Весь спектакль как на ладони
Слово "школьные" вовсе не значит, что в труппе только школьники. Артисты здесь – это те, кто учится и учит. В спектаклях заняты и дети, и молодежь, и взрослые (например, преподаватели воскресных школ). "Это фестиваль для любительских театров, которым сегодня нужна поддержка. В основе их творчества традиции русских театров, для которых духовно-нравственные проблемы личности важнее эгоизма, пошлости и растления, пояснил "НС" художественный руководитель Московского театра русской драмы "Камерная сцена" Михаил Щепенко. Критерием отбора стали единство формы и содержания, умение мыслить и донести эту мысль, сделать ее интересной и нужной для зрителя".
Михаил Щепенко, художественный руководитель Московского театра русской драмы "Камерная сцена"
Участие в этом фестивале для самих театров настолько важно, что их не смущают затраты на дорогу и трудности пути. Например, театр-студия "Перемена" (лауреат фестиваля) приехал из г. Соликамска (пять с половиной часов на автобусе до Перми и еще сутки на поезде). "Это один из редких фестивалей, где создана особая атмосфера со-трудничества и со-участия молодежи и тех, кто с ней работает. Каждый вечер происходит "разбор полетов", где компетентное жюри не только дает объективную оценку спектакля, но и отвечает на вопросы руководителей и актеров", считает литературный критик Капитолина Кокшенева.
Как со сцены рассказать о Боге
Каждый спектакль – это не пьеса Островского, Гоголя или Шукшина, а сценарий по мотивам их прозаических произведений, написанный руководителями-режисcерами школьных театров. Например, история о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (театр-студия "Перемена", г.Соликамск) звучит от лица дворовых этих помещиков, между которыми тоже возникает конфликт.
Многие участники православные. Но можно ли через театр привести человека к Богу? "Да, можно, и для этого вовсе не обязательно включать в спектакль библейские сюжеты, считает руководитель театра "Перемена" Лия Пыльская. – Для этого спектакль должен пробуждать в зрителе чистые, возвышенные устремления души. Заставлять задуматься о собственной жизни, побуждать к трезвой переоценке собственных поступков и поиску нравственных ориентиров. Это возможно, когда сами артисты искренни в своем творчестве, когда они сами находятся в духовном поиске. Поэтому я борюсь за каждого своего ребенка (в труппе играют ребята первого, пятого и восьмого класса), чтобы он не скатился в болото обыденной, пошлой, бесперспективной жизни. Сегодня ведь в школу боишься войти: на крыльце уже после второго урока семиклассницы распивают пиво, курят, ругаются матом. И в этой школьной среде существуют какие-то свои представления о том, что такое хорошо (круто, как они говорят) и плохо. Поэтому я стараюсь уберечь своих ребят, на примере героев из спектаклей воспитать в них нравственные критерии оценки жизни и развить в них потребность к творчеству. Поэтому в наших спектаклях звучат темы любви к родному дому, к своим близким, к своей земле, ее красоте".
Дети в "Перемене" сами делают костюмы, рисуют декорации, пишут маленькие сценарии. И для Лии Пыльской эта подготовительная работа сейчас стала намного важней, чем сам спектакль.
Кризис жанра
Известно, что уверовав, многие расстоются с театром. Несколько лет назад такое желание возникло и у Елены Дмитриевой, руководителя молодежного театра "Благодатное небо" (Волгоград, диплом "За верность духовной традиции в сценической реализации русской прозы"). Двадцать лет она ставила спектакли, которые занимали призовые места на всероссийских конкурсах и фестивалях, а потом бросила театр и хотела уйти работать в храм. Многие коллеги смотрели на Елену с недоумением, но убедить ее остаться в театре не могли. Раскололась и молодежная театральная труппа: некоторые ребята разделяли мнение своего руководителя: нельзя перевоплощаясь в другого человека оставаться самим собой.
Но из бесед со своим духовником, Елена, которая к тому времени поступила на богословский факультет Царицынского православного университета, поняла, что это был только этап переосмысления своего творческого пути. "Бог дал тебе талант. Ты не имеешь права закапывать его в землю. Вот сейчас, когда ты не хочешь этим заниматься, это и будешь делать", сказал духовник. Поэтому организация праздников в воскресных школах и массовых представлений на уличных площадках города в главные православные праздники стали очередным этапом ее деятельности. В университете она обрела и круг единомышленников, а в результате появилась новая труппа, но уже из воцерковленных людей – студентов университета. Они назвали ее "Благодатное небо".
Елена любит повторять слова своего архипастыря митрополита Волгоградского и Камышинского Германа: "Пусть все узнают, как православные умеют не только молиться и работать, но и отдыхать". Правда, спектакли ее театра никак нельзя назвать "легкими". На фестиваль Молодежный театр "Благодатное небо" привез пьесу по мотивам рассказа Шукшина "Билетик на второй сеанс". Ее главный герой (которого с трудом можно назвать положительным), пытается найти причину мучающей его необъяснимой тоски. И постепенно приходит к мысли, что тоска – следствие его душевной опустошенности, которую нельзя заполнить ни вином, ни развратом, ни безудержным весельем. Только обретение Бога способно решить эту проблему. К сожалению, как именно можно было бы проиллюстрировать эту мысль, чтобы она не давила на зрителя, Елена пока не знает.
Мастерство и горение души
Далеко не все кажутся безупречными с профессиональной точки зрения. Комментирует Михаил Щепенко:
"Нужен ли профессионализм, когда пуста душа? Довольно часто мне приходится сталкиваться с явлением, когда актеры первоклассно обучены своему ремеслу, но душа их не волнуется поставленными в спектакле вопросами. И поэтому они не в состоянии заинтересовать зрителя. В их работе и отношении к коллегам превалируют эгоизм и эгоцентризм. Это и понятно, потому что актеру сегодня надо пробиваться самому, и для этого расталкивать других локтями. В профессиональном театре, к сожалению, актеры подчас не думают о коллективном результате", считает художественный руководитель Московского театра русской драмы "Камерная сцена".
В результате мы получаем искусство, в котором нет горения души, нет единства зрительского зала вокруг некой идеи, душа зрителя остается не удовлетворена, продолжает Михаил Щепенко. Нужен ли такой профессионализм? Салтыков-Щедрин в свое время говорил о творчестве: "Если внутренности мои не дрожат (от сопереживания описываемой теме – А.Р.), лучше брошу перо, даже если придется умереть голодным".
А в любительском варианте театр это всегда неравнодушное отношение к проблематике спектакля. Это дух общности, семьи, общины, а это главная составляющая истинного искусства, в том числе и профессионального. И если коллектив серьезный, то мастерство рано или поздно к нему приходит. Тем более что все руководители – настоящие профессионалы своего дела. От режиссеров профессионального театра они отличаются лишь тем, что им приходится выполнять еще и работу сценографа, художника, костюмера, гримера и драматурга.
Источник: Нескучный сад