Эксперты предупреждают, что вывоз иконы Андрея Рублева из Третьяковской галереи может ее погубить
Новость о том, что руководство Третьяковской галереи готовится передать шедевр древнерусской живописи икону "Троица" Андрея Рублева во временное пользование Московской патриархии на праздник Троицы и уже готовятся специальные ящики-капсулы для ее транспортировки в Троице-Сергиеву лавру, взбудоражила культурную общественность. Но в первую очередь самих музейщиков, один из которых осмелился вынести сор из избы. Старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Левон Нерсесян высказался за сохранение шедевра в кондиционных музейных условиях.
Идея родилась не сегодня: еще в сентябре на встрече министра культуры Александра Авдеева с патриархом Алексием II святейший высказал пожелание на предмет "временного принесения в Троице-Сергиеву лавру для поклонения верующих иконе Андрея Рублева "Троица", находящейся в Государственной Третьяковской галерее.
Теперь на повестку дня вышло уже рассмотрение технических возможностей перемещения шедевра из столицы в лавру. Между тем никакого приказа по поводу перемещения иконы Министерством культуры, как это требуется в подобных случаях, выпущено не было, нет его и сейчас. В Третьяковке об этом планируемом решении узнали только из СМИ. Но поскольку ничего особого не происходило до середины нынешнего ноября, первоначальные тревога и трепет у музейщиков притихли.
Оказалось, напрасно. Не так давно в галерее произошло внутреннее совещание, посвященное состоянию иконы и возможности ее вывоза за пределы музея, а в минувший четверг было созвано еще одно, расширенное совещание с привлечением специалистов по древнерусскому искусству и реставраторов.
Если стенограмма выступлений будет расшифрована корректным образом, то в ней отчетливо прозвучит единодушное "нет" вывозу. С этим коллективным гласом общественности и в сопровождении ее представителей гендиректор Третьяковки Валентин Родионов должен будет отправиться на аудиенцию к министру культуры.
Вопрос в том, хватит ли у Родионова на этот раз смелости отстоять мнение людей культуры и специалистов в своем деле перед лицом власти. Ведь уже имеется неловкий прецедент, когда директор ГТГ столь же внезапно возмутился оскорбительной репликой прежнего министра Соколова, обвинявшего музейщиков в коррупции, и выступил против него с иском, сколь и поспешно этот иск отозвал.
И другой вопрос: окажутся ли внятны для Авдеева аргументы культурного сообщества, выступившего против вывоза иконы. Точнее, захочет ли он им внимать и по этой причине дать задний ход всей этой затее.
Аргументы против вывоза понятны любому мало-мальски имевшему дело с произведениями иконописи. Никакие спецящики, в которые планируется упаковать шедевр, не предохранят его ни от встряски, ни от перемен в температурно-влажностном режиме: толпы народа в церкви (и тут нельзя исключать и экзальтированную часть публики), множество горящих свечей сделают свое губительное дело. Даже за те три дня праздника Троицы, что икона будет находиться в лавре.
Сама икона находится не в самом лучшем состоянии: перед тем как она впервые была отреставрирована впервые десятилетия XX века, она была истыкана гвоздями от оклада, которым "украшали" ее служители церкви.
При этом музейщиков нельзя упрекнуть в том, что они скрывают икону от взоров верующих: раз в год ее на руках переносят в примыкающую к Третьяковской галерее церковь Святителя Николая в Толмачах.
"НИКОМУ НЕ ПРИХОДИТ В ГОЛОВУ ПЕРЕНОСИТЬ "СИКСТИНСКУЮ МАДОННУ" ИЗ ДРЕЗДЕНСКОЙ ГАЛЕРЕИ В ХРАМ"
Кандидат искусствознания, бывший сотрудник Третьяковской галереи, исследователь и преподаватель Мария Реформатская больше четверти века ведет в Московском государственном университете курс истории древнерусского искусства. Один из ее учеников Левой Нерсесян, пока еще являясь старшим научным сотрудником отдела древнерусского искусства ГТГ, также ведет профильные семинары в МГУ. Редактор отдела культуры Елена Черемных решила дополнить мнением педагога комментарий ситуации, преданной огласке учеником.
Что вам известно по поводу предполагаемого путешествия "Троицы" Рублева в Сергиев Посад и какой видится ситуация лично вам?
К заседанию ученого совета привлекли очень авторитетных экспертов. Это и доктор искусствознания Герольд Вздорнов, и директор музея Рублева Геннадий Попов. Против вывоза "Троицы" в Сергиев Посад высказались все, кроме директора Третьяковской галереи Валентина Родионова и ее главного хранителя Екатерины Селезневой. Согласие главного хранителя необъяснимо. Ведь на том же заседании реставраторы Третьяковской галереи разъяснили, что икона транспортировку не выдержит: ей вредны темпы колебания, связанные с тряской, вредны нарушения климатического режима. То есть по всем хранительским правилам икона вывозу не подлежит.
Но у меня есть еще одно опасение: иконе не будет обратного хода в Москву, если церковь предъявит собственнические права на нее. Это местная святыня Троицкого монастыря, основанного Сергием Радонежским. Но это и лучшее изображение ветхозаветной Троицы во всем мировом искусстве. Никому же не приходит в голову переносить "Сикстинскую мадонну" из Дрезденской галереи в храм, для которого она была создана.
Что дает основания для опасений, что икону могут не вернуть в галерею?
В начале перестройки, когда стоял вопрос о восстановлении интерьеров церквей, разрушенных во время национализации, противостояние между церковными иерархами и музейщиками уже возникало. И некоторые уже тогда говорили, что иконам не место на кладбище, именуемом музеем, а место в храме.
То есть эта удочка закидывалась. Но тогда пошли на то, чтобы из экспозиции Третьяковской галереи взять икону Владимирской Богоматери византийскую икону начала XII века и передать ее в храм Николы при Третьяковской галерее, где она в режиме посещения музея за билет осматривается желающими. Это безобразие. Мне кажется, она смотрит с глубоким укором.
Что же должно быть на ее месте в храме?
Ну конечно, освященная копия.
Менялось ли экспозиционное место "Троицы" в галерее?
Один раз. После реставрации здания в Лаврушинском переулке "Троица" переехала в соседний зал, где ее расположили на стенде, экспонирующем икону под другим направлением света.
Но ведь жизнь произведений искусства подразумевает путешествия.
Конечно, подразумевает. Существуют музейные обмены: "Мона Лиза", "Венера Милосская" объехали весь мир. Но их "путешествия" не противоречили международному музейному регламенту, не противоречили и музейной политике, диктуемой реставрационно-музейными соображениями и интересами той историко-культурной атмосферы, которая сложилась вокруг каждого вывозимого произведения искусства.
"СПОСОБОМ ДАВЛЕНИЯ ИЗ НАС ХОТЯТ СДЕЛАТЬ ИСКЛЮЧЕНИЕ"
Левон Нерсесян, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства ГТГ
Живопись на дереве, особенно такого возраста и такой художественной ценности, находится в музеях всего мира на особом учете, поскольку они подвержены малейшим температурно-влажностным и механическим колебаниям (как в случае транспортировки, какой бы она ни была). В каждом западном музее имеется такой список вещей. Был он и в Третьяковской галерее, и его возглавляла как раз рублевская икона. То есть мы, Третьяковская галерея, не были исключениями из мировой практики. А сейчас способом давления из нас хотят сделать такое исключение.
Лидия Иовлева, первый заместитель генерального директора ГТГ
В принципе то описание ситуации с "Троицей" Рублева, которое сейчас есть в средствах информации, отражает реальное положение вещей. Все так, только без эмоциональной вздернутости Левона Нерсесяна. Да, в понедельник в Третьяковской галерее собирался расширенный реставрационный совет, кажется, там присутствовало человек 100. Было много выступлений, а также представлений писем-заключений от ведущих ученых и реставраторов Янина, Лившица, Вздор-нова и других. Когда стенограмма заседания будет расшифрована, то директор галереи Валентин Родионов, как он об этом сказал, пойдет с ней и с представителями общественности на прием к министру культуры. Пока сотрудники галереи не собираются брать под козырек и исполнять пожелания высшего начальства, да я думаю и надеюсь, что до этого дело не дойдет. Всем тем, кто занимается древнерусским искусством и знает состояние иконы Рублева, понятно, что перемещать ее за 70 км (хоть в спецящиках, хоть в колбах) невозможно. Эта икона никогда не покидала Третьяковки, за исключением одного раза, когда ее во время войны вместе с другими вещами увозили в эвакуацию.
Герольд Вздорное, член-корреспондент Российской академии наук, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГНИЙ реставрации
На расширенном реставрационном совете в Третьяковке прозвучало единодушное мнение: икону не выдавать. Причем это прозвучало в самой решительной, категоричной форме. На совете присутствовали и представители Московской патриархии, но они молчали. Как я думаю, указание о выдаче иконы в форме как бы пожелания родилось на самом верху власти. Видимо, оттуда позвонили министру культуры, а он уже позвонил в дирекцию Третьяковки.
Мы, ученые-древнеруссники и реставраторы, сказали, что в случае выдачи иконы Третьяковская галерея совершит должностное преступление. К тому же непонятно, зачем патриархии нужна "Троица" Рублева: в лавре и без того имеется отличная так называемая годуновская "Троица" (около 1600 года), а также список с рублевской "Троицы", сделанный в 1920 году Чириковым и Барановым. Разве этого недостаточно для проведения богослужений? Мне думается, что ситуация с выдачей рублевской иконой в лавру на праздник Троицы (а он будет июне) только начало: ее хотят туда получить только на праздник, потом захотят подержать подольше, а уже затем выдвинут требования, чтобы ее там оставили насовсем. И в этом случае это станет катастрофическим прецедентом для последующих выдач.
Источник: Газета.ру