ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Бездетный брак. Часть 1. Цель брака – спасение

Татьяна Майза :: 17 декабря 2008

Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

В редакцию сайта "Православие и мир" пришло письмо от бездетной супружеской пары, с недавних пор проживающей в Германии.

"Мы женаты 6 лет. Воцерковлены и регулярно причащаемся. Не имеем детей. Посещаем сайт, в том числе и ваш. Но читая статьи с заголовком типа" Ребенок – это благословление Божье", впадаем в уныние. Ведь начинаешь думать: Бог не благословил наш брак, значит мы законченные грешники и не достойны иметь детей и т.д. Да ведь так и до атеизма недалеко!

Например, если бесплодный человек читает, что дитя – есть благословление Божье, то он сразу же примеряет ситуацию на себя и думает: "Значит, Бог меня не благословляет, значит, я грешник, не достоин, плохой". И отсюда без особых усилий делает вывод – я не спасусь!

Или же читает бесплодная женщина статью, в которой говорится, что "женщина спасается чадородием", и думает: мне спасения нет, потому что не могу родить это чадо! По крайней мере, она так думает. Возможно, к высказыванию "женщина спасается чадородием" нужно было бы добавить – если она не бесплодна? Но бесплодная женщина зациклена на самой себе и порою не способна "домыслить" эту истину.

Если принимать во внимание ситуацию, где бесплоден мужчина (я имею в виду православные семьи), то нужно заметить, что часто женщина страдает не меньше мужа, потому, что считает, что Бог дал ей бесплодного мужа в наказание ей и что это именно она не достойна (близкая нам ситуация). А потом начинается мыслительная деятельность, уже далёкая от Православия. Как-то: "Почему Бог даёт детей женщинам легкого поведения, алкоголикам, наркоманкам? Почему Он допускает, чтобы их абортировали, выкидывали новорожденных в мусорку? (частое явление для Германии!!!) Парадокс, но в благополучной стране некоторые молодые девушки не гнушаются убийством собственного дитя.

Насчёт усыновления. Для нас, жителей Германии, это очень непростая задача. Мы уже хотели это сделать, но я выяснил, что усыновить в Германии нам не дадут, по многим причинам. В первую очередь – из-за низкого дохода. Необходимо, чтобы доход составлял не менее 3 тыс. евро месяц. Мы немного не добираем.

А что касается усыновления за рубежом, т.е. в России или, скажем, на Украине, то в законодательстве обеих стран есть пункт статьи, который говорит, что усыновлёнными иностранными усыновителями могут быть дети, к которым в течение минимум года не проявили интерес "свои" усыновители, т.е. россияне или украинцы. На практике это означает, что по закону мы можем взять только больного ребёнка. А взятки давать – грех. Вот такая у нас весёлая жизнь".

Мы попросили прокомментировать это письмо протоиерея Валентина Уляхина, преподавателя кафедры библеистики ПСТГУ, клирика Троицкого храма в Вишняковском переулке:

– В Ветхом Завете мы можем найти примеры, которые свидетельствуют о том, что многие персонажи страдали от бездетности. Но они, тем не менее, служат нам образцами единства воли, любви, верности в браке. Мы знаем из Священного Евангелия, например, что апостол Петр был женат, ведь у него была теща. Хотя в его семье детей не было, апостол Павел отнюдь не проклинал свою судьбу за то, что был бездетным. Всю свою жизнь он был ревнителем закона и жил по законам Моисея.

Священник, снимая венец жениха, говорит: "Возвеличися женише якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире, и делаяй в правде заповеди Божия". И когда священник снимает венец с невесты, то он говорит такие слова: "И ты невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревека..."

Сарра не имела детей почти до столетнего возраста, и ее бездетность не считалась отчужденностью от Бога. Мы знаем, что у величайших русских святых Петра и Февронии Муромских была именно такая жизнь – жизнь одного человека, и они даже скончались почти одновременно, их мощи лежат в одном гробе. Детей у них не было. Неужели в этом проявилась какая-то худосочность в отношении Царства Небесного или в отношении Божьего произволения? Нет, конечно. Главное то, что они вошли в Царствие Небесное.

Цель брака – спасение

Раньше я любил читать катехизисы. В 80–е годы я брал их у бабушек и дедушек и зачитывался, ведь тогда в атеистических магазинах было невозможно достать литературу, связанную с христианством. Меня всегда поражала мысль, которая подчеркивалась в любом катехизисе: что цель православного брака – это еще и спасение и взаимоподдержка мужа и жены. Господь соединяет души, чтобы муж и жена стали одним человеком и взаимодополняли друг друга: в духовном, душевном и материальном смыслах. У мужа и жены могут быть абсолютно разные характеры, но когда эти противоположности складываются как в символе, то образуется статуэтка, они составляют одного человека, который должен спастись.

И более того, в поздних катехизисах говорилось о том, что цель брака это – взаимоподдержка для достижения Царствия Небесного. А рождение и воспитание детей существенно, но никто нигде не говорит, что если Господь не дал детей – это закрытвает путь ко спасению.

В молитвах в таинстве венчания и обручения сравнительно мало, если соотнести с другими темами, затрагивается тема деторождения и испрашивается благословение на деторождение, но само деторождение становится как бы подчиненным той главной цели, которая призывается брачующимися молодоженами, эта цель – ищите прежде Царства Божия, Царства внутри вас. Царство Божие, как пишет апостол Павел, есть не пища и питие, а правда, мир и радость во Святом Духе.

О продолжении рода

– Батюшка, каждому человеку хочется оставить после себя след в этой жизни. Дети нужны не только для продолжения рода, многие родители видят в детях продолжение себя. А как же супругам в бесплодных браках "продлеваться" в будущее?

– Человек всегда хочет иметь свои корни и свое продолжение. Мы говорим о наших предках или о наших потомках с точки зрения Церкви, с точки зрения Царства вечности. В Церкви все едины: усопшие и ныне здравствующие, и те, кто еще родится. От жизни супругов, от их личного креста зависит будущее тех, кто будет жить после нас. Мы закладываем это будущее как кирпичик в основание дома, в основание Церкви. Апостол Павел говорит, что на основании жизни мучеников, на основании жизни преподобных, святых строится Церковь, а краеугольным камнем является Христос.

А что такое краеугольный камень? Это не тот камень, который лежит в фундаменте. Фундамент апостольский – это святые, мученики, а краеугольный камень – это замковый камень, который держит весь свод от вершины, от потолка до пола. Этот камень держит весь храм в единстве. Так вот бездетные пары могут рассматривать свою жизнь с точки зрения сопричастности мученической и Кресту Господню.

Без мучеников российских не была бы возможна современная Церковь, ее преображение и восстановление, обновление и воссоединение. В жизни каждого человека все промыслительно для блага общей Церкви. Жизнь православных людей никогда не кончается жизнью одного какого-то поколения, одних каких-то людей. Их жизнь простирается на все: на будущее и на вечность.

– Стоит ли смиряться с бездетностью или просить у Господа детей?

– А у Матери Божией сколько детей? Она духовно рождает и принимает всех нас в Таинстве Крещения. Становится Матерью всем нам. Мы все усыновлены и удочерены Матерью Божией. Почему мы должны сомневаться, что в бездетном браке по молитвам Матери Божией будут дети?

Немало бывает случаев, когда супругов посещает милость Божия уже во второй половине жизненного пути или в преклонных годах. Они получают от Бога детей и молитвами Богородицы жена становится матерью. Это все очень реально. Не нужно сомневаться, надо просто верить, что наше положение соответствует плану нашего спасения, который творит Сам Господь. Мы, не имея детей, принимаем особую миссию в этом мире. И наша миссия благодатна, не менее, чем в той семье, которая имеет много детей, и где постоянно рождаются все новые и новые дети.

– Скажите, пожалуйста, а стоит ли прибегать к традиционным или нетрадиционным методам, способствующим зачатию?

– Мы никогда не должны отвергать медицину. Медицина – наша помощница. Врач тот, кто несет нам жизнь, кто трудится во славу Божию и дарует нам возможность избавиться от тех недугов, от бездетности в том числе, которые попустил Господь. Медицина располагает многими средствами, которые помогают деторождению. Только опять же, надо самому изучать этот вопрос, стараться как-то среди многообразия найти то, что необходимо и что может помочь.

Например, есть в традиции греческой Церкви выращивать в недрах монастыря святые виноградные лозы. По приданию виноград помогает зачатию. В медицине все средства хороши, их необходимо использовать и применять, если только они связаны с помощью, а не с мошенничеством.

Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так нецелесообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа... так, вводя к себе врача... не отступаемся от упования на Бога.

Святитель Василий Великий (330-379).

В лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама