ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Ветряные мельницы православия

Ходнев Сергей :: 16 декабря 2008

О месте православия и атеизма в современной России рассуждает корреспондент "Власти" Антон АЛЕКСАНДРОВ.

В 1925 году в Москве проходили дебаты между Анатолием Луначарским и митрополитом Александром Введенским. Эти дебаты на фоне современного антирелигиозного дискурса прекрасно раскрывают динамику противостояния атеизма и церкви за последние 100 лет. Оставим в стороне идеологическую конструкцию атеизма, которая, очевидно, базируется на рационализме, либеральных ценностях и борьбе с религией во всех ее проявлениях. Обратим внимание на не вполне адекватный характер самой этой борьбы, который обусловлен тем, что атеистическое сознание искаженно воспринимает современную церковь и ее роль в мировой культуре.

Очень красиво об этом сказал митрополит Введенский: "Я заметил, что в громадном большинстве случаев лучшие антирелигиозники создают свое понимание религии и потом победоносно его разрушают. Мне кажется, что такая борьба с ветряными мельницами своего воображения о религии Христа давно нашла свою квалификацию в бессмертном произведении Сервантеса. В самом деле, если подойти к религии в ее настоящей глубине, тогда все те соображения, которые вам кажутся наиболее убивающими религию, покажут, что у вас неверно взят прицел: вы метите в ноги, в руки религии и не замечаете, где у религии бьется ее сердце".

Слова митрополита не утратили своей актуальности и сегодня. А самое интересное, что и аргументы митрополита против атеизма как будто сошли со страниц современных православных медиа-ресурсов. Таким образом, начал митрополит за здравие, а кончил, как и полагается любому священнослужителю, утверждениями о том, что все известные ученые верили в Бога, что атеисты "верят" в атеизм, напоследок залив все это толстым-толстым слоем классических доказательств бытия Божия.

Луначарский в долгу не остался и, в свою очередь, сравнил митрополита с библейским верблюдом, который не может пролезть в угольное ушко современности.

Как известно, годы советской власти считаются темным веком русской церкви. Казалось, в наши дни время воинствующих безбожников ушло и Россия сможет безболезненно вернуться в лоно православия. Однако, как и встарь, сходятся в неравном бою атеисты и богословы, ломая копья на поле богоборческой брани. На дворе стоит XXI век, и разумно было бы видеть новые формы этого противостояния, а в идеале вообще его не наблюдать. А вот и нет, все лучшие традиции воинствующего атеизма чинно и благородно перешли в третье тысячелетие от Рождества Христова. С другой стороны, мы видим очумевших от перепавшей недвижимости в Москве православных иерархов, которые, видимо, восприняли это как знамение и теперь уверены, что на дворе XIX век, самодержавие и народность.

И если потуги Московского патриархата понятны и предсказуемы, то действия так называемого атеистического движения вызывают искреннее удивление. Атеизм позиционирует себя как последний оплот перед цунами православия. Религиозная волна захлестывает общество! Светское государство в опасности! Клерикалы душат свободу!

Таким образом, в узких атеистических кругах формируется образ врага, на пустом месте создается отчетливая антиправославная истерия, на фоне которой утверждения митрополита Введенского о том, что атеисты "верят" в атеизм, уже не кажутся смешными. Чего же так боятся атеисты?

Вот как видит проблему атеистическое сообщество. Государство предоставило церкви серьезные возможности для развития. Это и огромные материальные ресурсы, и информационная поддержка СМИ. На ТВ очень жесткая цензура религиозной тематики, в эфир не допускается даже малейшего негатива по отношению к церкви. Даже в такой "отмороженной" на первый взгляд программе, как Comedy Club, на религиозную тему не шутят. Около 70% россиян считают себя православными. Президент и правительство едины с народом и демонстративно показывают свою набожность широким массам. Церковь рвется в школу, армию, государственные структуры.

На первый взгляд ситуация действительно критическая, и кажется, что вот-вот православие захлестнет страну.

Однако есть и другая точка зрения.

На самом деле текущее положение церкви в нашей стране – это верхний предел ее возможностей. Иллюзия высокого уровня религиозности возникает оттого, что после 70 лет тотального запрета зажатая пружина православия выстрелила вверх, создав эффект небывалого количественного роста.

Думаю, все знают реальные данные о количестве "действительно" православных в нашей стране – это, по самым смелым подсчетам, не более 5% населения. Большинство из них – маргиналы, люди, находящиеся по разным причинам на периферии эффективной экономики. Это пенсионеры, инвалиды, безработные, заключенные. Так стоит ли нам бояться этих людей? Очевидно, что никакой реальной угрозы они не представляют.

А как же остальные 65% православных, которые могут в любой момент подписаться за веру, царя и отечество под влиянием церковной пропаганды? Найдется ли кто-нибудь, кто помешает РПЦ реализовать этот солидный человеческий потенциал?

Найдется. На пути церкви к вселенскому могуществу уже стоит непреодолимая сила. Но она не имеет никакого отношения к атеистическому движению и другим "правозащитным" организациям, что, конечно, немного обидно.

Так кто же они, спасители от религиозной чумы? Как ни парадоксально, это не тайное общество, а самое что ни на есть явное – это наша власть: президент, правительство или, проще говоря, правящая российская элита. Одной рукой власть неистово крестится, а другой, спрятанной в кармане, отчетливо показывает церкви свое истинное отношение.

Власть осознанно не запускает РПЦ как национальный проект, ибо четко осознает последствия таких действий. А результаты такого нацпроекта очень простые: это культурная самоизоляция страны, экономический коллапс и, возможно, религиозная война.

Именно поэтому РПЦ не пускают в армию, не пускают в систему образования. Именно по этим причинам, а не потому, что учебники плохие и священников не хватает. Очевидный показатель отношений власти и церкви заключается в почти полном отсутствии РПЦ "в телевизоре". Да, критиковать клерикалов нельзя, но те крохи, которые им перепадают в эфире, не идут ни в какое сравнение с тем потоком антирелигиозного "сатанизма", который извергается на нас каждый день по ТВ. Фарс с православными дружинами лишний раз показал беспомощность Московского патриархата в решении вопроса о смычке государства и церкви.

Это трудно осознать, но РПЦ бессильна что-то сделать не только потому, что ей не дают развернуться. Есть и другая причина: она горит в аду массового потребления вместе с нами.

Эпоха культуры массового потребления пришла к нам в дом. Когда мы видим православных иерархов в шикарных "папамобилях", не остается сомнений в том, что верблюду удалось пролезть сквозь угольное ушко и что заезжать в царствие небесное лучше всего на Mercedes. Вернее сказать, Mercedes и является теперь царствием небесным. А чтобы внять слову современного рая, уже не надо ходить в церковь, а можно просто смотреть телевизор, что, собственно, вся страна и делает. Религия проиграла незаметно для себя, причем настолько необратимо, что сама стала частью культуры массового потребления. РПЦ теперь является своеобразным театром-музеем, в котором можно не только смотреть "спектакль", но и участвовать в нем, "потреблять", например, мощи святых.

Ни для кого не секрет, что 90% посещающих храмы прихожан, или, как метко высказался известный дьякон Кураев, "захожан", – это потребители. Потребители, конечно, своеобразных услуг, но тем не менее это так.

Как и театр и другие структуры шоу-бизнеса, православие может быть модным еще долгое время. Оно даже может стать государственной религией при условии, что церковь станет частью шоу-бизнеса официально. Но у православия есть перспективы только в рамках мультимедийного приложения к эффективной государственной экономике. Образцовое телешоу, которое сделали из смерти патриарха Алексия II, тому лишнее подтверждение. Возможно даже, что скоро наш язык обогатится такими новыми понятиями, как "заслуженный священник РФ" и "народный священник РФ", митрополит запоет дуэтом с Аллой Пугачевой, а Филипп Киркоров станет вполне реальной кандидатурой на патриаршество лет через тридцать.

Экономика массового потребления стремительно воздвигает себе новые храмы – гигантские торгово-развлекательные центры, где люди реально испытывают почти религиозный экстаз, занимаясь шопингом. Именно туда мы стремимся попасть в воскресенье, потому что верим, что именно там "настоящая жизнь". В XXI веке о "настоящем" и "реальном" люди узнают из телевизора и других СМИ. По большому счету человек, смотрящий телевизор, уже не может быть полноценным христианином, так как заповеди потребления побеждают с неоспоримым перевесом традиционные евангельские заповеди. Не зря для адептов традиционных религий существует прямой или косвенный запрет на ТВ и интернет.

Церковь теперь не востребована как канал передачи информации массам: слишком маленькая пропускная способность, а людей слишком много. Телевизор и школа подходят для промывки мозгов гораздо лучше.

Системный кризис церкви не вызывает сомнений, а борьба атеизма с ветряными мельницами христианства образца XXI века вызывает искреннее недоумение. К сожалению, количество новых храмов никак не может перейти в качество веры, ибо, занимаясь преимущественно административно-финансовыми вопросами, церковь лишь имитирует духовное влияние на паству. Поэтому вполне естественно, что в ближайшее воскресенье народ не будет торопиться в храм Божий, а снова пойдет в ближайший супермаркет, чтобы поскорее купить что-нибудь "действительно" нужное.


Религия проиграла настолько необратимо, что сама стала частью культуры массового потребления


Русская православная церковь в цифрах

За последние 20 лет РПЦ укрепилась не только духовно, но и материально.

По данным Московской патриархии, к июню 2008 года в РПЦ насчитывалось 156 епархий, 769 монастырей (из них 459 – на территории России), 29 141 приход, 5 духовных академий и 38 семинарий, а также 3 православных университета, 2 богословских института и 39 духовных училищ. С 1988 года – тогда у РПЦ насчитывалось 67 епархий, 21 монастырь, 6893 прихода, 2 духовные академии и 3 семинарии – показатели значительно возросли. В настоящее время в России действуют 11 051 воскресная школа и 463 молодежных православных центра. Общее число духовенства церкви – 30 544 человека, из них 196 архиереев.

У "православной религиозной организации "Московская патриархия Русской православной церкви"", согласно базе данных "СПАРК-Интерфакс", имеется 450 дочерних организаций. Большую часть из них составляют епархии, монастыри, храмы и церкви, однако среди "дочек" церкви есть и вполне мирские предприятия. Например, ООО "Издательство Московской патриархии" и ЗАО "Международное экономическое сотрудничество". По данным СПАРК, выручка еще одной "дочки" Московской патриархии – Патриаршего издательско-полиграфического центра – в 2007 году составила 26, 51 млн. руб., чистая прибыль – 531 тыс. руб. Выручка гостиницы "Даниловская" Московской патриархии за тот же год – 131, 78 млн. руб., чистая прибыль – 7, 48 млн. руб.

Согласно единому государственному реестру юридических лиц, структуры РПЦ напрямую владеют 4, 79% уставного капитала акционерного коммерческого банка содействия благотворительности и духовному развитию Отечества "Пересвет". На 1 октября 2008 года банк занимал 100-е место в России по сумме чистых активов (22, 81 млрд. руб.). Тем временем церковь продолжает ревностно следить за сохранностью и приумножением своего имущества: в декабре 2007 года митрополит Калужский и Боровский Климент настаивал, что церкви еще не возвращено около 10 тыс. храмов, а тысячи переданных нуждаются в восстановлении. Из отчета Московской патриархии за 2008 год следует, что только в Москве 25 храмов и часовен "еще не освобождено прежними арендаторами".

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама