ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Presscenter.ru": Анастасия Скогорева. Свобода совести в обмен на личную свободу и личную совесть

26 августа 2003

Недавно Верховный Суд РФ волюнтаристски расширил права одной конфессии (мусульман). Теперь еще и депутаты ГД, решив увеличить электорат за счет верующих, принялись строгать законопроекты.

Законотворческий процесс, как известно, никогда не заканчивается. Вернее, заканчивается только с исчезновением государства. И поскольку российская государственность продолжает существовать, нет ничего удивительного в том, что депутаты вносят на рассмотрение в Думу новые законопроекты, хотя идеи этих законопроектов иногда вызывают шок и чувство протеста.

Одним из наиболее ярких примеров этому является законопроект, внесенный на рассмотрение в Думу депутатом Александром Чуевым. Г-н Чуев считает ошибкой то, что на сегодняшний день уголовная ответственность предусматривается только за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни. Под "статью" не подпадают, с его точки зрения, такие преступления как сознательное оскорбление чувств верующих. Сейчас за такое в лучшем случае грозит штраф, но даже до этого, как правило, не доходит. Вспомните хотя бы скандальную выставку в музее Андрея Сахарова. Там были выставлены иконы с прорезью вместо головы, и каждый мог сфотографироваться в виде святого. Или голая женщина на кресте! С жалобами на такое к депутатам часто обращаются. Вот у меня лежит несколько обращений, где рассказано о том, что в помещениях храмов всякие киностудии и телестудии снимают сцены эротического содержания", - пояснил Александр Чуев в интервью "Газете".

Как выяснилось, жалуются Чуеву не только на это. По словам депутата настоящий взрыв возмущения со стороны верующих вызвала передача, показанная по Ren TV. Ее ведущая рассказывала о том, что сведений о внешнем облике Иисуса Христа не сохранилось, а израильские ученые восстановили лицо пророка по облику некоего еврея, жившего в то время. "И потом показали это изображение, которое, на мой взгляд, и является оскорблением. Потому что Христос на нем, простите, похож на беса", - с возмущением заявил Александр Чуев. "К тому же нельзя говорить, что мы не знаем, как выглядел Христос. Ведь есть отпечаток на Плащанице, к примеру. Я бы такую передачу назвал культурным экстремизмом. За это надо судить и платить штраф".

Вообще-то штраф за это можно было бы вменить самому Чуеву. Прежде всего, потому, что само словосочетание "Иисус Христос" вполне может быть сочтено заявлением, разжигающим межрелигиозную рознь. Ведь, как известно, иудаизм не признает Иисуса из Назарета Мессией (Христом). Ортодоксальные направления в этой религии продолжают ожидать явления Мессии из рода Давидова, в то время как хасиды, например, твердо убеждены в том, что Христос уже явился, однако он никакого отношения к пророку из Назарета не имел. Так что, если уж вводить статью за оскорбление религиозных чувств верующих, то остерегаться наказания следует всем. В том числе, и депутату Александру Чуеву.

Идем дальше. Непонятно, почему у поборника религиозной терпимости вызвала такой гнев вышеупомянутая передача о внешнем облике Иисуса. Ее ведущая совершенно справедливо указала, что мы не располагаем какой-либо точной информацией о том, как выглядел основатель христианского учения. Дело в том, что по канонам иудаизма, изображения людей или животных строго табуировались, и во времена жизни Иисуса этот закон свято соблюдался. Так что израильские ученые имеют все основания предполагать, что Иисус выглядел как среднестатистический еврей того времени. Другое дело, что подобное предположение остается не более, чем догадкой.

Александр Чуев, правда, настаивает на том, что изображение Иисуса, предложенное израильскими учеными, способно оскорбить чувства верующих. В ответ на это и Чуеву и оскорбленным верующим можно посоветовать одно - чтобы они не стремились быть святее римских пап или, вернее, отцов церкви II в. н.э. Потому, что такие величайшие христианские богословы и сподвижники как Тертуллиан и Иустин Философ, например, были уверены в том, что Иисус выглядел, мягко говоря, непрезентабельно. Они считали, что он был бледным, худым и даже больным человеком, чья внешность отнюдь не наводила мысль о богоизбранности. Именно этим обстоятельством отцы церкви объясняли то, что большинство евреев отказалось уверовать в мессианство Иисуса. Если бы он был красив как бог, вряд ли у иудеев и римлян поднялась бы рука бичевать и распять его, настаивал Тертуллиан. Конечно, во время второго пришествия Иисус предстанет перед верующими и неверующими в новом царственном облике. Однако в земной своей жизни он, если верить Иустину и Тертуллиану, красотой не отличался.

Так что непонятно, почему заявления израильских ученых Чуева возмущают, а взгляды богословов II в. - нет. Можно, конечно, предложить две версии ответа на этот вопрос: он либо не читал трудов Иустина и Тертуллиана, либо считает, что их привлечь к ответственности уже не удастся за давностью срока совершения преступления, а значит, и упоминать о них незачем. Однако тогда есть другое предложение: давайте запретим опубликование трудов, в которых содержатся оскорбительные для верующих заявления относительно внешности Иисуса. В случае чего, можно составить новые списки запрещенных книг на религиозные темы по аналогии с теми списками, которые составил папа Геласий в V в. н.э.

Непонятно еще одно: как, в случае принятия законопроекта, будут дальше работать исследователи истории раннего христианства и иудаизма. Ведь у них, что не вывод, то оскорбление чувств верующих: христиан или иудеев. Выходит, заявление о том, что Тора была написана не Моисеем, и не в X в. до н.э., а полтысячелетия спустя, также может оскорбить чувства верующих, что навлечет на автора штраф, равный по сумме сотням тысяч рублей. По-видимому, та же участь ждет тех, кто посмеет усомниться в апостольском авторстве канонических Евангелий или попытается подвергнуть сомнению историчность преданий о чудесах Иисуса. В целях избежания возможных конфликтов проще запретить любую научную деятельность, целью которой является изучение истории мировых религий. Или же просто меньше внимания обращать на "чувства верующих", тем паче, что задеть последние, как показывает практика, могут самые невинные вещи. Даже демонстрации фильмов на религиозные сюжеты или написание книг по мотивам религиозных преданий.

"Presscenter.ru", 22 августа 2003 г.
[оригинал статьи]

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама