Очередная попытка устроить дискуссию на тему "Церковь vs историческое наследие" предпринимается в интернет-пространстве. На этот раз поводом послужило обсуждение возможности временного перенесения Рублевской "Троицы" из Третьяковской галереи на "родину" в Троице-Сергиеву лавру. Разговор об этом велся на сентябрьской встрече патриарха Московского и всея Руси Алексия II и министра культуры Александра Авдеева. Некоторые эксперты и реставраторы, однако, выступили с протестом, опасаясь за сохранность знаменитой иконы. Точку зрения самой Троице-Сергиевой лавры в данном споре в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Елене Жосул представил казначей обители архимандрит Порфирий (Шутов).
Надо сразу уяснить о чем идет речь. Во-первых, никогда не поднимался вопрос о том, чтобы переместить икону из Третьяковской галереи в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры окончательно. Обсуждается только возможность ее помещения в лавре на праздник Святой Троицы, чтобы перед иконой могли молиться верующие.
На днях в Третьяковской галерее прошел расширенный реставрационный совет, на котором лучшие российские реставраторы обсуждали эту тему. Некоторые из них были весьма по-боевому настроены, решив, что "Троицу" якобы хотят окончательно перенести из музея. Но вот, в частности, наш известный реставратор, защитник святынь и исторического наследия Савелий Ямщиков, сперва долго и горячо протестовавший, удивился, узнав, что речь идет всего лишь о трех днях, и сказал даже: "Зачем же нас вообще надо было собирать? Как человек православный я никоим образом не против этого".
Тем не менее ряд реставраторов выражает протест и против кратковременного перенесения иконы, вне зависимости от того, какими бы удачными ни были условия ее транспортировки и пребывания в монастыре. Эти специалисты в принципе придерживаются убеждения, что икону нельзя снимать с места.
Реставрационный совет пришел к какому-то заключению?
Совет собирался без принятия решения, это был просто мониторинг мнений специалистов. Какое-либо решение по этому поводу необходимо выносить экспертному, музейному сообществу, министерству культуры. Есть индивидуально ответственные за эти вопросы специалисты руководители галереи, хранители иконы. Они выслушали все мнения.
Конечно, на этом совете вспоминались и какие-то "грехи" Церкви в плане сохранения исторических святынь. Ведь со стороны реставраторов есть претензии к некоторым храмам и монастырям, где были допущены ошибки при уходе за теми же иконами, фресками. Но я также выступал на заседании и рассказал, в частности, о том, как реставрационная деятельность сегодня поставлена в Троице-Сергиевой лавре. В качестве экспертов на совете выступили и двое реставраторов высшей аттестации, которые руководят у нас в монастыре реставрационными работами. И в этом смысле собравшиеся успокоились, поняв, что в лавре отношение к реставрации крайне бережное, всеми вопросами, касающимися архитектурных сооружений и икон, занимаются специалисты высшего уровня.
А кому принадлежала сама инициатива перенесения иконы из музея в монастырь на праздник Троицы?
Идея этого в сердцах верующих людей живет, в общем-то, уже давным-давно, тем более что за последнее время уже успели выработаться традиции совмещения интересов и Церкви, и музея при хранении таких святынь. Самый лучший, на мой взгляд, пример это Свято-Никольский храм при Третьяковской галерее, где Владимирская икона находится постоянно, для нее созданы подобающие условия. Специальные киоты для таких святынь производит предприятие, выпускающее оборудование для космоса. Вот такие условия и хотелось бы создать поместить икону в необходимые условия, чтобы она была бы, с одной стороны, в храме, а с другой соблюдались бы все требования по ее сохранности.
То есть можно сказать, что у лаврской братии и верующих желание видеть Рублевскую "Троицу" в храме присутствует, но никакой настойчивости при этом нет?
Давления нет ни в коем случае. Но желание быть рядом с этой величайшей святыней, конечно, всегда было. Ведь тут особое значение имеет связь с преподобным Сергием, с самим троичным богословием. Наш Троицкий собор был первым храмом на Руси, посвященным Святой Троице. Через них распространялась и объединяющая идея Троицы, дух Первосвященнической молитвы Христа Спасителя "да будут все едино" то, что родило сам этот образ. Поэтому в наше время всеобщей розни возвращение к этим истокам русской духовности имеет колоссальное значение. Это святые, животворящие для народа идеи, и, конечно, хочется, чтобы святыня влияла бы на их развитие не только из стен Третьяковки, но и через молитву, которая бы перед ней совершалась.
Но в то же время с нашей стороны всегда присутствовало понимание важности обращения с этой иконой как с величайшим памятником, соблюдения всех требований музейного подхода.
А конкретным поводом к этому разговору послужила встреча Святейшего патриарха Алексия II с новым министром культуры, где идея перенесения "Троицы" в лавру и была озвучена. После этого началась практическая работа, мы в лавре встречались с руководителями Третьяковской галереи, обсуждали, как икона могла бы быть выставлена в Троицком соборе, как ее сюда доставить. То есть мы проанализировали все детали, но это именно предварительная стадия, теперь предстоит обсуждение. Если будет принято решение, что икону переносить нельзя, потому что она может пострадать, кто же этого не поймет!
Источник: Интерфакс-Религия