В первых Заволокинских чтениях участвовали староверы и светские исследователи cтароверия из Латвии, Польши, Эстонии, Литвы, Украины, России.
Как верно заметил Сергей Николаевич Мелько из Архангельска, староверы разбросаны по всему свету, и встречи, подобные Рижским Заволокинским чтениям, необходимы, чтобы познакомиться друг с другом, пообщаться, особенно молодежи. Для Сергея Николаевича, например, стало настоящим открытием, что очень много староверов проживает в Житомире.
Об этом рассказал в своем выступлении на чтениях Сергей Петров из Киева. Оказывается, в Виннице, Одессе и Житомире созданы и активно работают старообрядческие национально-культурные общества.
Судя по вопросам докладчикам конференции, каждый из ее участников узнавал что-то новое для себя, сравнивал его со своим опытом, знаниями. Порой даже казалось, что обмен мнениями вот-вот перерастет в дискуссию, но ведущие мастерски обходили острые моменты, выполняя главную задачу первых Заволокинских чтений привлечь внимание широкой общественности к вопросам традиций и культуры староверия.
Темы выступлений были самые разнообразные: о сегодняшнем дне староверия, о духовных традициях староверов Архангельска, о строительстве мемориального памятника боярыне Морозовой и княгине Урусовой, об особенностях культуры, традициях и быта старообрядцев и др. Особо хотелось бы отметить доклады студенток из Вятского университета, что находится в российском городе Киров. Елена Кривошеина, Юлия Смишляева и Юлия Шатунова рассказали о традициях быта, духовных праздников и погребений, сохранившихся в старообрядческой среде Вятского края к началу 21-го столетия. Они отмечали богатство и своеобразие старообрядческой культуры. Со времен гонений смерть воспринималась старообрядцами как близкий спутник жизни, и должны были быть найдены душевные силы, чтобы не устрашиться ее.
Однако для развития любому народу, любой конфессии необходимо общение с представителями иных культур и вероисповеданий. Культура и обычаи тех краев, тех стран, где живут староверы, неизменно накладывает на них отпечаток. Может быть, поэтому некоторые праздники, о которых девушкам рассказали в экспедициях в вятские села, были не поняты латвийскими староверами.
Мы спросили у профессора, доктора исторических наук, заведующей кафедрой Всеобщей истории Вятского университета Ирины Юрьевной Трушковой, чем вызван такой большой интерес к старообрядческому наследию среди студентов?
Очевидно, что у человечества возникнут немалые проблемы в постиндустриальном завтра, ответила она. Многое из духовного опыта, накопленного поколениями, теряется безвозвратно. Как передать духовные ценности будущим поколениям? Как воспитать правильное отношение к труду? К привычке вести здоровый образ жизни? Оказалось, что религия, с которой боролись на протяжении веков, как путеводная ниточка способна вывести нас к истине человеческих ценностей. Способность староверов к самоидентификации, этнической и конфессиональной, может помочь нам и нашим детям перейти в постиндустриальное общество без особых духовных потерь.
Староверие как нить из прошлого в будущее. Взгляд, несомненно интересный, но вызывающий множество вопросов. Два из которых основные: "Захочет ли общество ухватиться за эту нить?" и "Готово ли современное старообрядчество стать спасительной нитью для общества?" Надеемся, что ответы на эти вопросы мы получим на следующих Заволокинских чтениях.
По материалам источников: obrazovanie.lv