Николай Лукинский – юморист, сатирик и популярный актер, "заслуженный негр России". Профессионально работать на эстраде Николай Лукинский начал с девяностых годов. Несмотря на несколько несерьезный жанр, в котором выступает актер, и созданный им на эстраде имидж беззаботного весельчака, в жизни Николай очень серьезный, глубоко верующий человек.
– Николай, спасибо Вам за то, что согласились встретиться с нами. Я знаю, Вы недавно пришли к вере, если можно, расскажите, как это было.
– Это было уже не так давно. Но к глубокой вере я пришел лет 15 назад. Это мое решение, мое взрослое решение, мне было около 35 лет, когда я пришел к вере, к серьезной вере в Бога. Началось все, наверное, с первой исповеди, с первого осознания отношения к греху, и, наверное, со страха, со страха Божьего, как, собственно, с чего и начинается вера.
Конечно, уже взрослым человеком, когда ты понимаешь, что Бог есть, и что за каждое слово, за каждый твой шаг ты должен отвечать не только перед своей совестью, но и перед Господом, то здесь сомнений не остается. Но все начинается, я думаю, с покаяния, а дальше уже общение со священнослужителями, с людьми верующими. Общение с православной литературой.
Конечно, какие-то книги очень сильно на меня повлияли. Например, "Отец Арсений", потрясающая совершенно книга, или "Старец Силуан". Я, правда, ее не полностью прочитал. "Древний патерик" я читал в то время, я уже не говорю о молитвослове и житиях святых – то, что, наверно, нужно чаще читать. Не говоря уже про Евангелие, которое тоже нужно читать как можно чаще. К сожалению, не могу похвастаться тем, что читаю Евангелие каждый день, как положено, хотя бы по главе, хотя бы по одному псалму ежедневно. За исключением девяностого псалма, который мы читаем каждое утро. Ну, во всяком случае, я стараюсь. Я считаю, что нужно начинать с книжечки, которая называется "В помощь кающимся". Это такая тоненькая брошюрка, которая поможет людям пойти на первую исповедь. Подготовиться к исповеди и к первому причастию. Потом, конечно, молитвослов – хотя бы элементарные знания основ Православия.
– Как вам кажется, вера может мешать творчеству? Например, вашему жанру?
– Я много говорил на эту тему с батюшками, потому что есть такое мнение, что актерская профессия чужда Церкви. Перевоплощения, переход из одного образа в другой... но вы знаете, многие священнослужители мне говорили, что есть такая, я бы сказал, миссия, есть люди, которых Господь специально посылает на землю, чтобы они развлекали и радовали других людей. Может быть, и я отношусь к таким людям, во всяком случае, судя по профессии, получается, что так. Конечно, нельзя пользоваться такими методами, как, скажем, бурлеск – достижение высоких целей низменными способами. Вот этого, конечно, надо избегать. Конечно, не сквернословить, не шутить на темы запретные, низменные. Но, наверное, если ты это делаешь ради Бога, во славу Божию, ну почему не поднять настроение, почему не повеселить людей. Другое дело – за каждое сказанное нами слово все равно придется отвечать.
Николай Лукинский– Я недавно делала интервью с вашим другом Михаилом Ашумовым, известным шоуменом. Он мне рассказал, что вера вас достаточно сильно изменила в лучшую сторону и что обретенная в вере сила духа помогла вам даже стать "Королем ринга".
– Я перед каждым боем ходил за благословением к батюшке. К настоятелю храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, куда я хожу. Меня удивило, что в принципе Русская Православная Церковь бокс поощряет и относится лояльно к этому виду спорта, несмотря на то, что, казалось бы, это кровожадный спорт. И я понял почему: знаете, ведь еще до появления бокса всегда были кулачные бои, причем на больших православных праздниках. Выходили мужики и между собой бились до первой крови. Я нашел объяснение этому из своего боксерского опыта. Дело в том, что когда я в двенадцать лет пришел в бокс и первый раз вышел на ринг, когда все те, кто мог тебе помочь, все, кто тебя всю жизнь защищал и оберегал: мама, папа, тренер, друзья – их нет, когда оказываешься за канатами один на один против соперника. И вот первый бой, второй, третий... страх в глазах, не знаешь, что делать. И соперник точно такой же. Как правило, начинают ставить соперников приблизительно одинакового возраста, одинаковой подготовки. Год проходит, два, три, и потом уже видишь этих пацанов, они выходят: у него глаза горят, видно, что он уже не боится, видно, что даже если соперник сильнее, чем он, он знает, что даже в этой ситуации можно что-то сделать. Можно не только противостоять, но можно и выигрывать, но не за счет физической силы, а именно за счет техники, за счет умения. И потом, извините, не дай Бог, война, кто будет Родину защищать? Как раз те люди, которые умеют не теряться в экстремальной ситуации, которые знают, как себя вести, один на один с опасностью. Бокс – это массовое воспитание защитников. Конечно, без Церкви мне было бы тяжелее участвовать в этом. Даже скажу, что молитвенное правило я усиленно выполнял в период подготовки к этим боям, то есть, если в обычные дни даешь себе послабление, то в тот момент я утром и вечером не давал себе слабины. Перед финальным боем, понимая, что волнение все накапливается, за три, за четыре дня, больше, больше, больше, я оказался в Мурманске за четыре дня до финала, пошел в церковь, и, смотрю, на полке в книжной лавке стоит книжка и на ней написано "О страхе" – это же то, что мне сейчас нужно! Господь послал мне это. Я сразу покупаю эту книжку и чуть ли не в дороге начинаю ее читать, и все мне становится понятно. Оказывается, православный человек вообще ничего не должен бояться. Страх – это вообще состояние субъективное, мы ничего не должны бояться, друзья. Единственное, чего мы должны бояться, это греха, и бояться мы должны наказания Божьего – остальное все надуманное. В этой же книжке сказано: "Не пошлет Господь испытания тяжелее, чем мы сможем перенести!"
Вера дала мне очень многое. Я понял, что изменить человека может только приход к вере. Если человек становится верующим, то он полностью может измениться.
– Николай, может быть, у вас есть какие-то мысли о том, как Православная Церковь может помочь молодежи организовать свой досуг, не только в духовном плане?
Таинство венчания и православный брак– Я думаю, что тот период, который мы сейчас переживаем, он очень благодатный для Православной Церкви. Все-таки, действительно: храмы вернули, и очень много храмов восстанавливается, у нас много состоятельных людей, которые жертвуют средства на строительство. Мне кажется, что Церковь в нашу жизнь входит очень активно. Знаете, идет борьба, борьба старого с новым. Старого, я имею в виду – советского, того, в чем мы все оказались, и той силы, которая разрушала церкви. Конечно, она так просто не может быть побеждена и не может так просто исчезнуть. Ведь еще до революции люди боялись Бога и страх Божий был, и семьи были намного крепче, и разводов столько не было. А если и было пьянство, то все-таки посты люди соблюдали, традиция православная, почти тысячелетняя на то время, она крепко держала людей. Поэтому сейчас, я думаю, должно пройти время и молодежь повернется к Церкви, молодежь поймет, что радость не в какой-то эйфории, а радость в чистоте, в любви, в семье. А в книгах православных все это есть, возьми да почитай. Например: "Православный брак", тоненькая такая брошюрка о православном браке, тоже всем рекомендую, обязательно почитайте, поймите, как правильно, как верно нужно строить семью. Это тоже не простой шаг – крепко в нас сидит еще пережиток этого коммунизма с социализмом. Вот что давит на нас. Знаете, вот обрубило так серпом этим и молотом, что мы сами, понимаете, что никого над нами нет, и это мешает.
– А со своими зрителями Вы пытаетесь об этом говорить?
– Это интимный все-таки разговор. Не могу сказать, не могу похвастаться, может быть, со временем к этому приду, но на сегодняшний день пока не пробовал. Может быть, в узком кругу, если зададут вопросы, то я могу на эту тему поговорить. Знаете, в книжке "Отец Арсений" я прочитал, что когда у отца Арсения спросили: "Почему Вы не вступаете в споры межконфессиональные?", он ответил, что "Русская Православная Церковь не уполномочивала меня вести такие споры, поэтому у меня свое дело, своя миссия. Я исповедую, я служу – и все. А для этих споров есть богословы, профессионалы, которые, могут выступать". И для меня эта информация тоже стала очень важной – если тебя спросят и если заинтересуются люди, тогда можно отвечать на вопросы и высказать свое мнение, но, наверное, чтобы проповедовать, нужно быть профессионалом, я к этому не готов.
– Николай, может быть, у вас есть какое-то пожелание читателям портала "Правкнига?
– Вы знаете, пожелание у меня будет очень простое: доверьтесь Церкви, доверьтесь православным священникам, и если у вас есть сомнения, то не постесняйтесь, сходите, поговорите с батюшкой, почитайте литературу православную, и приходите к вере, это поможет быть счастливым, поможет изменить свою жизнь к лучшему и испытать действительно радость от настоящей правды, от настоящей любви, от того духа, от той силы, которую дает Господь нам за наши добрые дела. И, конечно, если мы совершаем злые дела, то эту силу и здоровье Господь может и забрать. Мы привыкли говорить: "Тот плохой, этот плохой". А нужно думать о себе, в первую очередь, как мне будет, если я сделаю такой поступок или другой, хороший или плохой. Выбор-то очень простой, ведь мы все знаем прекрасно, что такое хорошо и что такое плохо. Мы думаем, раз другие делают еще хуже, значит и нам можно, значит и нам сойдет. Вот это как раз опасное суждение. Начинайте с себя. Я желаю, конечно, всем силы духа, я желаю всем храбрости. Ничего не бойтесь, кроме греха.
Источник: Православная книга России