Не будет преувеличением сказать, что наш русский двадцатый век, страшный и славный, кровавый и благословенный, кончился не восемь лет назад, как следует по календарю, а заканчивается сегодня с погребением в Елоховском соборе последнего, может быть, по-настоящему великого нашего современника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Пяти Патриархам от святителя Тихона до Святейшего Алексия II Господь судил стоять у кормила церковного корабля в течение этого столетия. Каждый по-своему выразил суть своего времени, молитву и упование народа Божия в испытаниях истории: Святитель Тихон, подъявший подвиг мученичества и исповедничества в грозе и буре революционного катаклизма, Святейшие Сергий (Страгородский), сохранивший Церковь в условиях террора и антирелигиозного геноцида и возглавивший патриотический порыв верующего (и не верующего) народа в годы Великой Отечественной, Алексий I (Симанский), мужественно противостоявший хрущевским гонениям 1950 1960-х, Пимен (Извеков), приведший Церковь после десятилетий забвения и изгойства к незабываемым всенародным торжествам 1000-летия Крещения Руси: Патриарху Алексию II довелось быть главным вершителем нового церковно-исторического строительства на изломе столетий, в самом конце XX начале XXI века.
НЕ будем пытаться представить здесь, в краткой статье, летопись трудов и дней Святейшего. Напомним лишь основные знаковые события его биографии. 23 февраля 1929 года. В Таллине в семье православного священника Михаила Ридигера и Елены Иосифовны, урожденной Писаревой, родился их единственный сын Алексей.
Вопрос о выборе жизненного пути и профессии для Алеши Ридигера не стоял. С детства он помнил наизусть не только утренние и вечерние молитвы, но и весь текст литургии. Уже тогда он решил, что будет священником.
Начинал он свое служение в Эстонии, русская община которой продолжала жить по законам и обычаям прежней дореволюционной жизни. Но в 1944 г. Таллин был освобожден советскими войсками. Последующая жизнь и служение Патриарха будет проходить в условиях социалистического общества, в рамках новых, очень непростых отношений Церкви с советским государством.
В 16-летнем возрасте иподиакон Алексий должен был по поручению священноначалия привести в порядок и подготовить к возобновлению церковной службы собор Александра Невского на таллинском Вышгороде. Первое богослужение в соборе состоялось на Пасху победного 1945 года. Алексий был псаломщиком, а затем ризничим в восстановленном храме.
В 1953 году отец Алексий окончил Ленинградскую духовную академию, восемь лет спустя, 3 марта 1961 года, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексей Ридигер принял монашеский постриг. В миру он носил имя преподобного Алексия Человека Божия (память ему свершается 17 марта), в иночестве имя святителя Алексия, Митрополита Московского, празднуемого Церковью 12 (25) февраля.
Митрополит Алексий один из самых выдающихся вождей и героев Русской Церкви. Современник и сподвижник Ивана Калиты, Димитрия Донского и Сергия Радонежского, митрополит Алексий мужественно и твердо отстаивал Церковь и ее интересы в трудные годы татарского ига. Московский церковный центр стал тогда мощным очагом единения и консолидации русского народа.
РЕДКО бывает, чтобы без долгого иноческого искуса молодой иеромонах был посвящен в архиереи. В данном случае было именно так: постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским да еще с поручением временно принять на себя управление также и Рижской епархией.
Это не был, как кто-то может подумать, "карьерный рост". Просто в тяжелых условиях хрущевских гонений на Церковь старый и мудрый Патриарх Алексий I нашел единственно правильное решение. Он сделал ставку на так называемый "молодой епископат": призвал к церковному управлению совсем еще молодых архимандритов, не отягченных ни преследованиями со стороны органов безопасности, ни шаблонами в деле церковного строительства. Отдел внешних церковных сношений возглавил тогда 30-летний, только что рукоположенный епископ (впоследствии митрополит) Никодим (Ротов), издательский отдел 35-летний архимандрит (также впоследствии митрополит) Питирим (Нечаев). А Алексий (Ридигер) стал в тот год епископом Таллинским и Эстонским.
Еще всего через три года он будет возведен в сан архиепископа, назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода, а 25 февраля 1968 г. возведен в сан митрополита. В 1984 году ему была присвоена степень доктора богословия за церковно-исторический труд "Очерки по истории православия в Эстонии".
7 июня 1990 года, после смерти Патриарха Пимена, избранием Поместного собора Алексий II (Ридигер) стал пятнадцатым русским Патриархом. Интронизация состоялась в Богоявленском Елоховском соборе.
РАЗМЫШЛЯЯ однажды о значении патриаршего служения, Святейший сам так написал об этом: "Высокий идеал! Вера до самозаклания, отвержение всего земного во имя Небесного, очи и слух, отверстые к откровениям Божиим, неотступность в печаловании пред Богом, твердость в наказании и вразумлении, щедрость в служении примирения, верность "гробницам отеческим", вот великие черты, извлекаемые нами из Библии об "отце веры" первом, кого назвала Церковь именем Патриарх".
Русская Церковь получила Патриаршее возглавление в 1589 г. в канун Смутного времени. Восстановлено патриаршество было в Русской Церкви в 1917 г. в канун богоборческих катаклизмов: потеряв Царя, Православная Русь вновь обрела Отца-Патриарха, гаранта сохранения духовной и не только духовной цельности Православной России в условиях новой смуты и кризиса.
Точно так же со вступлением на престол патриархов московских Святейшего Алексия в 1990 г. начинается новое возрождение Отечества и Церкви.
Если попытаться в немногих словах охарактеризовать 18-летний путь, совершенный Русской Церковью под водительством Святейшего Алексия, нужно будет в первую очередь отметить возрождение и восстановление храмов и обителей, возвращенных Церкви. В настоящее время восстановлено уже более 500 монастырей, а храмов, городских и сельских, невозможно сосчитать их в России открыто и реставрировано около 20 тысяч.
Патриарх Алексий был первым Предстоятелем Русской Церкви, кто сознательно "поставил перед собой задачу, чтобы не только жители Москвы и Петербурга, но и верующие по всей стране, куда "никогда не ступала нога архиерея", могли видеть Своего Предстоятеля". Это, говорил Святейший, "нужно не только им в отдаленных епархиях, приходах и обителях. Это более всего нужно мне, ибо питает благодатными духовными токами, делает возможным в буквальном смысле "служение собирания" собирания народной молитвенной энергии в единый духовный фокус". Святейшему Патриарху в это время было уже немало лет. Он был поставлен Промыслом Божиим у кормила церковного корабля, когда ему было 60. И вот ему 70: 75: Через два с половиной месяца было бы 80: Трудно найти в истории Церкви другого Первоиерарха, который бы в таком возрасте, удрученный трудами и болезнями, продолжал сохранять бодрость, энергию, готовность стоять на страже церковных интересов, народной веры и благочестия.
ГОДЫ, в которые он стоял у кормила Русской Православной Церкви, войдут навсегда в историю как время Второго Крещения Руси не только церковного возрождения, но и глубочайшего обновления и преображения всех сторон духовной жизни страны. Почивший Первосвятитель принял под свой омофор Церковь с закрытыми монастырями, взорванными храмами, разрушенной и сведенной до минимума системой духовного образования и богословской науки, лишенную права голоса и участия в государственной и общественной жизни, даже в исконно церковных делах милосердия и печалования о народных нуждах, и оставляет ее нам ныне возрожденной и сильной, способной направлять и врачевать душу и совесть народа, вновь призванной к социальному служению.
Достойным завершением того "служения примирения", которым была вся жизнь Предстоятеля, стало объединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом. Жертвенное служение Русской Православной Церкви было одним из важнейших факторов сохранения и утверждения российской державности в XX веке. Те, кто ушел за огненные рубежи Гражданской войны и оказался вместе с остатками белых армий и Белой России в изгнании и рассеянии, и те священнослужители и иерархи, которые до конца остались со своим народом, несмотря на террор и антирелигиозный геноцид, на трибуналы и расстрелы, на разрушение храмов и монастырей, те и другие своей священной жертвой и исповедничеством помогли выстоять Русской Церкви, а значит, и сохраниться русской православной державности.
Хотелось бы закончить замечательными словами самого Патриарха. "Великие испытания прошла наша Церковь и весь наш православный народ в ХХ столетии. Уверен, что испытания эти промыслительны и судьбоносны. Русская Церковь и в начинающемся XXI в. не отступит от своего пути, от апостольского завета "быть всем для всех, дабы спасти некоторых"(1 Кор. 9. 22). Суть свидетельства Ее в окружающем мире напоминание и подтверждение делом и словом обетования Господа о том, что "врата адовы не одолеют Ее"" (Мф. 16, 18).
По замечательному образному выражению святого апостола Павла, сердце Святейшего вместило нас, нам было не тесно в нем. Благодарная скорбь об этом, истинно отеческом отношении Патриарха ко всей православной России, к нашему народу и его историческим судьбам навсегда останется в наших сердцах.
Вечная память великому подвижнику нашего времени, святителю-патриоту Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.
Источник: Московская правда