восточнославянской цивилизации лежат в Киеве, летописцы называют жителей Киева "русскими людьми", былины киевского цикла записываются под Архангельском, невозможно и перечислить множество общих кровеносных сосудов, пронизывающих ткань и русской, и украинской культуры. Эта историческая реальность, однако, устраивает не всех, и воинствующим националистам хотелось бы представить русский народ как не просто чуждый украинскому, но народ враждебный, вековой губитель, враг и угнетатель. Усилия властей, которые настаивают на том, чтобы называть голод "геноцидом" сонаправлены именно таким настроениям.
Геноцид, согласно международно принятому определению, (от греч. γένος род, племя и лат. caedo убиваю) "действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу". Исторически этот термин в данном случае просто неверен. Действия коммунистов не были направлены на уничтожение именно украинцев; это преступление было направлено против крестьян независимо от их национальности, в роли палачей выступали коммунисты также самого разного этнического происхождения. "Хлебозаготовками" на Украине, приведшими к голоду, руководили украинцы Косиор и Чубарь, их подручными были также, в основном, местные кадры.
Особенно важно, что этот термин проводит границу между жертвами и палачами по этническому признаку есть некая этническая группа, которая подвергается уничтожению, есть представители другой этнической группы, которые это уничтожение совершают. Какая национальность является жертвой понятно; какой отводится роль палача вслух на официальном уровне не проговаривается, а на неофициальном, увы, достаточно легко услышать что Москва веками (!) осуществляла геноцид украинского народа.
Мы должны четко разграничить скорбную память о жертвах голода, с одной стороны, и манипуляцию их страданиями в текущих политических целях с другой.
В России голод тех лет не является предметом националистических спекуляций, но не является, увы, и предметом должного осмысления. О русских жертвах голода вспоминают только тогда, когда надо возразить украинским националистам. Чудовищное зло в истории нашей страны остается неоплаканным, жертвам беззаконного и безбожного насилия отказано даже в народной памяти. Только Церковь и немногочисленные общественные организации поминает жертв большевистской тирании. На государственном уровне внимание к этим трагическим страницам нашей истории совершенно недостаточно. Чтобы двигаться в будущее, мы должны оплакать жертвы прошлого и тогда никто не сможет использовать общую трагедию русских и украинцев, чтобы вбивать клин между нашими народами.
РАДОНЕЖ
20 ноября 2008 года
По материалам источников: Радонеж