ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Христиане за Объединенную Европу

Светлана Солодовник :: 09 декабря 2008

На 83-ей Социальной неделе Франции (СНФ), прошедшей в конце ноября в Лионе, как всегда, обсуждалась тема, сопрягающая религию и общество – эти ежегодные публичные семинары, задуманные католиками в самом начале ХХ века (первый состоялся в 1904 году), были уже тогда призваны прививать как верующей, так и неверующей общественности "социальное сознание". Наверное, это заслуга не только Социальных недель, но цель в большой степени можно считать достигнутой: Лионский Конгресс-центр, рассчитанный на три с половиной тысячи мест, все дни семинара был забит до отказа, причем в Лион съехались не только делегации от религиозных и общественных организаций из разных стран, но и многие французы, проявившие личную инициативу и заплатившие за участие в семинаре небольшие, но собственные деньги. Например, дама из Макона, организовавшая в родном городе группу общения иудеев и мусульман. Или живущая под Парижем семейная пара, приехавшая на семинар "из интереса". Тема семинара, хотя и не поражала оригинальностью, действительно была интересной, тем более что во Франции, как и у нас (хотя у нас так прямо вопрос никогда не формулировался), она вызывает горячие споры: "Религии: угроза или надежда для наших обществ?"

Семинар, рассчитанный на самую широкую публику, был организован с обстоятельностью серьезных научных конференций: выступали известные социологи и богословы (Жан-Поль Виллем, Жан-Луи Шлегель, Даниэль Эрвьё-Леже, Пауль Цуленер, Энцо Бьянки, Мустафа Шериф), пленарные заседания перемежались с круглыми столами, на всех мероприятиях постоянно дежурили разносящие листки для вопросов волонтеры, и докладчики на собранные вопросы аккуратно отвечали. В дискуссии принимали участие и видные политики: например, Мишель Камдессю, который оказался не только экс-генеральным секретарем МВФ, но экс-президентом Социальных недель – и хотя бразды правления перешли к руководителю социального директората Еврокомиссии Жерому Виньону, Камдессю явно продолжает поддерживать инициативу. Кроме того, на круглых столах выступали вице-президент Еврокомиссии Жак Барро, председатель Демократической конвергенции Каталонии Жорди Пужоль, недавний министр юстиции Франции и депутат парламента социалистка Элизабет Гигу.

Замечу, что никто из участников не дал на предложенный к обсуждению вопрос категорически однозначного ответа. Размежевание шло между теми, кто считает, что скорее угроза, чем надежда, и теми, кто, осознавая угрозу, все-таки не перестает питать надежду. Надеющиеся были в явном большинстве. Впрочем, вне зависимости от позиции почти все докладчики говорили о кризисе современного европейского общества, в первую очередь о кризисе идентичности, что, собственно, и заставляет задуматься о роли религии не только как сугубо личного дела, но и как общественной силы.

Кризис выражается прежде всего в том, что у общества не осталось никаких идеалов. Иссяк просвещенческий запал, общество больше не верит в науку, в прогресс, все идеологии, в том числе гуманистическая, растоптаны. Индивидуализм – победа былых лет – обернулся во зло. В ситуации культурного и морального плюрализма человек чувствует себя растерянным: какие ценности разделять, а какие нет? Индивид должен в большей степени сам себя конструировать, чем это было в прошлом, и пропасть между сильными и слабыми растет. Не в силах найти себе применение, слабые выпадают из общественных связей, перестают в полной мере чувствовать себя гражданами своей страны. Государство, как когда-то Церковь, теряет свой сакральный ореол, оно больше не в состоянии продуцировать смыслы, все стремительнее превращаясь в инструмент администрирования: "Политики разучились говорить о том, кто мы. Они должны прикладывать интеллектуальные усилия, чтобы заново открыть себя", – сказала доктор социологии Даниэль Эрвьё-Леже (Высшая школа социальных исследований, Париж).

Могут ли религиозные организации что-то сделать, чтобы заполнить эту лакуну? Вера, источник смыслов и ценностей, всегда давала людям долгосрочные ориентиры. Но способны ли религиозные организации работать на сплочение общества? Ведь приоритет Евросоюза на сегодняшний день – консолидация мультиэтнической и мультикультурной евронации.

Очень в малой степени, полагают те, кто видит в религии скорее угрозу. В наиболее радикальной форме их позиция была выражена в докладе как раз Даниэль Эрвьё-Леже. Религии научились использовать завоевания демократии, но одновременно хранят память "наступательной борьбы" на светское общество, считает исследовательница. Они могут работать не на объединение, а на разъединение, ибо многие склонны отстаивать свои религиозные взгляды как ту "единственную правду", которой надо следовать. И тут можно опасаться не только мусульман, но и христиан: утратив свою политическую роль, церковь потеряла рычаги, позволяющие ей участвовать в организации общества. Вечное искушение вернуть себе эти рычаги – вот что делает любой религиозный институт опасным. Однако общественное пространство не должно быть пространством пустоты. Необходимо создать традицию современности, которая бы не основывалась на догмах прошлого, а исходила из настоящего. "Пора подумать о новой утопии", – призвала Эрвьё-Леже.

Необходим постоянный и содержательный диалог с религиозными общинами, считают те, кто связывает с религиозной активностью надежды на будущее. Эта позиция полнее всего была выражена в выступлении профессора Сорбонны Жан-Поля Виллема. На его взгляд, полное вытеснение религии в индивидуальную сферу подрывает принципы секулярности, которыми так гордится европейское сообщество и особенно Франция. Демократия нуждается в индивиде, у которого есть убеждения, позволяющие ему действовать как субъекту, а не быть просто объектом. Да, некоторые религиозные группы не готовы мириться со всем, что производит современная культура, но конфликт – это нормально. Напряжение между государством и церковью позволяет им лучше осознать важность друг друга. Без конфликта нет разнообразия. И демократия – именно то общественное устройство, которое подразумевает конфликты, ведь культурный плюрализм – один из ее основополагающих принципов. Просто-напросто нужно научиться ценить чужое.

К этой же мысли сводились выступления почти всех представителей религиозных организаций, которые участвовали в семинаре (а кроме религиозных лидеров из других стран там были главы практически всех общин Лиона: от католиков до армян-григориан). Никто не отрицал, что, когда вера и сила встречаются, это может быть опасным. Но все выражали надежду, что церкви и религии достигли того уровня зрелости, когда они в состоянии отказаться от эгоизма и высокомерия. Толерантность отвоевала себе место, пора отвоевывать новое пространство для диалога между всеми позитивными общественными силами. "Верующие должны быть скорее слугами, чем надменными учителями, слугами милосердия", – сказал глава католической общины Лиона монсеньор Филипп Барбарен. "Нужно забыть о привилегиях, которые были у нас в прошлом, – предложил приор экуменической общины Бозэ Энцо Бьянки (особенно познавательно было прочитать по возвращении выступления наших священнослужителей). – Евангелие – это прислушивание к людям. Мы встречаем не ислам, а людей, принадлежащих к исламу. Не нужно ослеплять людей своим просветлением. Нужна человечность во всем, что мы делаем". "Многообразие – это вызов для мусульман, – признал имам Кемаль Кабтан. – Нужно учиться уважать людей, которые не разделяют вашу веру. Когда-то шла борьба за разъединение религии и государства, теперь нужно бороться за разъединение религии и ненависти".

Руководители Евросоюза, впрочем, были весьма осторожны в своих надеждах на помощь религиозных сил в деле общественного обустройства. Религия не должна быть единственным источником идентификации. Важно сохранить незыблемым принцип секулярности, который и дает возможность признавать ценность всех религий, открывая дорогу для диалога – таков был их фундаментальный тезис.

При всей осторожности политики старой формации (Мишель Камдессю, Жак Барро, Жорди Пужоль) готовы признать "перегибы" в борьбе с религиозным архаизмом. "Мы движемся по пути этой борьбы через радикализацию, – сказал Жак Барро. – Не нужно хвататься за сиюминутное, необходима долгосрочная стратегия. Иначе возможен серьезный ценностный сдвиг (в частности, пора изменить отношение к абортам: не надо их запрещать, но и не надо думать, что аборты – это хорошо. – С.С.). Государство должно максимально использовать религиозные силы для решения социальных проблем – это определенный тест на солидарность".

Молодые политики в своих отношениях с религией выказывают еще больше прагматизма. Что может дать религия человеку сегодня, когда права человека постоянно расширяются, вопрошала социалистка Элизабет Гигу. На ее взгляд, христианство (об исламе и говорить нечего, стоит посмотреть на бедных женщин!) недостаточно сделало "для равенства", поэтому политики, главные делатели в светском обществе, не говорят религиям, "мы прислушиваемся к вам, они говорят: мы признаем вашу роль".

Все эти споры вполне укладываются в задачу поиска общегражданских ценностей Объединенной Европы. До "новой утопии", кажется, еще далеко: пока-то о ней "подумают". Сегодня Европа бьется над тем, как примирить разнообразие с универсализмом. Но чтобы эти идеи не остались уделом интеллектуалов, их должна продвигать вся культура. Нынешние Социальные недели Франции работали именно на это. Ничего удивительного: христианство всегда играло самую активную роль в построении культурных основ европейского единства.

Лион-Москва

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама