ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Семинар "Раскол христианства в XI веке и Древняя Русь" прошел в Музее Горького

Елена Бажина :: 15 декабря 2008

Почему Церковь раскололась в XI веке? Что отличало католиков и православных в эпоху крещения Руси? Когда, почему и насколько непреодолимой стала стена между двумя христианскими традициями? На эти и другие вопросы отвечали участники семинара "Раскол христианства в XI веке и Древняя Русь", прошедшего 11 декабря в Доме-музее им. Горького в рамках дискуссионных встреч "Православие, католицизм, протестантизм в истории Европы". Координатор встречи Михаил Дмитриев сделал акцент на одном из вопросов: раскол Церкви произошел под влиянием внешних факторов, или причины были внутри христианства?

В качестве основного докладчика по теме выступила сотрудник Института всеобщей истории РАН Ирина Ведюшкина, которая изложила основные предпосылки раскола. В период до Константина Великого, отметила она, из-за вынужденной "секретности" разные традиции сосуществовали в рамках неразделенной Церкви, в соответствии со словами апостола Павла – "надлежит быть разногласиям между вами". Однако после подписания императором Константином Миланского эдикта ситуация изменилась – – началось открытое общение, и главы общин понимали необходимость выработки единых текстов, единых постановлений. Первый Вселенский собор, собравшийся в Никее в 325 году, осудил как ересь арианство. Первый и Второй (381 г.) Вселенские соборы вырабатывают основные церковные догматы; складывается Никео-Цареградский символ веры и, казалось бы, создаются все предпосылки для того, чтобы существовала единая Церковь. Но в это время разрушается политическое единство Римской империи; на Востоке и на Западе складываются совершенно различные политические ситуации. Как немаловажный докладчица отметила факт, что на Востоке существовало несколько патриархатов, а на Западе – только одна Римская кафедра. Возможно, именно отсюда идет то одно из кардинальных различий Западной и Восточной Церквей, которое повлияло на всю дальнейшую историю христианства, полагает историк. На Востоке "основное – соборность Церкви", для Запада характерно "единовластие и постепенно складывается типично западный догмат о непогрешимости Папы". (Если бы на Западе существовало несколько кафедр, ситуация была бы иной, считает докладчица).

Показательно, что в пункте одного из главных расхождений – филиокве – Римский престол долго сохранял "здоровый консерватизм" и вплоть до VI века не принимал формулы об исхождении Св.Духа "и от Сына", сказала далее И. Ведюшкина. Сама формула филиокве была призвана первоначально противостоять арианству. "Арианский тезис о превосходстве Бога-Отца над Богом–Сыном преодолевался за счет добавления в Символ веры формулы об исхождении Св. Духа не только от Отца, но и от Сына, – – пояснила докладчица. – – На Востоке иногда при изложения исповедания веры применяли формулу "От Отца через Сына", но на Западе решили эту проблема более кардинально".

То, что Римские Папы долго не принимают эту формулу, показывает и миссия славянских учителей Кирилла и Мефодия в IX веке. Почти для всех ранних кирилло-мефодиевских памятников является обязательным подчеркивание неправильности этой формулы – "и от Сына". И Римские Папы миссию Кирилла и Мефодия, в отличие от немецкого духовенства, как известно, поддерживали, отметила докладчица.

В 9 веке произошло событие, которое отодвинуло Запад и Восток друг от друга, – – Константинополь и Римская кафедра сталкиваются из-за Болгарии. Папа Римский Николай I был заинтересован в том, чтобы "немецкая духовность" продвигалась в Болгарии, и принял формулу филиокве, которая была принята у немецкого духовенства, что вызвало протест Константинопольского Патриарха Фотия. Однако "Фотианскую схизму" правильнее было бы назвать "Николаевской", т.к. Римский Папа Николай первый предпринял ряд шагов по разрыву церковного общения, считает И. Ведюшкина. Впоследствии, во время своего "второго патриаршества", Фотий повел достаточно тактичную линию на восстановление церковного единства: несмотря на то, что он был против целого ряда нововведений, которые практиковались на территории Западной Церкви, Фотий трепетно относился к самом догмату о единстве Церкви.

Споры возобновились в начале 11 века, с этого времени имена Пап Римских не включаются в диптихи. Разрыв между Патриархом Константинопольским Михаилом Керулларием (1043-1058) и папскими легатами летом 1054 года "кажется досадным недоразумением", т.к. формально посольство было приглашено для урегулирования отношений. После того как Папа выступил против участия византийской иерархии в поставлении епископов в Южной Италии и на Сицилии, Михаил Керулларий запретил практику западного обряда в некоторых храмах Константинополя. Очередная попытка примирения привела к окончательному разрыву.

Существует мнение, продолжила Ведюшкина, что простые верующие не сразу ощутили последствия разрыва. По ее мнению, напротив, верующие почувствовали раскол почти сразу – когда латинские храмы Константинополя были закрыты и уничтожались Св. Дары. То же касается и константинопольских храмов в Южной Италии. Однако все это "не сопоставимо с разграблением крестоносцами Константинополя" во время 4-го крестового похода.

По мнению Михаила Дмитриева, причины раскола кроются не в политической ситуации, а в "разногласиях, которые накопились к этому моменту в двух патристических традициях". Он привел слова философа Льва Карсавина о том, что "папство – гениальное изобретение западной мысли". По его мнению, разная патристика стала причиной разделения Церквей.

Выступивший в дискуссии Виктор Капитанчук отметил, что причину надо искать не только в исторических обстоятельствах. "История Церкви – процесс богочеловеческий", – – отметил он. Все дело в "окачественности", считает В. Капитанчук. Западная и Восточная Церкви восприняли "особенности народов, на базе которых они возникли". И сейчас, подчеркнул Капитанчук, ссылаясь на слова Иоанна Павла II, главное, что разделяет Восток и Запад – вопрос власти: "Догматика не является их жизненным нервом, но власть, признание власти Папы, это главное".

Советник по культуре представительства Святого Престола в России Джованна Парравичини вкратце поделилась своим видением нынешних взаимоотношений разделенных Церквей. Церковь является единой по учению, – и того, что объединяет, больше того, что разделяет. Церковь одна в своих основах. Достояние русской философской традиции важно для Запада. Также, например, в последнем издании Катехизиса Католической Церкви больше говорится о восточной патристике, чем раньше. В то же время "есть грехи" как с той, так и с другой стороны, отметила Джованна Парравичини.

Что касается древней Руси в эту эпоху, то каждый митрополит русской Церкви оставляет "антилатинские сочинения", рассказала Ирина Ведюшкина. Она привела в качестве примера полемический трактат митрополита Киевского Ефрема, положивший начало древнерусской полемической традиции. Для России характерен "восторг от принятия христианства", но главная задача для митрополитов – сохранение конфессионального единства с Константинополем.

Организаторы семинара – – Российская национальная комиссия Международной комиссии по сравнительной истории Церквей и Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ. Встречи из цикла "Православие, католицизм, протестантизм в истории Европы" будут продолжены.

Источник: Благовест-инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама