В начале прошлого века перед тем как погрузиться в пучину, России было даровано десятка полтора благословенных лет. То, как она ими распорядилась, позволяет думать, что ее дальнейший путь был бы не менее плодотворен. Но пока от старого мира нам достались хранившиеся в Театральном музее имени Бахрушина рукописи основателя первого в России частного оперного театра Сергея Зимина (1876 1942), которые исполнительный директор культурно-просветительского фонда "Поколения" Владимир Пронин превратил в роскошный дорогой альбом "История оперы Зимина". Над ним работали также директор издательства "Универсум паблишинг" Сергей Невзоров и режиссер Игорь Иванов, создавший фильм "Новая опера Зиминых", который в виде компакт-диска прилагается к альбому. Эта книга не только научный труд по истории оперы, но и учебник бизнеса, рассказывающий, как любимое дело может приносить деньги.
Сергей Зимин родился в селе Зуево Московской губернии в старообрядческой семье. Дед его был крепостным, а отец основал крупнейшее в России акционерное общество. Сам Сергей Зимин окончил коммерческое училище в Москве, но увлекся пением у него был хороший бас-баритон и в 1902 году организовал первые оперные концерты на открытом воздухе. В 1904 году отправился за границу изучать оперное дело, по возвращении создал собственный частный оперный театр, который стал самым крупным в России и средоточием лучших художественных сил Москвы. Музыкальное руководство в нем осуществлял Ипполитов-Иванов, декорации писали Билибин, Васнецов, Поленов, Судейкин, Кончаловский, Рерих, Серов (всех перечислить невозможно, в альбоме масса репродукций). Пели Шаляпин и Баттистини, танцевала Кшесинская, с балетной труппой приезжал Михаил Фокин. Труппа давала представления 13 сезонов до 1917 года. В 1917-м опера Зимина стала Театром совета рабочих депутатов, в 1924-м закрыта.
Альбом "История оперы Зимина" был представлен на недавней выставке-ярмарке "Книги России". Презентацию сопровождал концерт. Собравшись было уйти с ярмарки, я услышала со сцены лучший в мире дуэт из лучшей в мире оперы, где Дон Жуан с легкостью соблазняет очередную жертву крестьянку Церлину. Так, в пальто и дослушала все, что с блеском исполнили молодые солисты Первой российской антрепризы Музыкального театра. На месте Сергея Зимина я предложила бы им вакансии в своем театре.
По материалам источников: Московские Новости