ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Убойная сила слова

Галина Резапкина :: 19 декабря 2008

Рецензия на учебник Бунеева Р. Н., Бунеевой Е. В. Литература. Путь к станции "Я": Учебник-хрестоматия для 7 класса. – 2-е изд., испр. и доп. – В 2 кн. – М.: Баласс, 2005. – 288 с.: ил. – (Образовательная система "Школа 2100". Свободный ум).

"Какие они счастливые! О них узнает вся страна", – мечтательно сказала семиклассница из подмосковной Балашихи на похоронах трех своих одноклассниц, которые, взявшись за руки, выпрыгнули из окна квартиры на девятом этаже.

Ассоциативная память извлекла из запасников этот случай во время чтения учебника Бунеевых по литературе "Путь к станции "Я" для 7-го класса. Интерес к книге был подогрет случайной фразой мамы семиклассницы о том, что дети скачивают из интернета полную версию "Синей травы" – дневника наркоманки, фрагмент из которого изучается на уроке. Неплохая рекомендация! А еще говорят, что современные дети мало читают! Заинтригованная, отправляюсь в Интернет за "Синей травой". Анонимный отзыв на книгу:

"Бьет по мозгам сильно, конечно. Но впечатление неоднозначное – своему 12-летнему сыну, скорее всего, читать не дам. Если мне стало страшновато, то подросток может запомнить в этой книге совсем другое – прикольные улеты и свободный подростковый секс под наркотиками".

Сильно сомневаюсь, что это – подлинный дневник пятнадцатилетний американской наркоманки. Слишком литературно, слишком смачно описаны ощущения американской школьницы, употребляющей наркотики, потерявшей девственность и озабоченной возможной беременностью, ушедшей из дома и испытавшей самые страшные унижения и надругательства за дозу наркотика.

Действительно, о чем еще думать нашим семиклассницам. До ЕГЭ и профильного класса дожить еще надо... Бедные дети! Уж лучше пусть прогуливают уроки и получают двойки за невыученные уроки, чем изучают такую литературу!

Подростки должны ответить на вопрос, "что же подтолкнуло героиню вступить на ужасный путь, приведший ее к гибели?" По мнению авторов, "трагедия героини прежде всего в боязни индивидуальности, в слабости характера, в неспособности сопротивляться обстоятельствам" (Е.Барова, Методические рекомендации к учебнику, с.94).

Ложные посылки, уводящие от истинных причин трагедии!

"Героиня Д.п.н., к сожалению, не нашла себе серьезного занятия, может быть, как раз потому, что в ее жизни в целом все было благополучно, а проблемы ее носили несколько надуманный характер" (Е.Барова, Методические рекомендации к учебнику, с.94).

Как-то все неубедительно. А что мешала героине найти серьезное занятие? Что можно считать серьезным занятием в 15 лет? Что такое благополучие и как его отсутствие или присутствие соотносится с подростковыми проблемами? И самое главное – что надо делать, чтобы это не случилось ни с тобой, ни с твоим другом? Авторы вступили на очень скользкую тропу, по которой не смогли ни сами пройти, ни детей провести.

Многие люди наивно считают, что самое лучшее воспитание – это запугивание. Прочитает подросток о страшном конце сверстника, который не слушался родителей – и будет слушаться. Возможно, да. Только надо знать, для какого психотипа допустимо такое воздействие, в какой форме и в каком возрасте. Иначе получится обратный эффект.

Это – как прививка. Качественная, сделанная в нужный момент и по всем правилам здоровому ребенку – поможет. Если нарушено одно или несколько условий – последствия могут быть серьезнее теоретически возможной болезни.

Авторы уверяют, что чтение такой литературы – своего рода профилактика наркомании, а также алкоголизма, нежелательной беременности и спида. Это справедливо для определенной категории подростков, например, тревожно-мнительных. Демонстративных подростков, которых хотят быть в центре внимания любой ценой, даже ценой своей жизни, такое чтиво может спровоцировать на поступки, от которых взрослые так неуклюже стараются их оградить. Причем демонстративных сейчас намного больше, чем 10-15 лет назад.

