ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

От злата аравийского

Следует ли России бояться даров саудовского ислама?

Андрей Мельников :: 03 декабря 2008

Совет муфтиев России 21 ноября распространил сведения о том, что король Саудовской Аравии Абдалла намерен построить в Москве мечеть и исламский центр. Похоже, инициатива аравийского монарха стала реакцией на участившиеся визиты российских официальных делегаций в эту страну. В последнее время в официальных кругах заговорили о развитии отношений России с исламским миром. О важности сотрудничества России с исламским миром заявил президент Дмитрий Медведев в своем приветствии участникам заседания Группы стратегического видения "Россия – исламский мир", прошедшего в конце октября в Джидде (Саудовская Аравия). В составе российской делегации на этом мероприятии был замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Всеволод Чаплин. Между тем со стороны православной общественности России раздались голоса протеста против строительства "саудовской" мечети в Москве. Не ослабляют пристального внимания к российским последователям аравийского направления в исламе и правоохранительные органы нашей страны. Чем объяснить эту двойственность по отношению к мировому исламу со стороны российских властей и общества? Помочь найти ответ на этот вопрос "НГР" попросили доктора исторических наук, главного научного сотрудника ИМЭМО РАН Георгия Мирского.

– Георгий Ильич, чем, на ваш взгляд, объясняется повышенный интерес российских политиков к мусульманским странам в последнее время?

– Прежде всего хочу заметить, что сближение России с мусульманским миром имеет свои пределы. При всем желании Россию никак не назовешь мусульманской страной. Наша страна никогда не сможет стать членом Организации Исламская Конференция. Но в России проживают 20 миллионов мусульман, хотя при подсчетах сюда причисляют все население национальных республик. Мы торгуем оружием и с суннитскими странами, и с Ираном. Все это вместе взятое должно создавать впечатление – и оно совершенно правильное, – что Россия старается сотрудничать с исламским миром во всем его многообразии. Нашим мусульманам, национальным и религиозным деятелям, демонстрируют, что руководство России не только не занимает враждебную позицию по отношению к исламскому миру, наоборот, когда все больше усиливается конфронтация этого мира с США, выступает защитником исламского мира. При этом упускается из виду, что в критические моменты эти страны, как и раньше, обратятся к американцам, а не к нам. Ведь главный враг для этих стран – представителей суннитского мира – Иран.

А почему власти мусульманских стран, в свою очередь, также стараются укрепить с Россией связи, тоже понятно. Правящие круги этих стран тесно связаны с США и понимают, что только Вашингтон способен их защитить и от суннитского экстремизма в лице "Аль-Каиды", и от того "шиитского полумесяца" (Иран, Ирак, Ливан), о котором говорил саудовский король Абдалла. А что касается населения этих стран, то там такой рост антиамериканских настроений, которого не было никогда. Для того чтобы это противоречие как-то смягчить, арабские короли и президенты приглашают российских лидеров. В арабском мире Россия считается неким противовесом Америке. Тем самым создается видимость равноудаленной позиции.

– Мы наблюдаем расширение внешнеполитического взаимодействия России с мусульманскими государствами и одновременно мероприятия против усиления религиозного влияния этих государств в российских регионах. Где тут логика?

– Корень этого противоречия – ложное отождествление официальных саудовских властей и террористических организаций, действующих на ее территории. Все это у нас определяется общим определением "ваххабизм". На самом деле официальные ваххабитские круги Саудовской Аравии – злейшие враги "Аль-Каиды". И те и другие ваххабиты, но одни стремятся уничтожить других. Бен Ладен считает саудовский режим одним из самых порочных и продажных, а саудовцы последние несколько лет ведут бескомпромиссную борьбу против алькаидовских террористов. Весьма успешную, надо сказать, борьбу. Но у нас ведь в эти тонкости не вникают. Как раз те люди, которые у нас ведут террористическую деятельность, прежде всего на Кавказе, посланы сюда не официальными властями Саудовской Аравии.

Такое противоречие, конечно, нелепость. Кремлю необходимо прислушиваться к мнению экспертов-востоковедов, которые разработали бы ясную и четкую линию в этом вопросе. Не просто такую элементарную, что надо торговать, продавать оружие, показывать симпатии. Необходимо разобраться с точки зрения интересов России, возможного влияния ислама извне на нас. Тут пришлось бы откровенно признать, что существует "Аль-Каида", транснациональная террористическая сеть – это одно. А то, что наши граждане получают образование в египетском исламском университете Аль-Азхар или в Саудовской Аравии, завозится литература официальных богословов – дело совершенно другое.

– А как увидеть грань между идеологией "Аль-Каиды" и официальных властей Саудовской Аравии? Разве они не разделяют одни и те же ценности, их видение "истинной веры" не одинаково радикально?

– Да, религиозные ценности у них одни – учение ваххабитского направления ханбалитского мазхаба. Но "Аль-Каида" с самого начала провозгласила одной из важнейших своих целей свержение "нечестивого" режима Саудовской Аравии. Ее террористические группы действуют там начиная с конца 90-х годов. Многих из них поймали и подвергли процедуре "перевоспитания": проходят публичные суды, где они раскаиваются и отказываются от своих взглядов. Сама по себе эта деятельность не имеет религиозного характера, так же как борьба "Аль-Каиды" против Запада. Некоторые считают, что это борьба ислама против христианства. Ничего подобного! Все дело в том, что исламисты считают Запад не христианским, а "безбожным", "растленным" и так далее. Тот факт, что бен Ладен и саудовский король придерживаются одних и тех же ценностей, ни в коей мере не мешает им вести беспощадную войну друг с другом. В Саудовской Аравии нет никаких левых или демократов, а вот исламизм для династии – единственная реальная оппозиция. И не просто оппозиция, а смертельная угроза.

Для официального саудовского духовенства, как и для российских муфтиев, суннитские радикалы представляют такую же угрозу, как Диомид для Русской Православной Церкви. Официальные мусульманские организации прибегают к тем же аргументам против ваххабитов, что и РПЦ к диомидовцам.

– Откуда же у негосударственных организаций такие финансовые возможности?

– В той же самой Саудовской Аравии сложилась парадоксальная ситуация. Власть борется с "Аль-Каидой", но вместе с тем существуют огромные богатейшие исламские фонды, которые власть контролировать не может. В какой-то степени она может им давать рекомендации или "поприжать" время от времени. Но эти фонды создаются за счет пожертвований мусульман всего мира. Саудовский король ничего не может поделать с религиозной общественностью, находящейся под влиянием радикального духовенства.

– Президент Дмитрий Медведев в своем приветствии участникам заседания Группы стратегического видения "Россия – исламский мир" упомянул о "значительной роли религиозного фактора в международных делах". Как вы понимаете эти слова главы государства?

– Я так понимаю, что эти слова определяют взаимоотношения именно с исламскими странами. Да, приходится принимать во внимание особенности этих государств. В европейских делах, например, религиозный фактор абсолютно отсутствует. В США несколько иначе, религиозный аспект политики там играет довольно важную роль. В еще большей степени это относится к исламскому миру. Формулировку президента надо рассматривать, с одной стороны, как признание того, что, несмотря на тяжелое положение мусульманского мира, ислам остается великой религией, не просто религией, а идеологической и политической силой, цементирующей и объединяющей примерно полтора миллиарда человек в различных странах. Единый фронт мусульманских стран, их солидарная позиция по многим вопросам имеет большое политическое значение.

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама