Какой может стать РПЦ после избрания нового патриарха? Свою точку зрения высказали профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев и президент Российского библейского общества протоиерей Александр Борисов
Отец Андрей, некоторые эксперты полагают, что выбор нового Патриарха Московского и всея Руси определит и выбор одной из двух идеологий Церкви консервативной и либеральной. Так ли это?
Мне кажется, неправомерно переносить светские политизированные категории на церковную жизнь. Любой самый либеральный священник Русской православной церкви сточки зрения западных критериев будет казаться ужасным консерватором. Он будет верить в Христа как в Бога, осуждать гомосексуальные браки и так далее. Кроме того, очень трудно сравнивать позиции наших иерархов, потому что они недостаточно публичные.
Тем не менее местоблюстителя патриаршего престола, вполне публичного митрополита Кирилла называют либералом, а митрополита Калужского и Боровского, управделами Московской патриархии Климента консерватором. Насколько это справедливо?
Действительно, есть публичные выступления Кирилла и практически нет публичных выступлений Климента. Но если внимательно читать выступления митрополита Кирилла за последние десять пятнадцать лет, то они имеют очень отчетливый консервативный характер, в них звучит критика либеральной идеологии. И не совсем ясно, почему Кирилла и Климента противопоставляют друг другу и навешивают ярлыки. Но главное, на каком основании этих митрополитов вообще считают кандидатами на патриарший престол. Никто из них о таких своих намерениях не заявлял.
Похороны патриарха наглядно показали, что РПЦ, по сути, является частью государства. Будет ли Церковь в дальнейшем настаивать на отмене статьи Конституции, которая гласит об обратном?
Я не считаю тезис о Церкви как части государства доказанным.
То есть вы полагаете, что Церковь у нас и формально, и фактически отделена от государства?
Естественно. Когда, например, на частной шахте гибнут шахтеры, государство ведь объявляет национальный траур, несмотря на форму собственности предприятия. Если о патриархе и говорили как о государственном деятеле, то это только подчеркивает масштаб его личности и деяний. Церковь действует в рамках законодательства и не становится государственной, также как и государство не становится православным.
Предполагает ли процедура выборов главы РПЦ альтернативных кандидатов на пост патриарха?
Конечно. Это же выборы. Будет ли голосование открытым или закрытым, пока неизвестно. Этот вопрос решится на Поместном соборе самими избирателями. В истории известны оба варианта при избрании главы Церкви. В 1990 году, например, выборы патриарха были тайными и на альтернативной основе.
Самовыдвижение кандидатов допускается?
Да, пожалуйста. Какой-нибудь епископ Урюпинский может выдвинуть какого-нибудь епископа Тмутараканского.
Ожидаете л и вы, что светская власть станет принимать тайное или явное участие в выборах патриарха?
Роль властей ограничится регулированием дорожного движения в районе проведения собора.
В связи с избранием нового патриарха можно ли ждать реформ в самой Церкви?
Возможно. Например, лично я бы хотел, чтобы новый патриарх стал в каком-то смысле моим коллегой и чаще бы встречался с оппонентами, дискутировал на различные темы и публично отстаивал позиции Церкви, в том числе и в СМИ.
Будет ли Церковь настаивать на реституции всего церковного имущества?
Эта тема, безусловно, не закрыта, и она будет подниматься в дальнейшем.
Какова позиция Церкви по отношению к возвращению собственности светских лиц, конфискованной в свое время советской властью?
Безусловно, мы выступаем за полную десоветизацию России, но это не означает, что, в частности, проблему реституции можно решить одним росчерком пера.
Отец Александр, имеет ли место в РПЦ противостояние между консервативным и либеральным крылом?
О противостоянии говорить, пожалуй, не приходится, так как те, кого вы называете "либеральным" крылом, имеются в "подавляющем" меньшинстве. Само слово "либеральные" здесь неправильно, поскольку речь идет не о либеральной вседозволенности, а лишь о противоречиях между более гуманным отношением к человеческим нуждам и немощам, с одной стороны, и суровыми требованиями консерваторов с другой. Агрессивное отношение к брюкам на женщинах, требование суровой дисциплины, а часто просто грубость к вновь пришедшим отталкивают от Церкви тысячи людей, особенно молодых. Христианам дана власть любви, а не злоупотребления авторитетом священного сана.
Что вы думаете об участии РПЦ в экуменическом движении?
Евангелие от Иоанна сохранило нам горячие молитвы Господа Иисуса о единстве Его учеников. По словам Христа, единство учеников есть свидетельство того, что они посланы Богом, а не просто представляют собой одно из бесчисленных человеческих объединений. Те, кто называет "ересью" экуменическое движение за единство христиан не юридическое, а во Христе, на самом деле становятся врагами Христа, так как восстают против того, о чем молился и к чему призывал Своих учеников Господь Иисус Христос. Антиэкуменизм возник как самодовольное триумфалистское движение в РПЦ в конце 80-х годов прошлого века, когда в Церковь пришли вчерашние коммунисты и комсомольцы с их горделивым превозношением и непременным поиском внешних врагов. Так легче сразу стать лучше всех, а заодно просто и понятно объяснить сложную картину окружающего мира. Только это не имеет ничего общего с христианством, которое призывает любить врагов своих и многократно утверждает, что "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5).
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать новый патриарх?
Думаю, что патриарх Алексий II дал прекрасный образ для подражания: примирение враждующих сил на политической арене, поддержка разных течений и направлений в Церкви и в обществе, созидание, терпение и терпимость по отношению к инакомыслию, пока они не переходят границ дозволенного, за которым и уже стоит угроза раскола Церкви. Конечно, доброта и внимание к людям.
Нуждается ли Церковь в реформах?
Слово "реформы", особенно сейчас и особенно в церковном контексте, звучит пугающе. Лучше говорить о некоторых небольших изменениях в жизни Церкви, которые облегчили бы для невоцерковленных еще людей понимание того, что в ней происходит и почему это так важно для каждого человека. Имеется в виду замена некоторых слов, совершенно непонятных или имеющих в русском языке противоположный смысл, на благозвучные и понятные. Необходимо в густонаселенных районах городов строить новые храмы больших размеров, а не крошечные времянки, где также тесно, как в советское время. И здесь необходимо ходатайствовать о помощи государства.
Не стоит ли Московскому патриархату дистанцироваться от светской власти?
Напротив, Церкви следует шире пользоваться своим призванием "печалования" за народ и не держать такого рода действия втайне из-за боязни "обидеть" властные структуры.
Как станут складываться отношения РПЦ с другими конфессиями?
Это будет зависеть оттого, насколько возрастет в церковной среде доля зрелых людей, способных самостоятельно читать и понимать Евангелие, а не слушать фанатичных малограмотных батюшек, запугивающих свою паству призраками ИНН, новыми паспортами, штрих-кодами, властью Папы Римского и прочим вздором. Я помню, как на одном из собраний в Даниловом монастыре в начале 90-х годов Святейший Патриарх Алексий II говорил, что в советское время христиане Запада оказывали нам большую помощь в деле отстаивания позиций нашей Церкви перед атеистической властью. Теперь, когда нам стало хорошо, что будет правильнее сказать им: вы нам больше не нужны, или сказать им: вы наши братья? Думаю, что, конечно, второе. Только мракобесы типа бывшего епископа Анадырского и Чукотского Диомида могут осуждать Алексия II за его молитву в Нотр-Дам де Пари перед терновым венцом Господним и за его стремление вместе с западными христианами искать пути к сердцам всех наших современников.
Источник: Итоги