Прощаясь с патриархом Алексием Вторым, многие говорят о нем как о выдающемся современном политике, успешно проведшем сквозь трудные времена перемен Русскую православную церковь. Очень хочется возразить: успешно провел конечно; но политик нет, нисколько. Политик всегда мастер компромиссов, а вот этого никак нельзя сказать про Алексия Второго. В том-то и состоял подвиг почившего патриарха, что при его предстоятельстве наша Церковь нисколько не пошла навстречу мирским требованиям, не увлеклась модернизацией, но продолжала с Божьей помощью оставаться на архаических евангельских позициях. В России сейчас столько восстановленных храмов, столько монастырей и духовных школ, таким авторитетом пользуется большинство епископов и священников но сделала ли Церковь во имя этого какие бы то ни было канонические уступки? Нет, конечно.
Патриарху Алексию вполне удалось выдержать дистанцию в отношениях с властями. Президенты подходили под его благословение и не так важно, только ли по собственной вере или еще и из-за того, что Россия православная страна и им необходима была поддержка Церкви и ее паствы. А Церковь поддерживает власть, потому что всякая власть от Бога. Но не более того, никакой сервильности.
Патриарх не был открыт всему миру, не пользовался человеческой популярностью, не выделялся ораторским талантом, вообще был немногословен и сдержан и никогда не старался обратить на себя внимание. Паства любила его, но, как и в отношениях с властями, он держал с нею дистанцию, не подменяя собой Церковь.
Алексий Второй не только сохранил каноническое пространство Русской православной церкви, но и расширил его, деятельно поучаствовав в чудесном, невероятном событии объединении с Русской православной церковью за границей. Символическим выглядит уход обоих предстоятелей и митрополита Лавра из зарубежной церкви, и патриарха Алексия по завершении объединительной миссии. Это объединение тем более удивительно, что во многих других христианских церквях сейчас все больше расколы, вызванные как раз тем, чего почивший патриарх старательно избегал: модернизацией, стремлением открыться миру и соответствовать его скорой изменчивости, быть на виду и пользоваться популярностью.
Только теперь, когда Святейший переселился от нас в горние обители, до нас дошли небогатые сведения о его частной жизни: он регулярно вел дневник; ходил по грибы, пока здоровье позволяло; не забыл эстонского языка и свободно говорил на нем. Замечательно и то, как мало мы знали о патриархе как о человеке при его жизни, хотя он был в самом прямом смысле этого слова публичная фигура, и то, насколько нечего оказалось о нем знать, как нешироко было его личное пространство.
А еще мы узнали, что Алексий жаждал удалиться на Валаам и провести конец жизни монахом, в молитвах и слезах, но начатые дела не отпустили его. Как настоящий монах, он всего себя отдал послушанию, которое, привел Господь, получилось патриаршим. "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною" (Евангелие от Марка, глава 8, стих 34). И нам бы так пожить: отдать себя воле Божией и без рассуждений исполнять все доставшиеся послушания, не печалясь и не гордясь.
Святейший оставил Церковь в благополучии, в состоянии развития, но и в неизменной твердости. Новому патриарху Московскому и всея Руси предстоит продолжить эту линию в новых и, видимо, более сложных условиях: Россию ждут очередные испытания, и она непременно будет опираться на Церковь.
Источник: Ведомости