ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Вниз по Енисею

Иеромонах Даниил (Назаров) :: 02 декабря 2008

Красноярская епархия простирается от предгорий Тибета до Северного Ледовитого океана, большая часть ее территории лежит в труднодоступных местах тайги и тундры. Жители этих мест оторваны от цивилизации и зачастую не имеют возможности получить духовное окормление. В поселки, расположенные по берегам великих сибирских рек, миссионеры могут добраться на катерах всего два месяца в году. О миссии на Енисее, прошедшей летом этого года, рассказывает ее руководитель, председатель миссионерского отдела Красноярской епархии.

Подготовка к миссии началась за четыре месяца до самой поездки. Милостью Божией нашлись благодетели, и мы смогли набрать необходимую сумму. Но всякое Божье дело испытывается огнем искушений, и миссии не исключение. В этом году пик проблем пришелся на предшествующие поездке дни и недели. Тяжелее всего было со здоровьем участников. Дошло до того, что буквально в последние дни всерьез встал вопрос, ехать ли вообще? Много проблем было и с подготовкой катера...

Мы смогли выйти на воду 15 июня, в день Святой Троицы, после Литургии в храме. Нас было шестеро: иеромонах Даниил – миссионер епархии, иерей Сергий – миссионер Енисейского благочиния, капитан Евгений – опытный речник и таежник, Кирилл – матрос и помощник в служении, давний участник наших миссионерских поездок, как и Людмила, которая отвечала за быт и помогала при службе. Еще поехала с нами гостья из Москвы, Елена Тростникова – автор многих православных книг, которая пела в миссии на богослужениях и очень быстро обустроила наш аскетичный быт.

Погода в этом году всю поездку была холодной, да еще и ветреной – часто мы не могли даже отчалить из-за высоких волн. В первую же ночь на широком Енисее, видя метровые волны, швыряющие катер из стороны в сторону, я прочувствовал, что миссия началась – так кричала в душе молитва...

Зотино

Утром мы были уже в поселке Зотино. Как всегда, работа миссионеров началась с похода в администрацию: объяснить, кто мы такие, попросить разрешения на проведение богослужений, выделить помещение, развесить объявления. В Зотино нам предложили использовать здание клуба.

К нам подкатил мотоциклист – увидел священника в рясе и тут же обратился с важной просьбой. Оказалось, что они с женой уже собрались ехать в Красноярск, просить, чтобы оттуда приехал батюшка и 'освятил их жилище и магазин. Жена – православная, а муж – мусульманин, но он говорит: "Уважаю веру жены и хочу освятить дом". Освятили дом и магазин этой удивительной и очень хорошей семьи. Окропили и "КАМАЗ"-кормилец, стоявший в гараже...

На следующее утро – богослужение в Зотинском клубе. Литургию начали вместе с о. Сергием, а потом я ушел крестить первых пришедших на крещение, чтобы они успели на причастие. Удивительно, как чудесно складываются такие крещальные Литургии – у нас совпало по времени, буквально слово в слово, чтение (и пение) Символа веры на богослужении и на крещении!

Люди принимают крещение со всей серьезностью, как всегда на Севере. Много детей.

В итоге крестили 18 человек, что для такого небольшого поселка – очень много, особенно если учесть, что мы уже приезжали сюда с миссией ранее.

В этом году, благодаря жертвователю, мы закупили два огромных мешка качественной одежды для многодетных и неимущих семей. Итак, вещи надо раздавать. Пришедшие на богослужение люди и в администрации поселка единодушно указали нам на одинокую женщину, которая воспитывает трех ребятишек. Женщина оказалась верующей – дома иконы, бережно хранимые дореволюционное Евангелие и переписанный от руки, еще при советской власти, Пасхальный канон.

И вот эта самая бедная в Зотино женщина наотрез отказалась брать от нас помощь, говоря: "Ниже нужнее будет!" Да, поселки ниже по течению Енисея много беднее. А пришла она к нам на катер просить православных книг: жажда чтения есть, а возможности приобрести православную литературу нет. Мы подарили ей много книг – слава Богу, взято было с собой достаточно.

Роман, местный православный активист, пришел к нам на катер – поговорить о строительстве часовни. Все необходимое для официальной регистрации общины и возведения часовни уже есть. Мы вспомнили, что "православный мусульманин", у которого мы освящали дом, тоже выступил за строительство часовни и обещал поучаствовать в деле материально... Слава Богу! Мы не только крестим, а Господь дает и церковь устраивать!

ПОСЕЛОК БОР

Бор – это в первую очередь впечатляюще высокий берег с длинной лестницей от дебаркадера наверх. У воды полно рыбаков с удочками и закидушками, они расположились далеко вдоль скрытого лесом за высоким берегом поселка. Ловят крупных язей и некрупных окушков. На севере редкость рыбалка на удочку, а здесь такое ощущение, что ежедневно рыбачит весь поселок...

В Бору есть храм, но нет священника – два раза пытались здесь жить и служить батюшки, но поселок маленький, дохода у церкви совсем нет, и от голодной жизни они уезжали в другие места.

Администрация строит храм побольше, но все равно при населении в две тысячи человек и северной бедности невозможно содержать здесь приход со священником. Зато самолет из Туруханска бывает регулярно, и посещать этот приход оттуда очень удобно, так что можно служить раз в месяц.

Но пока и этого нет, служим только мы. Предыдущая Литургия была здесь на Благовещенье... И впервые в этой миссии у нас стали срывать объявления о крещении. Говорят, в поселке очень агрессивные сектанты-пятидесятники, и именно они на нас ополчились. Несмотря на это на богослужение приходит много людей – здесь устоявшаяся, крепкая община православных.

Начинаем службу вместе с отцом Сергием, а потом, по обычаю, я ухожу крестить – пришло много людей, и в маленьком помещении просто не повернуться.

Крестим опять в несколько приемов – где-то до двадцати человек. Замечательно! Для такого поселка, где многие уже крещены и посещают храм, это означает, что большинство жителей приняли православие.

"ОБСТАНОВОЧНЫЙ ПУНКТ"

Увидев на берегу несколько домиков, а у воды лодки, решили пристать. Оказалось, это не поселок, а так называемый "обстановочный пункт" – место', где обслуживают речные знаки по Енисею (следят за бакенами и створами). Начальник и двое рабочих, работают здесь вахтовым методом.

Объяснив нам, где ближайшая жилая деревня, начальник вдруг попросил посмотреть его икону – что за святые на ней изображены. Икона старая, досталась от бабушки...

Так сложилось, что нашими покровителями в миссии являются двое святых, которым мы сугубо молимся ежедневно – Святитель Николай Чудотворец, как покровитель всех плавающих по водам, и святитель Иннокентий Иркутский, как главный сибирский миссионер.

Каково же было наше удивление, когда мы увидели на старинной иконе изображение именно этих двух святых вместе! Мы восприняли это как чудо и как Божие благословение нам.

Но чудеса на этом не закончились. Пока мы разглядывали икону, рабочий, встретивший нас на "берегу, робко обратился к нам с просьбой крестить его. Оказывается, он был в Бору накануне нашего богослужения, но в день крещения уже должен был вернуться сюда и очень жалел, что не смог прийти... И вот мы сами вышли на этот берег. Пока собирались, и второй рабочий, эвенк, решил присоединиться к товарищу. А начальник стад крестным: "Я вам теперь отец буду!"

Удивительно вдохновляющее получилось это крещение в водах Енисея, соединившее братством трех обитателей "обстановочного пункта". А потом всех причастили Святых Таин...

И дальше в путь.

ПОСЕЛОК ВАХТА

Поселок удивил ухоженными улицами и добротными домами. Видны и более современные постройки. А еще на улицах все кипит жизнью, полно детей и молодежи. Глава администрации поселка принял нас очень хорошо.

Наиболее подходящим местом для богослужения оказался детский сад. Первый раз за все одиннадцать лет миссионерских поездок мы служили среди детских рисунков и поделок, возле узеньких шкафчиков, словно из нашего далекого детства. Отслужили Литургию, исповедали и причастили пришедших. Одновременно в другой комнате шло крещение.

Пришло на удивление много людей. Много причащалось. Крестить пришлось трижды. А потом нас еще очень просили отпеть умерших, что довольно редко для поселков, не посещавшихся священнослужителями.

После богослужения и обеда на крохотных детсадовских стульчиках, мы пошли отпевать на кладбище. Оказалось, что кладбищ здесь два, и нам необходимо посетить оба.

Служилось так легко, с какой-то такой пасхальной радостью, что я не удержался и запел "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав..." Отслужив на первом кладбище и посокрушавшись по поводу многочисленности умерших молодых людей, мы пошли на второе кладбище и служили там. На многих деревьях кладбища висят связки цепей для бензопил. Надо быть на севере, чтобы догадаться, что они предназначается для выпиливания могил в земле зимой – по-другому здесь никак.

И в этом поселке глава администрации выразил желание построить часовню. Живущий в поселке писатель Михаил Тарковский, внук известного поэта Арсения Тарковского и ревностный православный, также обещал оказать поддержку в строительстве часовни. Сейчас мы подыскиваем для Вахты подходящий проект храма-часовни, и надеемся, что это благое дело будет сделано.

ПОСЕЛОК ВЕРХНЕИМБАТСК

Верхнеимбатску 400 лет, раньше он был довольно густо населен, но сейчас здесь живет всего 550 человек – говорят, что умирает в год 10-12 человек, а рождается всего 1-2. Еще в 1997 году в школе было 120 учеников, сейчас наполовину меньше – все уезжают на большую землю, и притока людей в поселок нет.

Раньше здесь было четыре зверофермы, заготавливали тысячу тонн рыбы – теперь "все в прошлом". Местным властям стало невыгодно развивать такие поселки. А ведь северные народы жили здесь всегда...

В поселке был когда-то прекрасный Успенский храм, сфотографированный знаменитым исследователем Севера Ф.Нансеном – эта фотография висит на стене в администрации. Но сегодня о духовной жизни в поселке говорить не приходится. Здесь нужно еще служить и служить, чтобы пробудились сердца людей и вера, сохраненная скорее как история, стала для них частью жизни.

Богослужение проходило в новом, большом клубе. Как всегда, мы начали служить вместе, а потом я пошел крестить. Но всего троих мы крестили в этом поселке.

КАНГОТОВО

С большим трудом мы запомнили это название – Кянготово, с ударением на первом слоге. Маленький, около сорока жителей, поселок, обветшавший, бедный, встретил нас весельем: праздновали День молодежи, из клуба неслись звуки детского караоке, а на крылечко клуба тут же высыпала стайка ребятишек

На крещение пришла целая семья: мама с пятью ребятишками и еще двоюродный брат, все – кето. С какой серьезностью и задором они произносили отречение от сатаны при чине крещения! И, неожиданно для нас, вдруг стали все подпевать "Господи, помилуй!" – да так слаженно, будто для них это дело привычное...

– Обязательно заезжайте в Сургутиху! – получили мы напутствие. Ну что же, заедем, хотя этот поселок и не на Енисее, а на его притоке, реке Сургутихе, В провожатые нам достались двое мальчишек 10 и 12 лет, крещеные накануне, – нас попросили довезти их туда в летний лагерь. Мама ребятишек рассказала нам, что в поселке есть магазин, но цены там очень высокие. Жаловалась, что кило сахара на большой земле стоит 20 рублей, а у них – целых 55. Но хуже всего с мукой – мешок больше полутора тысяч стоит, а хлеб-то печь надо, вот и приходится все небольшие деньги отдавать, чтобы рейсовым вертолетом муку привезли.

Да, хлеб здесь все пекут сами, и добыть булку для миссионеров – проблема. Зато на столе у нас была курица – где-то раньше мы купили ее в магазине и теперь сварили, чтобы отдохнуть от надоевших консервов и бесконечной ухи. Мама ребятишек, увидев это блюдо, спросила: "А это у вас курица, да?" Оказалось, что она никогда в своей жизни не видела курицы... В этих местах кур не держат, потому что нечем их кормить: в огородах ничего кроме картошки и лука не растет, полей нет, а возить крупу из городов – очень уж дорого... Конечно, она ела и утку и гуся – если в семье есть охотник, то это по осени бывает, но курица – чистая экзотика для этих людей.

Не держат здесь и поросят, по той же причине – кормить нечем. Даже картошка здесь вырастает не очень хорошей, да и год на год не приходится с урожаем. В советские времена, когда снабжение Севера было получше и возили комбикорм, держали коров, а сейчас их фактически нигде в поселках нет.

Мы нагрузили женщину нашедшимися у нас продуктами и пятью килограммами сахара, ребятишкам раздали одежду из пожертвованного нам благодетелями. Мама ушла в слезах.

Когда говорят, что северные народы спиваются и деградируют, я бы пригласил посмотреть на эту кетскую семью из малюсенького поселка на Енисее – родители непьющие и семь детей имеют замечательных. Выживают как могут в полной нищете, но не сдаются...

За время пути в Сургутиху мальчишки съели у нас всю колбасу, все конфеты, всю халву, печенье, яблоки и... лимоны. Никогда в жизни я не видел, чтобы так ели лимоны – с восторгом, с удовольствием, с улыбками – макая в сахар и съедая вместе с кожурой.

– А что, – спрашиваю их, – мама вам такого не покупает?

– Мама не покупает – у нас денег нет. Но нам в школе дают, – отвечает один. Второй тут же подхватывает:

– У нас старый директор был, тогда ничего не давали. А новый пришел, и стали давать йогурты, конфеты, апельсин, и яблоко – такое зеленое, кислое и вку-усное!

– И по шесть бананов! – добавляет первый, – Иногда по пять, а тогда и шесть давали!

– Ешьте, пацаны, ешьте, а я выйду – что-то горло перехватило...

ПОСЕЛОК СУРГУТИХА

Мы пристаем у крутого берега реки Сургутихи возле поселка. Воскресенье. По традиции, сначала надо представиться главе администрации поселка, но где его искать в выходной день? Наверное, он на рыбалке, как и все здешние мужчины в выходные. Но мы ошиблись. В поселке со 130 жителями, включая детей, в этот день проводился поселковый конкурс "Поде чудес" и чемпионат по волейболу. Вот это да! Здесь кипит жизнь!

Главу поселка найти оказалось нетрудно – он как раз все это и организовывал. Принял он нас отлично.

Поселок небольшой, но куда более ухоженный, чем все, виденные нами ранее. Живут здесь, кроме русских, в основном селькупы, есть и кето, и долгане.

Возле берега стоят лодки с моторами – значит, люди не совсем бедствуют, а на высоком берегу можно увидеть "ветки" – национальные лодки-долбленки кето и других северных народов. Делается такая лодка из ствола большой осины. Один из пожилых местных жителей рассказал, что у них, бывает, делают "ветки" и на пять человек, и даже приделывали к ним мотор "Ветерок" – тогда скорость у нее очень хорошая. Но он же посетовал, что всего один человек остался, кто умеет делать "ветки", а искусство изготовления их из ствола кедра вообще утеряно.

Отслужили наутро рано. На крещение пришло фактически половина поселка. Первым на крещение вышел глава администрации, а последним в ряд крещаемых встал его заместитель. Такое единство объяснялось и тем, что поселок находится в стороне от Енисея и сюда ни разу еще, похоже с основания поселка, не приезжал священник.

Малоимущие здесь все, и выбрать, кому дарить вещи, – большая проблема. Но, милостью Божией, это всегда как-то само решалось, и всегда хорошо. Вещи, купленные на пожертвованные нам средства, – добротные, что сразу оценили пришедшие женщины. Все они ушли довольные.

Когда люди разошлись, я обратил внимание, что на берегу у катера одиноко сидит мальчуган лет пяти-шести. Подошел к нему и спросил:

– Тебя как зовут?

– Пасха, – ответил парнишка.

– Пасха? Но ведь такого имени не бывает? – удивился я.

Мальчуган наклонил голову и замкнулся, словно обидевшись. Не став его больше тревожить, мы принесли ему конфет и оставили в покое.

Пошло еще часа два, наши все еще были в поселке, а мы на катере готовили им обед. Я вышел из кубрика – парнишка все так же одиноко сидел неподалеку.

– Так как все-таки тебя зовут? – сделал я вторую попытку познакомиться.

– Пасха, – опять ответил мальчуган.

– Ну, здравствуй Пасха! Ты наверно на крещение опоздал и сейчас пришел покреститься? – догадался я.

Парнишка молча кивнул головой.

– Проспал? Новый кивок

– Ну, пойдем на катер, придет отец Сергий и покрестим тебя, а то все у него с собой в поселке.

Еще около часа Пасха сидел у нас в кубрике, уплетая все, что было на столе, и самое главное – конфеты, которые мы успели снова купить в поселке.

Наконец появился отец Сергий с нашими миссионерами, и мы покрестили Пасху. Оказалось, что зовут его Пашка, просто он еще не научился толком произносить свое имя. Пришел и глава администрации поселка – он оказался родственником Пашки и стал его крестным. Рассказывал, что Пашка проспал общее крещение и сильно расстроился. Сам молча ушел из дома и пошел к катеру, просить чтобы его покрестили. Нам-то он ничего не сказал, но своего добился – сидел, ждал терпеливо и дождался.

Сургутиха показалась мне самым живым и ярким поселком за все мои двенадцать миссий по всей Сибири: здесь есть хозяин, есть тяга к вере, есть духовность и душевность. Тут мы встретились с Пасхой – и с Пасхой-Пашкой, и с Пасхой в душе.

...А потом мы попади в бурю. Они на Енисее очень быстрые и сильные. Страшнее всего было понимать, что в случае гибели катера мы окажемся далеко от всякого жилья и никуда не сможем добраться. Но, милостью Божией, буря прошла для нас без больших последствий.

ВЕРЕЩАГИНО

Поселок сразу удивил царящим в нем духом обреченности. Верещагино показалось нам полной противоположностью живой и яркой Сургутихе. Дальнейшее общение с местными жителями только подтвердило наше первое впечатление.

Прежде это был богатый поселок, но за последние 15 лет все стало приходить в упадок Во многом это происходит благодаря властям района, которые поставили себе целью закрыть все небольшие поселки и свезти всех в Туруханск или вынудить уехать на большую землю. Для этого власти просто не помогают людям и доводят их состояние до невыносимого.

Мы развесили объявления, побеседовали с людьми на улице. Подарили большие иконы в администрацию поселка, книги и икону в библиотеку. Но изменить тяжелое духовное настроение, владеющее людьми из-за разрухи и безнадежности, не смогли – креститься не пришел никто, и только одна верующая женщина пришла на исповедь и причастие. Она попросила освятить ей дом, что мы и сделали, удивляясь резному домашнему иконостасу и действительно живому благочестию этой женщины и ее мужа.

Потом, когда буквально к нашему отъезду подошли желающие креститься, нам стало ясно, что просто нужно время и регулярное посещение таких мест, чтобы люди смогли измениться в своем духовном настроении.

БАКЛАНИХА

Через день добрались до Бакланихи с почти полностью кетским населением. Поселок совсем небольшой – несколько домиков приютились на невысоком правом берегу. Живут в нем 70 человек

Сказать, что поселок произвел на нас гнетущее впечатление – значит ничего не сказать. Нет электричества, нет никакой живности, кроме собак, фактически нет никакой техники... Все это отнюдь не по вине жителей – давно сломался дизель-генератор, дающий свет, а районные власти его полгода не ремонтируют, зато развесили объявления, куда обращаться желающим переселиться.

В поселке нет магазина – невозможно купить самые элементарные вещи! А в плавающем магазине, который летом посещает такие поселки, цены в десять раз выше, чем даже в Туруханске. Вот и остается людям ездить за всем необходимым за 150 км на лодке в большой поселок Так местные власти выживают малые народы Севера...

Крещение не удавалось начать примерно часа два – в клубе собралась чуть ли не половина поселка, но, как оказалось, не ради крещения, а для диспута в духе прежних антирелигиозных времен. Мы никакой беседы не планировали, но раз Бог дал, то трудились, отвечая на вопросы. А вопросы были не только и не столько о вере, сколько о жизни... Библиотекарь встретила нас страстным: "Вот вы миссионеры! Да скажите же кому-нибудь – у нас полгода электричества нет!" Пришлось нести миссионерам крест за всех – за власти, за политику, за отсутствие света, за тяжкую их жизнь...

В итоге мы крестили четверых, исповедали и причастили еще двоих. Если учесть, что этот поселок посещался священниками впервые за всю его историю, а также определенную озлобленность людей ко всем приезжающим с большой земли, то это очень хороший результат

Возвращение происходило тем же путем и с заходом в те же поселки, чтобы купить топливо и масло для двигателя. И на обратном пути нам снова приходилось крестить – люди только через несколько дней определялись в своем решении принять крещение..

И это лишь подтвердило, что миссионерские поездки должны стать регулярными.

Когда мы собрались уже после окончания миссии, все согласились, что никогда еще у нас не было такой тяжелой и в то же время такой обнадеживающей поездки. Несмотря на усталость и тяготы, мы помнили чудесных людей, которых мы встретили, семьи и детей, которым помогали, – и нам с новой силой хотелось служить Богу и людям!


Справка ЦВ

Миссионерский отдел Красноярской епархии особое внимание обращает на служение в отдаленных северных поселках. С1997 года по благословению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония организуются миссионерские поездки по отдаленным и труднодоступным местам епархии. За это время миссионеры посетили Нижнее Приангарье, районы среднего и нижнего течения Енисея. За 11 они побывали более чем в сотне поселков, крестили более полутора тысяч человек, сотни раз совершали Божественную литургию, раздали огромное количество православной литературы, экземпляров Библии, молитвословов, икон. Миссионеры также оказывали помощь неимущим и многодетным семьям.

Во многих поселках после миссионерских поездок образовались православные приходы, в некоторых из них появились местные священнослужители. Но до сих пор подавляющее большинство отдаленных поселков на Енисее можно окормлять только с помощью миссий.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама