Недавно Верховный Суд РФ волюнтаристски расширил права одной конфессии (мусульман). Теперь еще и депутаты ГД, решив увеличить электорат за счет верующих, принялись строгать законопроекты.
Законотворческий процесс, как известно, никогда не заканчивается. Вернее, заканчивается только с исчезновением государства. И поскольку российская государственность продолжает существовать, нет ничего удивительного в том, что депутаты вносят на рассмотрение в Думу новые законопроекты, хотя идеи этих законопроектов иногда вызывают шок и чувство протеста.
Одним из наиболее ярких примеров этому является законопроект, внесенный на рассмотрение в Думу депутатом Александром Чуевым. Г-н Чуев считает ошибкой то, что на сегодняшний день уголовная ответственность предусматривается только за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни. Под "статью" не подпадают, с его точки зрения, такие преступления как сознательное оскорбление чувств верующих. Сейчас за такое в лучшем случае грозит штраф, но даже до этого, как правило, не доходит. Вспомните хотя бы скандальную выставку в музее Андрея Сахарова. Там были выставлены иконы с прорезью вместо головы, и каждый мог сфотографироваться в виде святого. Или голая женщина на кресте! С жалобами на такое к депутатам часто обращаются. Вот у меня лежит несколько обращений, где рассказано о том, что в помещениях храмов всякие киностудии и телестудии снимают сцены эротического содержания", - пояснил Александр Чуев в интервью "Газете".
Как выяснилось, жалуются Чуеву не только на это. По словам депутата настоящий взрыв возмущения со стороны верующих вызвала передача, показанная по Ren TV. Ее ведущая рассказывала о том, что сведений о внешнем облике Иисуса Христа не сохранилось, а израильские ученые восстановили лицо пророка по облику некоего еврея, жившего в то время. "И потом показали это изображение, которое, на мой взгляд, и является оскорблением. Потому что Христос на нем, простите, похож на беса", - с возмущением заявил Александр Чуев. "К тому же нельзя говорить, что мы не знаем, как выглядел Христос. Ведь есть отпечаток на Плащанице, к примеру. Я бы такую передачу назвал культурным экстремизмом. За это надо судить и платить штраф".
Вообще-то штраф за это можно было бы вменить самому Чуеву. Прежде всего, потому, что само словосочетание "Иисус Христос" вполне может быть сочтено заявлением, разжигающим межрелигиозную рознь. Ведь, как известно, иудаизм не признает Иисуса из Назарета Мессией (Христом). Ортодоксальные направления в этой религии продолжают ожидать явления Мессии из рода Давидова, в то время как хасиды, например, твердо убеждены в том, что Христос уже явился, однако он никакого отношения к пророку из Назарета не имел. Так что, если уж вводить статью за оскорбление религиозных чувств верующих, то остерегаться наказания следует всем. В том числе, и депутату Александру Чуеву.
Идем дальше. Непонятно, почему у поборника религиозной терпимости вызвала такой гнев вышеупомянутая передача о внешнем облике Иисуса. Ее ведущая совершенно справедливо указала, что мы не располагаем какой-либо точной информацией о том, как выглядел основатель христианского учения. Дело в том, что по канонам иудаизма, изображения людей или животных строго табуировались, и во времена жизни Иисуса этот закон свято соблюдался. Так что израильские ученые имеют все основания предполагать, что Иисус выглядел как среднестатистический еврей того времени. Другое дело, что подобное предположение остается не более, чем догадкой.
Александр Чуев, правда, настаивает на том, что изображение Иисуса, предложенное израильскими учеными, способно оскорбить чувства верующих. В ответ на это и Чуеву и оскорбленным верующим можно посоветовать одно - чтобы они не стремились быть святее римских пап или, вернее, отцов церкви II в. н.э. Потому, что такие величайшие христианские богословы и сподвижники как Тертуллиан и Иустин Философ, например, были уверены в том, что Иисус выглядел, мягко говоря, непрезентабельно. Они считали, что он был бледным, худым и даже больным человеком, чья внешность отнюдь не наводила мысль о богоизбранности. Именно этим обстоятельством отцы церкви объясняли то, что большинство евреев отказалось уверовать в мессианство Иисуса. Если бы он был красив как бог, вряд ли у иудеев и римлян поднялась бы рука бичевать и распять его, настаивал Тертуллиан. Конечно, во время второго пришествия Иисус предстанет перед верующими и неверующими в новом царственном облике. Однако в земной своей жизни он, если верить Иустину и Тертуллиану, красотой не отличался.
Так что непонятно, почему заявления израильских ученых Чуева возмущают, а взгляды богословов II в. - нет. Можно, конечно, предложить две версии ответа на этот вопрос: он либо не читал трудов Иустина и Тертуллиана, либо считает, что их привлечь к ответственности уже не удастся за давностью срока совершения преступления, а значит, и упоминать о них незачем. Однако тогда есть другое предложение: давайте запретим опубликование трудов, в которых содержатся оскорбительные для верующих заявления относительно внешности Иисуса. В случае чего, можно составить новые списки запрещенных книг на религиозные темы по аналогии с теми списками, которые составил папа Геласий в V в. н.э.
Непонятно еще одно: как, в случае принятия законопроекта, будут дальше работать исследователи истории раннего христианства и иудаизма. Ведь у них, что не вывод, то оскорбление чувств верующих: христиан или иудеев. Выходит, заявление о том, что Тора была написана не Моисеем, и не в X в. до н.э., а полтысячелетия спустя, также может оскорбить чувства верующих, что навлечет на автора штраф, равный по сумме сотням тысяч рублей. По-видимому, та же участь ждет тех, кто посмеет усомниться в апостольском авторстве канонических Евангелий или попытается подвергнуть сомнению историчность преданий о чудесах Иисуса. В целях избежания возможных конфликтов проще запретить любую научную деятельность, целью которой является изучение истории мировых религий. Или же просто меньше внимания обращать на "чувства верующих", тем паче, что задеть последние, как показывает практика, могут самые невинные вещи. Даже демонстрации фильмов на религиозные сюжеты или написание книг по мотивам религиозных преданий.
"Presscenter.ru", 22 августа 2003 г.
[оригинал статьи]