С пения "Вечной памяти" почившему Патриарху Алексию II началось 8 декабря очередное заседание семинара, посвящённого наследию митрополита Антония Сурожского. Молитву о упокоении новопреставленного предстоятеля Русской Православной Церкви возглавил протоиерей Александр Борисов.
Организаторы семинара Библиотека-фонд "Русское Зарубежье"(БФРЗ) и Фонд "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского" начали второй цикл встреч, объединенных общим названием "Цельность человека: путь ученичества". С докладами на семинаре выступили священник Антоний Лакирев и библеист, преподаватель РГГУ Анна Шмаина-Великанова. Для обсуждения предлагались отрывки текстов митрополита Антония Сурожского о его встрече с духовником, архимандритом Афанасием и об исповеди. В начале заседания Елена Майданович – известный издатель трудов митрополита Антония сообщила о выходе из печати материалов первой конференции по осмыслению наследия митрополита Антония, проведенной в России.
О.Антоний Лакирев имеет большой стаж педагогической практики, что, наряду с его пастырским опытом, позволило сделать обобщающий доклад "Аксиомы педагогики". Священник начал с констатации: отношение к образовательному процессу за последние 20 лет коренным образом изменилось. По его словам, советская политехническая школа отличалась "функциональной направленностью", она была ориентирована на "подготовку к жизни". Это представление исчезло, а новое не появилось, поэтому важно осмыслить те максимы, которые позволили бы обозначить вектор развития образования. Во-первых, о.Антоний считает, что образование возможно только в контексте личностного взаимодействия и "всегда в присутствии Бога". Речь идет не о религиозном образовании, а о том, что из себя представляет педагог как личность. "Чтобы наше обучение и воспитание не было опасным для детей, мы должны стоять перед Иисусом Христом", уверен священник. Отсюда же и вторая "аксиома": "В воспитании необходимо пространство свободы для ребенка. Преувеличивая свою роль, педагог умаляет место Бога". Необходимо научить ребенка "опыту реальных отношений с Христом", продолжал о.Антоний, подчеркнув, что "это напрямую не связано с внешней церковностью". Важно ли при этом само содержание предмета? Докладчик разделяет точку зрения великого Н.Пирогова – не только хирурга, но и педагога, который считал, что само содержание наук воспитывает. Например, на семинаре живо обсуждался вопрос о том, каким образом воспитывает ученика изучение классических языков. "Наши взаимоотношения с Богом тем более адекватны, чем более адекватны наши представления о сотворенном мире", сформулировал о.Антоний еще одну закономерность. Резюмируя, он подчеркнул, что выведенные аксиомы равно актуальны как для светского, так и для духовного образования, а также в пастырской практике.
Пониманию феномена ученичества в Ветхом завете посвятила свое выступление Анна Шмаина-Великанова. Подробно разобрав ряд ветхозаветных текстов, она показала, что научение в самом широком смысле имеет несколько глубинных аспектов: это и "передача дара" (пророк Илия и Елисей), и "жертвенное искупление" ученика со стороны учителя, и научение в смысле demonstration (Моисей и Иисус Навин), а также как дружба и любовь (соответственно – пророк Иеремия и Варух и "Песнь песней"). В контексте Св.Писания становится более понятным отношение митрополита Антония к теме ученика-учителя, полагает библеист. Так, в евангельском контексте по-новому звучат его мысли о встрече (многим известно, что это одно из ключевых понятий в проповедях митрополита Антония), о дисциплине, о необходимости "умереть", чтобы "родиться" в другом качестве (евангельское "родиться свыше"), о плодах ученичества. "Встреча в любви" это то стержневое понятие, которое определяет суть взаимоотношений Учителя, учителей и учеников, а также оба доклада, прозвучавших на семинаре.
В обсуждении темы приняли участие: о.Александр Борисов, Евгений Рашковский, Лилия Ратнер, Елена Садовникова и другие.
Источник: Благовест-инфо