Старообрядческая общественность уже несколько недель обсуждает конфликтную ситуацию, связанную с так называемыми "покаянными письмами" архиепископа Тульчинского Евмения (Румыния) в адрес Патриарха Новозыбковского, Московского и всея Руси Александра (Калинина). В "покаянных письмах" архиепископ Тульчинский Евмений пишет о рукоположении Александра Дубинина (инока Аполлинария) в нарушение святых апостольских правил. Представители Древлеправославной церкви Румынии ныне отрицают подлинность подписей архиепископа Евмения под указанными документами. В этой связи далеко не в первый раз звучат имена как главы РДЦ, так и настоятеля курского Успенского храма епископа Аполлинария (Дубинина).
В 1999 году в Российской Древлеправославной Церкви произошел раскол, в результате которого из-под юрисдикции Патриарха Александра (Калинина) вышли несколько приходов, в том числе приход Успенской церкви в городе Курске, окормляемый отцом Аполлинарием. О возможных причинах раскола ходят различные слухи. Часть комментаторов говорит о недовольстве Аполлинария учреждением по инициативе архиепископа Александра (Калинина) патриаршества в Новозыбкове, другие склоняются к версии непонимании частью священства и общин попытками сближения РДЦ с РПЦ МП.
10 мая 2000 года Управление ФСБ РФ по Брянской области возбудило в отношении опального епископа уголовное дело по статье 188 часть 2 "Контрабанда". В ходе следствия в качестве свидетеля привлекался Патриарх Александр, показавший, что церковные книги, вменявшиеся Аполлинарию как контрабанда, были ранее похищены у епископа Курской старообрядческой церкви Аполлинарием. Судебное разбирательство, длившееся более пяти лет, закончилось вынесением оправдательного приговора в отношении Аполлинария. Следует отметить, что в 2001 году епископ Аполлинарий обратился за помощью в Общероссийское общественное движение "За права человека", которое выделило ему общественного защитника – Владимира Степанова. В разговоре с нами Владимир Степанов высказал мнение, что дело о контрабанде, возможно, было сфабриковано. А на вопрос о том, почему правозащитники стали заниматься внутренним старообрядческим конфликтом, Владимир ответил, что они работают по этому вопросу исключительно с точки зрения защиты права на свободу совести.
Во время судебных разбирательств, 15 мая 2004 года случился серьезный инцидент в самом Успенском храме города Курска. По словам правозащитников, Патриарх Александр и несколько лояльных ему епископов ворвались в церковь и применили насилие в отношении прихожан, имущества и средств общины. Также ворвавшиеся требовали от молящихся покинуть храм прямо во время службы.
После инцидента 15 мая курская прокуратура возбудила против Патриарха Александра уголовное дело по статье 162 "Разбой", которая затем была переквалифицирована в статью 310 часть 2 "Самоуправство". Данное дело находится на стадии рассмотрения до сих пор.
Возможные факты самоуправства нам в частной беседе подтвердила прихожанка Успенского храма Пелагея Петровна Пузанова. По ее словам, Патриарх Александр вместе с епископами, вошли в храм во время службы и применили силу в отношении поющих на клиросе, а также священника.
Нам же остается надеяться на благоразумие сторон и постепенное разрешение конфликтной ситуации мирным путем в духе русского старообрядчества.
Мы готовы предоставить слово официальным представителям Российской Древлеправославной Церкви, если они пожелают прокомментировать сложившуюся ситуацию.