Из методических рекомендаций Е.Баровой узнаем, что "учебник "Путь к станции "Я" представляет собой совершенно новый этап в работе авторов.... учебник помогает подростку, отроку постичь себя, причем не только через великолепные образцы художественной литературы, но и через форму, логику и композицию самой учебной книги".

Сквозной персонаж, ведущий подростков по своих дневниковых записей – студент Алексей (вероятно, он лет на пять-шесть старше учеников, которым адресован учебник). В юности пять лет – целая вечность. Алексей по замыслу авторов ищет смысл жизни и вовлекает в это занятие семиклассников.

Кроме "Синей травы" семиклассники должны прочитать фрагменты "Былого и дум" Герцена, наводившего тоску еще на их родителей; "Детства" Толстого и Горького; "Мне скоро шестнадцать" М. Цветаевой (семиклассникам, кстати, на три года меньше); Ш.Бронте "Джен Эйр"; жесткий рассказ В. Тендрякова "Хлеб для собаки"; "Слепой музыкант" В.Короленко; дневник Анны Франк "Погибель"... Не уверена, что все эти тексты семиклассники станут разыскивать в интернете и библиотеках с таким же энтузиазмом, как "Дневник пятнадцатилетней наркоманки".

Читать и анализировать в течение года произвольно выхваченные отрывки из чужих дневников и мемуаров – удовольствие на любителя. Должна же быть в этом какая-то сверхзадача? Что объединяет авторов разных эпох и стран, собранных на страницах учебника, который, по замыслу авторов, должен помочь подростку пройти путь до станции "Я" через полустанки "Я и детство", "Я и другие", "Я и мир"?

Герои большинства текстов, включенных в хрестоматию, трагически погибают в подростковом возрасте. Остальные испытывают нравственные потрясения, которые накладывают отпечаток на всю их жизнь.

Главы из книги Л. Кассиля "Ранний восход. Дневник Коли Дмитриева". "Учитель может сообщить учащимся, что в 1949 году Лев Кассиль попал на выставку произведений Коли Дмитриева, трагически погибшего в 15 лет 12 августа 1947 года. Писатель был настолько поражен и пленен увиденным, что решил написать о юном художнике книгу...". Текст начинается с четвертой главы второй части. Вопросы к тексту: Объясни, как ты понимаешь смысл названия глав и т.д. Но для этого нужно читать текст целиком, что не предполагается!

Смерть предстает в поэтизированном виде. О серьезных вещах говорится мимоходом, вскользь: "Не сотвори себе кумира!.. Вся история человечества – это построение и разрушение памятников". Рядом неразборчивый ксерокс с картины Босха "Вавилонская башня"... И вопросы к тексту: "Нужны ли людям кумиры? Есть ли кумиры у тебя? За что ты их любишь?" Из контекста занятий учащимся должно быть понятно, что творить кумиров – плохо. А почему плохо? А что хорошо?

Из заключения Российской академии образования о работе экспериментальной площадки Российской академии образования "Образовательная система "Школа 2100"" и использовании ее в широкой практике: – учебники формируют у ученика целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач..."

Целостная система знаний подростка о себе и своем месте в мире на страницах учебника выглядит очень однобоко и безрадостно: конфликты, болезни, грязь, насилие, непонимание окружающих, смерть... Зачем все это? Чтобы вогнать читателей в депрессию, откуда – один шаг до раскрытого окна? Филологам очевидна убойная сила слова: предсмертные стихи Есенина спровоцировали эпидемию самоубийств.

Раздел Я и Я. На шмуц-титуле – фрагмент работы Дали "Рождение человека". Человек мучительно выбирается из яйца. А смысл? Посмотрим, что думают по этому поводу классики.

Стихотворение А.Пушкина "Дар напрасный, дар случайный". Вопросы к учащимся: О каком душевном состоянии поэта говорят строки стихотворения? Найди философские размышления поэта о жизни. Что его заставляет страдать? В чем видит поэт свое предназначенье? Попробуй доказать на примере прочитанных тобою произведений А.С.Пушкина справедливость последних строк второй строфы.

Последние строки второй строфы звучат так:

...Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?...

Непонятно, что ребята должны здесь доказывать.

Предвкушаю анализ знаменитого поэтического диалога Пушкина и митрополита Филарета. Интересно, что думают о нем школьники, как воспринимают стихотворение "Дар напрасный, дар случайный", написанное поэтом в свой 29-й день рождения, блистательный ответ митрополита и ответный ход Пушкина – стихотворение "В часы забав иль праздной скуки"? Считают ли они ответ митрополита Филарета пародией на пушкинские стихи или палинодией, то есть отрицанием того, что сказано в оригинальном тексте?

Ничего этого нет. А есть примитивные и сумбурные методические рекомендации к уроку "Дар напрасный? Дар случайный?": "Мы не видим противоречия в содержании 2-й и 3-й строф: поэт страдает именно потому, что такой человек, как он, осознающий свой талант, богатство духа, не может найти применения себе в "однозвучном шуме жизни".

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Вопросы, заданные поэтом в минуты уныния, тяжелыми гроздьями повисают над бедными головами семиклассников. Вероятно, чтобы закрепить полученный эффект – стихотворение Н. Огарева "Хандра":

Бывают дни, когда душа пуста:

Ни мыслей нет, ни чувств, молчат уста,

Равно печаль и радости постылы,

И в теле лень, и двигаться нет силы.

Напрасно ищешь, чем бы ум занять, –

Противно видеть, слышать, понимать,

И только бесконечно давит скука,

И кажется, что жить – такая мука!

Затем – "Пока горит свеча" А.Макаревича, лучшая, на мой взгляд, песня "Машины времени", которая в стихотворном виде теряет многое, если не все. Вряд ли когда-нибудь Андрей Вадимович мечтал попасть в учебник литературы для 7-го класса. Итоговой работой по данной теме должно стать лирическое размышление "Бывают дни...". Чтобы задать мыслям ребят правильное направление, водитель по учебнику студент Алексей читает любимое место из дневника Печорина: "Что ж? Умереть так умереть: потеря для мира небольшая: да и мне самому порядочно уже скучно".

Уверена, что такая литература придется по вкусу поклонникам модного сейчас в молодежной среде эмо-стиля – унылым подросткам в черном, которые видят вокруг только мерзость, отгораживаются от мира длинными черно-красными челками и периодически режут себе вены таким образом, чтобы их было несложно спасти.

Авторы учебника не обманули. В книге есть и "строгая логическая последовательность, оригинальность композиции, единство нравственной проблематики, наличие внутренней ассоциативной и смысловой взаимосвязи всех разделов".

"Логично" и "последовательно" детей ведут в трясину уныния. "Нравственная проблематика" сводится к актуализации негативных переживаний. Есть в учебники и светлые станицы, такие, как "Алые паруса" А.Грина. Но они растворяются в массе тенденциозно подобранных литературных произведений, моделирующих картину мира, в котором не хочется жить. Герои произведений, с которыми невольно будут идентифицировать себя семиклассники, представлены жертвами и мучениками, как на кощунственной картине В.Овчинникова "Св.Себастьян", приведенной в качестве иллюстрации к "Дневникам Адриана Моула" С.Таунсенд. Вообще интересно, изучают ли русскую литературу в английских и американских школах в таком объеме, как русские дети – англоязычную?

Большинство иллюстраций отвратительного качества, которое нейтрализует "воспитательное" воздействие картин Босха, Ван Гога, Гойя, Дали, Пикассо...

Но, судя по ответу директора департамента государственной политики в образовании И.И.Калины на обращение родителей по поводу качества учебной литературы, в жизни все не так плохо, как в этом учебнике:

"В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" выбор учебников из утвержденных федеральных перечней, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, относится к компетенции и ответственности образовательного учреждения. Учебную литературу выбирает школа, и это должен быть выбор, согласованный с органом общественного управления образовательным учреждением (Советом школы, попечительским советом, общим собранием, педагогическим советом), а также с учетом мнения родительской общественности".

Галина Владимировна Резапкина, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления (Москва), преподаватель Института практической психологии личности при МГУ

Источник: Русская линия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама