ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Не надо бояться свободы дискуссий": протоиерей Максим Козлов

17 декабря 2008

В интервью изданию "Православная Русь" (Джорданвилл, США), профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов рассказал о подготовке священнослужителей в духовных школах Русской Церкви и об опыте работы с молодежью на приходе святой мученицы Татианы при МГУ, настоятелем которого он является.

Мария Псарева: Насколько выпускники духовных школ соответствуют реальным требованиям прихода?

Протоиерей Максим Козлов: Канонический возраст для рукоположения священника (30 лет) соблюсти невозможно. Священников не хватает, особенно если мы отъедем от Москвы, пересечем Урал или просто окажемся в Вологодской, Костромской, Архангельской епархиях. Конечно же, открывающиеся храмы требуют большого числа нового духовенства. Большой приток в Церковь и в духовные школы был в начале 90-х годов, когда пошли учиться в семинарии и рукополагались в священство те, кто до того в силу жизни в Советском Союзе не имели такой возможности, потому что в советское время человеку с высшим образованием было крайне затруднительно поступить в семинарию.

С этим стало легче в конце 70–80-х, но все равно крайне трудно. Были ограничения для военных или учителей. И вот все эти люди, включая не очень молодых, дали нам поколение учащихся духовных школ первой половины 90-х. Как преподаватель, вспоминаю это время как самое радостное: это было время надежд, единодушия – и действительно, очень серьезные люди шли в духовные школы. Потом получилось так, что поколение абитуриентов исчерпалось: все старшего поколения, кто хотел поступать, отучились. Сейчас поступают молодые люди после школы, армии или после светского учебного заведения. Это, в основном, люди, повзрослевшие в постсоветском обществе, выпускники современной российской школы.

Конечно, уровень очень разный, как и уровень наших семинарий очень разный. Есть те, о которых сегодня можно сказать, что они являются высшими учебными заведениями в полном смысле этого слова. Это Московские духовные школы, Санкт-Петербургские духовные школы. Из провинциальных назову Смоленскую, Тобольскую, Томскую, Саратовскую, Ставропольскую семинарии.

Хорошо, если они выпускают, например, по 40 человек в год. Провинциальные выпускают человек по 10–15. Московская выпускает человек 80–90. Не все выходят в сане или сразу рукополагаются. Количество приходов возрастает, а старое духовенство стареет и умирает. В этом отношении есть физическая необходимость. Как правило, приходы в городах требуют не одного и не двух клириков.

Я бы не боялся самой молодости нашего духовенства, но плохо когда выпускник, не имеющий опыта служения со старшими клириками на приходе, окончив семинарию, после короткой практики в архиерейском соборе направляется для самостоятельного служения на приход в маленький город или село. Он должен сам "выплывать" из этой ситуации. И тут молодому человеку, которому еще нет 30-ти лет, без жизненного опыта оказывается очень трудно. В любом случае лучше это, чем рукоположение (которое имеет место) тех, кто не получил регулярного духовного образования, а получает его потом заочно.

Все же 5 лет, проведенных на семинарской скамье, это довольно крепкая закалка и в отношении самих навыков церковной жизни, и в плане бытовой стороны жизни. Это – формирование системы трезвых богословских взглядов. Выпускники очной духовной школы в значительной степени оказываются носителями общецерковного предания, чем своеобразных частных воззрений. У семинаристов образуется братство. Если рос человек на приходе, знал только своего священника, его порекомендовали, архиерей его рукоположил, то в духовном отношении кругозор его заужен, и понятие вселенской Церкви для него ограничивается представлением о двух-трех соседних приходах.

М. П.: Как происходит работа с каждым отдельным учащимся? Существует ли свобода богословской дискуссии?

Прот. М.: Здесь я скажу о ситуации в Московских духовных школах. Я бы не сказал, что в наше время существует жесткий диктат в отношении каких-либо воззрений, выходящих за пределы общеобязательного в нашем вероучении. Конечно, антитринитарий в нашей семинарии учиться не может, но даже в области экклезиологии у нас и среди преподавателей могут быть разные взгляды, в отношении, скажем, к инославным.

Достаточно интенсивная дискуссия имеет место в области сотериологии. Совсем недавно закончилась (постановлением богословской Синодалыюй комиссии) многолетняя дискуссия о допустимости применения термина пресуществление в отношении православного понимания Евхаристии. В этом вопросе обнаружились разные точки зрения. Я бы не сказал, что у нас существует требование единомыслия с преподавателем или что существует официальная богословская или церковно-историческая линия, которой студент обязан следовать.

В отношении церковной истории есть разные подходы. Отец Владислав Цыпин и отец Георгий Митрофанов стоят на очевидно разных подходах, А.К. Светозарский и, с другой стороны, о. Владимир Воробьев и о. Александр Мазырин тоже имеют разное понимание событий церковной истории. В основном есть требование аргументированно защищать свою позицию. Конечно, если мне студент по сравнительному богословию напишет, что экуменизм – "ересь, ничего знать не хочу и отвечать на вопрос не буду", я ему поставлю "2", потому что он прикрывает невежество ревностью о Православии. Но если он аргументированно, ссылаясь на документы, в сочинении будет защищать позицию о желательности выхода из ВСЦ, это не повлияет на оценку, которую я ему поставлю. И так, я полагаю, происходит в большинстве предметов.

Личностные свойства преподавателя имеют место, но это есть и в светском вузе. Это личность преподавателя, а не требование некой унификации взглядов. Мне кажется, свобода внутри наших духовных школ сейчас достаточно велика. Можно посмотреть интернет-узел Учебного комитета "Богослов.Ru", его форум, который дает возможность свободно высказываться представителям разных точек зрения.

М. П.: Какой аспект воспитания молодежи на приходе требует особого внимания?

Прот. М.: Молодежи обязательно нужно давать возможность приобщения к живой внебогослужебной деятельности. Это может выражаться в разном. Я слышал о том, что уходят молодые люди потому, что им не очень понятно, что они могут делать кроме того что только молиться. И хотя, конечно, богослужение и молитва должны быть основой всего, но мы не должны соглашаться с тем, чего от нас хотела советская власть, чтобы в Церкви богослужением все и закончивалось. Я не хочу сказать, что это должна быть только жестко обозначенная социальная деятельность – помощь бездомным или сиротам, хотя это, конечно, тоже очень важно. Реальный опыт – видеть того, кому плохо, и что-то для него сделать, это очень существенно.

Мы, например, ездим в Колычевский монастырь под Егорьевском, в котором четыре монахини, а четыре пятых части этого дореволюционного здания занимает психоневрологический интернат. Там человек 600 больных. Мы привозим молодых людей, чтобы они поняли, что это не просто какие-то страшные больные, от которых можно только бежать; первая реакция такая, но к третьим суткам перестаешь это замечать. Важно, чтобы молодые люди поняли, что это помощь действительно больным людям. Можно приехать помочь маленькому приходу спеть Литургию, посетить детские дома, дома престарелых. У нас на такие летние двухнедельные поездки конкурс, потому что мы не можем взять всех желающих. Они готовятся с осени: проходят вероучение, осваивают песнопения.

Второго типа миссионерские поездки – в отдаленные епархии, где не хватает духовенства. Мы были два раза в Костромской епархии, на Алтае, в этом году в Якутии; там вообще духовенства не бывает. Это для прихода очень важно. Те, кто съездил в эту поездку, становятся опорой прихода, вокруг них собираются другие молодые люди, для прихода они становятся первыми помощниками.

Интернет-издания – тоже живое дело. "Татьянин день" мы перевели в электронный формат. Вокруг этого издания собирается много людей, студенты; на 90 процентов это плод их труда, мои функции там, по крайней мере, не творческие. Певческая школа и т. д. Что бы там дальше ни было, главное, чтобы молодые люди сами что-то делали. Беда начинается, когда для молодежи что-то организуют: вот вам летний лагерь, вот вам концерты, вот вам паломническая поездка. Им нужно находить дело, а не устраивать мероприятие, тогда это будет сплачивать, и к этому будут тянуться. Потому что молодежи хочется чего-то настоящего.

Беседовала Мария Псарева

Текст публикуется с любезного разрешения редакции "Православная Русь"

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама