Рассказывая о жизни патриарха Алексия II, западные журналисты и религиозные эксперты особенно отмечают его невероятный успех по возрождению православия в России, объединению Русской православной церкви за границей с Московским патриархатом, строительство храма Христа Спасителя. "Алексий II необыкновенно успешно справлялся со своей ролью", говорит Майкл Бордо, основатель религиозного центра Кенстонского колледжа (Великобритания), который считает патриарха очень сильным лидером. Именно Алексию II, по словам Бордо, Русская православная церковь обязана "выдающимся перерождением и процветанием".
Еще в 1980-х и 1990-х многие европейские и американские обыватели мало что знали о православной церкви.. Моя коллега, которую попросили прочесть лекцию в американском университете, с удивлением обнаружила, что словосочетание "Orthodox Church" студенты на всем протяжении лекции воспринимали как "некую ортодоксальную церковь", ведь о существования православия они понятия не имели. Я, будучи школьником, какое-то время прожил в американском семействе, мать которого, набожная католичка, о существовании православия, конечно, знала, но ее искренне удивляли его обряды, а факт, что РПЦ празднует рождество 7 января, шокировал ее.
Но со временем европейцы и американцы начали приезжать в Россию, работать здесь и переходить в православие. Я знаю массу примеров. Зачастую люди, которые принимали столь ответственное решение, были вовсе не набожны. "Зачем?" спрашивал я и получал самые разнообразные ответы.
Опрошенным мной американцам, жителям страны малых протестантских общин, нравится в православии преданность его последователей. В этой стране переходить из конфессии в конфессию можно хоть еженедельно, и стоит, скажем, методистскому пастору сказать нечто, что не понравится прихожанам, в мгновение ока они уже баптисты. Или наоборот. Или лютеране. Пасторам, чтобы не потерять паству, приходится подбирать слова, поступаться принципами. Так что иногда консервативность и несгибаемость церковной доктрины, которая, конечно же, несовместима с либеральными ценностями, не отталкивает, а привлекает тех, кому надоели "церкви-ПБОЮЛы".
Другие рассказывали мне о красоте православного обряда, о том, как именно обрядовая сторона привлекла их в церкви. После Второй мировой войны протестанты в поверженной, разделенной на сектора Германии переходили в католицизм именно из-за красоты его обрядов. Чтобы в окружавшей их серости и депрессивности появилось что-то сказочное. Сейчас многие экспаты в России ищут эту сказочность в православии, чтобы в церкви скрыться от мира новостных сводок, котировок акций, финансовой отчетности от всей этой пестроты, которая на самом деле делает жизнь человека пустой, холодной и одинокой.
Для всех этих людей Алексий II не был неким противоречивым иерархом. Они все однозначно воспринимали его как большого деятеля церкви, который из небытия восстановил то, что привлекло их и принесло смысл в их жизнь.
Источник: Газета