ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Непокоренные Соловки

Николай Баскаков :: 29 марта 2006

В январе 2006 года исполнилось 330 лет со дня подавления Соловецкого восстания. Это была одна из самых трагических и кровавых страниц в истории Русского Севера.

Восстание монахов, которое историки называют Соловецким сидением, продолжалось 8 лет. Крепость взять штурмом так и не удалось, только предательство одного из иноков, запустившего осаждавших стрельцов через тайный подземный ход в ночь на 22 января 1676 года, помогло захвату. Расправа случилась жестокой, казнили почти всех, кто был в монастыре, наказаниям подверглись и те, кто помогал монахам. В память об этом событии по старообрядческому синодику 500 пострадавших поминаются и сейчас как великомученики.

А начиналось все с июля 1652 года, когда на патриарший престол Русской Православной Церкви был возведен митрополит-реформатор Никон. По его твердому убеждению настало время нового духовного единения верующих в связи с укреплением государственной вертикали власти.

В 1653 году рассылается "память" о замене при богослужениях земных поклонов на поясные, двуперстного крестного знамения троеперстным. Затем последовали распоряжения сверить богослужебные книги с греческими, заменить форму креста, изъять иконы, написанные по русским образцам и т.д. Получив поддержку от царя Алексея Михайловича, реформаторы начали отлучать от Церкви приверженцев старых церковных обычаев (старообрядцев).

Восстание вспыхнуло в 1668 году, когда новопечатные богослужебные книги доставили в монастырь, а монахи их отвергли. В мятежной осажденной обители находилось около 800 человек, в распоряжении которых имелись сто пушек, 900 пудов пороха, несколько тысяч ядер, свинца для пуль и много легкого ручного и холодного оружия. Но неудачи в быстром захвате крепости были не только из-за ее высоких крепких стен, хорошего вооружения и довольно больших продовольственных запасов, но и потому, что местное население поддержало непокорных мужественных монахов. Многие увидели в реформах посягательство на жизненный уклад, быт, сложившуюся духовную традицию. Поморы почти сразу помогли восставшим установить переписку с протопопом Аввакумом, находившимся в ссылке в Пустозерске на берегу реки Печоры. Он активно выступал против реформ, много писал об этом, считал, что церковный раскол из-за нововведений приведет лишь к упадку и разорениям в стране, что православная духовность в России ослабнет, а это для такого огромного государства может в будущем стать катастрофой.

Советские историки называли мятеж, совпавший, кстати, с крестьянской войной Степана Разина (говорят, что многие его сподвижники не только участвовали в Соловецком сидении, но и руководили борьбой), "народным восстанием против гнета и бесправия, открытым бунтом против царя". Однако подобные стихийные выступления прокатились тогда по всей России. А для Соловков оно обернулось трагедией – монастырь был разорен, и лишь через годы смог вернуть былую славу и богатство. Но мощным неприступным форпостом для иноземных захватчиков оставался всегда, и его монахи не раз доказывали делом свой патриотизм и преданность царю и Отечеству. И тот захват в январе 1676-го был не только единственным в истории монастыря покорением крепости, но и ярким образцом непокоренности сильных в старой вере людей, будто уже видевших, как через несколько лет другой реформатор "вздернет Россию на дыбы", заставив перенять западные обычаи.

Потому старообрядчество, несмотря на гонения и преследования, искоренить до конца так и не удалось. Этот жизненный уклад сохранился в российских глубинках, в том числе и северных, до сих пор. Старообрядцы не нуждаются в дорогих культовых сооружениях, у них, как правило, есть свой духовник или наставник из местных, они чтят свои традиции, соблюдают, хотя иногда лишь частично, свои религиозные обряды, сложившиеся веками. Известные люди на Севере всегда с пониманием относились к таким верующим. Федор Абрамов неоднократно высказывался, что ему по духу ближе всех старообрядческая вера. О старообрядчестве неоднократно писала наша хранительница культурного наследия Ксения Гемп. Думаю, что и сейчас, в 21 веке, когда мы говорим о необходимости возрождения истинно русских обычаев, о необходимости христианской веры в нашей жизни, считаться со старообрядчеством, перенимая от него крепкий дух и незыблимые жизненные устои, просто необходимо.

Опубликовано в газете
"Волна. Архангельские областные ведомости"
28.03.2006

По материалам источников: Пресса Архангельской области

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама