Владыка Вениамин, когда вы в 1992 году приехали сюда из Москвы на служение, что вы чувствовали?
Я приступил к архиерейской деятельности с надеждой. Человек религиозное существо, в нем заложено тяготение к Богу. Ф. М. Достоевский говорит: "Человек такое существо, которое кому-нибудь да должно поклониться". Кто-то на морозе готов в очереди к мавзолею на Красной площади стоять, чтобы поклониться тому, что там лежит. Другие идут Христу поклониться, кто-то "золотому тельцу", мамоне. Если человек уходит от Истинного Бога, он обязательно придет к идолам. Третьего не дано.
Когда вы сюда прибыли, в каком состоянии была епархия?
Начинали практически с нуля. До революции в одном только Владивостоке было до 40 храмов, вместе с военными, но при безбожной власти все их переделали или разрушили, в том числе и кафедральный собор. Владивостокская епархия возродилась в 1991 году, и первое время здесь служил владыка Николай из Канады. Когда я приехал сюда, здесь было по краю семь храмов, во Владивостоке один. На весь край было 12-16 священников. Но, с Божией помощью, потихонечку начали обустраиваться. Я радуюсь храму в Покровском парке. Удался храм: и архитектура, и русскость храма. Как говорит Святейший Патриарх, чем больше будет храмов, тем меньше будет тюрем на нашей земле. Мы и монастыри в крае организовали. Я думал, что туда пойдет очень много людей, но пошло не так много. Но, тем не менее, в Приморье два мужских и три женских монастыря. Монастыри играют громадное значение для Руси в духовном плане. Это лампадки, которые распространяют свет духовный, евангельский и теплоту среди полуязыческого христианства нашей Руси.
Сейчас у нас в крае более 100 зарегистрированных приходов. Разве что в глубоких деревнях их еще нет. С одной стороны, мы ждем, чтобы была местная инициатива в этих селениях, с другой сами стараемся миссионерствовать. Я не приписываю все заслуги себе, другой архиерей, может, сделал бы больше, чем я. Я думаю, пастырь должен сеять слово евангельское. А Господь взрастит зерно.
Как вы решаете кадровый вопрос?
С кадрами проблемы. Каждому храму нужен хороший батюшка. "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец", говорит Господь. Вот и мы ищем добрых пастырей в храмы, которые пеклись бы о своей пастве. И когда находишь такой золотник, радуешься. Но не всегда так. Иные немощные, а порою больше и ленивые, чем немощные. Есть у нас училище, чтобы кадры готовить. Сначала программа двухгодичная была, сейчас четырехгодичная. Хотели семинарию открыть, но нас опередил архиепископ Хабаровский, владыка Марк. Благодаря губернатору Ишаеву, там созданы административный центр и семинария при нем. Ну ничего. Может, и у нас со временем откроется, а пока небольшое училище. Выпускников мало, так что ищем благочестивых людей, которые чувствуют призвание идти по пути священства. Еще в ДВГУ открыто отделение теологии и религиоведения. Оно тоже небольшое. Но, тем не менее, уже был шестой выпуск. Выпускники это преподаватели гуманитарных предметов со знанием бого словия и истории религии.
Приморский бизнес помогал вам?
Конечно. Находились добрые люди, благодетели, которые имели средства и делились с Богом. Бывало, не делились. Бывает, я разговариваю с состоятельным человеком. Я говорю: Господь дал нам прекрасную голубую планету, сколько в ней золота, камней драгоценных, сколько нефти, лесов, морей. Так давайте возьмем песок и глину, испечем кирпич и возведем храм Богу, не пожалеем. Если человек не дает, то краснеет. Слава Богу, есть такие люди, которые краснеют.
В 90-е годы люди валом шли в храмы, сейчас нет. Было ли то время временем духовного возрождения страны?
Возрождение? Это была волна, которая хлынула и обрушилась на берег. И стала назад уходить. Песочек мелкий унесла, а крупный оставила. Вот и у нас в обществе подобное было. Я думаю, что многие с искренним чувством хлынули с той волной в Церковь. Но многие и разочаровались. Оказывается, христианину надо трудиться попробуй победить свой эгоизм, свое самолюбие, свое тщеславие, гордость. Многие предпочли просто наслаждаться жизнью. Бывает и так, что люди крещеные, но непросвещенные. Иной раз смотрю: в храме после воскресной литургии крестится, может, даже по 20 человек, а не все к Причастию подходят. Я таким и говорю: не забывайте, что крещение это только первый шаг. Вы открыли дверь в Церковь Христову. Церковь Христова это не просто собрание верующих, а в мистическом плане это тело Христово. А мы его члены. Как в физиологическом теле клеточек много, так и в церкви духовном организме много клеточек, членов Церкви. И нужно жить этим организмом. Если ты крестился и получил название христианина, это значит, что ты последователь Христа, ты должен знать Его учение, знать Евангелие и жить по нему. А то ведь, бывает, человек крестился, ушел и живет хуже язычника. А когда помирает, родственники приносят его во гробе, поставят в храме и говорят священнику: "Батюшка, отпой, ведь он крещеный". Но хоть бы он и крещеный, а жил как атеист или еще хуже, то и отпевать такого нельзя.
Не могу не спросить о епископе Чукотском Диомиде, которому Архиерейский Собор РПЦ запретил проводить богослужения. Я знаю, что Диомид в дискуссии ссылался на вас...
Вопрос о Диомиде это вопрос о чистоте Православной Церкви. К нему примкнули силы, враждебные Святейшему Патриарху. Мы видим из истории Церкви, сколько было ересей, сколько расколов, сколько было слуг сатаны в человеческом образе, стремившихся навредить ей... Святейший Патриарх был в Европе и, по приглашению, посетил католический храм, чтобы преклониться перед великой святыней терновым венцом Господа, хранившимся там. При этом присутствовал католический кардинал, настоятель этого собора. Святейший поприветствовал его, кардинал поцеловал его. Это было зафиксировано на пленку, и диомидовцы раздули скандал: вот, дескать, предатель. И мне звонят: владыка, подпишитесь против Святейшего. Конечно, я отказался. Что касается ссылок Диомида на меня, то я и сейчас подтвержу, что я сторонник выхода Православной Церкви из экуменического движения. В этом я с ним согласен. Я и на Соборе выступал с таким предложением. Тем более что в этом преобладает политика. Архиереи могут иметь свое мнение по этому вопросу, никто им не возбраняет. Но Диомид пошел другим путем, захотел революции, стал рассылать "открытые письма". Я считаю, что наши внутренние вопросы решать надо внутри Церкви, на Архиерейском Соборе. Свою точку зрения я высказал Диомиду и предложил ему написать покаянное письмо Святейшему: мол, я поступил неправильно, но при этом я убежден в том, том и том. Если бы Диомид поступил так, то Собор бы не принял таких жестких мер, как лишение его сана. Собор был не против его мнения об экуменизме, но против его методов противостояния и восстания внутри Церкви.
В Церкви архипастырем может стать только монах, давший обет нестяжания и безбрачия. Вы приняли обет монашества. Тяжело это бремя?
Оно тяжело всегда. Конечно, борьба, безусловно, есть и должна быть. Но когда у тебя есть устремленность к служению, любовь к Богу, то, конечно, духовно ты заряжаешься и Господь помогает преодолевать все трудности монашеской жизни. Конечно, без помощи Божией, сам человек свое естество не победит никогда.
Источник: Приморский благовест