В сентябре 2008 г . Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и министр культуры РФ Александр Авдеев обсудили возможность временного принесения иконы в Троице-Сергиеву лавру для поклонения верующих. Затем Патриарх направил соответствующую просьбу директору Третьяковки, сообщает агентство РИА новости.
Некоторые из корпорации музейных работников "возмутились самой идеей просьбы".
Священник Владимир Вигилянский руководитель пресс-службы Московской патриархии напомнил, что Рублев писал "Троицу" не для музея, а именно для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
Разгоревшийся вокруг временного переноса святыни в родную обитель конфликт, по словам Вигилянского, поднял очень серьезную проблему. В Третьяковской галерее находится 8 тысяч икон лучших икон, собранных из церквей, в залах вывешены 100-200. "Значит, тысячи икон находятся в тюрьме, нигде и никогда не выставляются. А я точно знаю, что там есть чудотворные иконы. Они в темноте, на железных полозьях, на расстоянии 10 сантиметров смотрят друга на друга. Это самая страшная тюрьма", сказал собеседник агентства.
"Надо искать компромисс взаимоотношений с музеями", отметил руководитель пресс-службы патриархии. И Третьяковка, по его словам, как раз показывает пример: на протяжении 14 лет предоставляет Донскую икону Божией Матери в день ее праздника, 1 сентября, для службы в Донском монастыре и поклонения верующих. Несколько раз из храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее вывозилась и знаменитая Владимирская икона Богородицы.
Отец Владимир Вигилянский подчеркнул, что церковь заинтересована в сохранности икон не меньше музея и никто не хочет, чтобы они пострадали при переносе. "Никто не требует: дай и все! Безусловно, это нужно делать с соблюдением всех самых строгих требований", убежден представитель РПЦ.
Собеседник агентства особо отметил, что "теперь научились делать ковчеги, где сохраняются необходимые влажность и температура". Церковь, государство и представители музеев, по его словам, могут сесть за стол переговоров и решить, как устроить так, чтобы иконы переносились в этих ковчегах.
Переговоры о предоставлении иконы на три дня в Троице-Сергиеву лавру начались в сентябре. В течение дальнейшего периода проходили заседания с привлечением специалистов и экспертов по древнерусской живописи, где обсуждались возможности бережной транспортировки иконы. Также было проведено обследование Лавры для предотвращения возможных рисков.
В результате в музейном сообществе появились противники самой идеи перемещения "Троицы" за пределы Третьяковки.
Так, в среду в блоге старшего научного сотрудника отдела древнерусского искусства ГТГ Левона Нерсесяна появилось сообщение, критикующее позицию руководства о возможности временной выдачи иконы в Лавру.
В настоящее время за пределами музея экспонируются две иконы из собрания ГТГ Владимирской Божьей матери в Музее-храме Святителя Николая в Толмачах и Донской Божьей матери в Донском монастыре в дни храмового праздника.
Священник Димитрий Карпенко, преподаватель Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью), секретарь Белгородского епархиального управления, постоянный автор портала "Православие и мир" прокомментировал сложившуюся ситуацию:
Сегодня полемика из разряда того, можно ли перевести икону "Троицы" прп. Андрея без риска для ее дальнейшего бытия переросла в другое русло "а зачем это надо?".
Давайте на время оставим за скобками техническую возможность перевоза иконы за 70 километров от Москвы, поговорим немного о другом. Действительно, тем кому это "не надо", никогда не понять, для чего иконы приносятся в храмы для поклонения. Такому человеку совершенно не понять и не объяснить для чего, к примеру, икона русского рассеяния Курская Коренная приносится не только в храмы и монастыри Русской Зарубежной Церкви, но даже в дома православных христиан. Можно было бы сказать довольствуйтесь копией! Вы же не идолопоклонники! Есть репродукция и достаточно главное молиться! И действительно, что главное молиться, но если есть возможность помолиться перед чудотворным ликом аутентичной иконы, какой православный христианин будет ее избегать?
Видимо и святой мученик Иосиф Муньос совершенно не понимал смысла православного иконопочитания, когда путешествовал по всему миру с чудотворной Иверской Монреальской иконой Божией Матери.
Можно было бы воскликнуть, вторя сегодняшним критикам, что за язычество, стремиться прикоснуться "к тому самому образу"?! Молитесь перед списком и будьте спокойны! И ведь действительно, есть возможность молиться и перед списком, и даже совсем без каких-либо списков. Но если такая возможность есть зачем ее избегать? Но, видимо, Монреальскую икону Божией Матери просто во время не поместили в музейную клетку, поэтому "церковники" и не смогли сохранить этот образ для последующих поколений.
Православное предание учит нас всегда и во всем следовать святым отцам. Возможно, что святые и писали что-то о "богословии музеев", не знаю, даже если и не писали ничего, не будем отрицать, что музеи, по промыслу Божиему, в безбожные времена стали приютом для православных святынь, и подчас люди совершенно неверующие, но чуткие к прекрасному сделали очень многое для их жизни сегодня. Поэтому понятно желание музейных работников сохранить у себя то, что во времена безбожия стало их достоянием, но давайте поймем и православных христиан, для которых желание молиться перед святынями естественно и понятно. И ситуации на местах на самом деле разрешаются с обоюдным согласием сторон, так есть в Толгском монастыре, где хранится Толгская икона Божией Матери, в нашем кафедральном соборе местный музей отдал на хранение евхаристический набор изготовленный к прославлению святителя Иоасафа Белгородского в 1911 году, который сегодня используется "по назначению" каждое воскресное и праздничное богослужение, оставаясь собственностью музея. Там где есть понимание есть и результат.
Источник: Православие и мир