Мария Александрова. Давайте сначала посмотрим.
Общественный комитет "За нравственное возрождение Отечества" направил мэру Москвы и главному режиссеру Государственного Малого академического театра Юрию Соломину обращение с требованием отменить показ балета Анжелена Прельжокажа "Благовещение" на сцене Малого театра.
Спектакль известного французского балетмейстера открывает Первый фестиваль балета Grand Pas, учредителем которого является правительство Москвы.
Председатель Общественного комитета протоиерей Александр Шаргунов, ссылаясь на мнение критиков, заявил, что балет, в котором две танцовщицы изображают Архангела Гавриила и Деву Марию, имеет кощунственный и развращающий характер, так как пропагандирует однополую любовь. "Такие провокации, - говорится в обращении Общественного комитета, - представляют опасность для всего нашего общества и конституционного строя нашего государства. На этот раз готовящееся кощунство проходит под эгидой правительства Москвы, и это делает городские власти и прежде всего мэра столицы ответственными за преступление и его последствия". В письме Юрию Соломину Общественный комитет утверждает, что "постановка кощунственного балета на сцене Малого театра принесет несравненно больший вред, чем его демонстрация на какой-либо другой сцене. Это будет рассматриваться, как признание за тупой провокацией права называться искусством, достойным искусства Ермоловой, Садовских, Сумбатова-Южина, которые прославили Малый театр и русский театр".
Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили народную артистку России, в прошлом солистку Большого театра, а ныне знаменитого балетмейстера, организатора и главу Государственного театра классического балета Наталью Дмитриевну Касаткину.
- Никто не должен вмешиваться в искусство. Нельзя ничего запрещать. Мы пережили советское время, когда запрещали все. Запрещали балет "Сотворение мира", потому что мы, наоборот, пропагандировали божественное происхождение человека. А сейчас идет обратный процесс. И очень легко вернуться к тому, что было во времена советской власти, когда искусство уходило в подполье, но все равно все делалось, только становилось запретным плодом, и от этого всем было только хуже. Все, что не искусство, все, что плохо, постепенно отпадает само собой. Верующий человек может не ходить на этот балет, если он может оскорбить его чувство. Правда, утверждать, что балет оскорбит чьи-то чувства сейчас, когда его никто еще не видел, слишком рано. Давайте сначала посмотрим. Никому не запрещено после этого написать отзывы, отклики, статьи со своими впечатлениями с призывом не ходить - пожалуйста... А запрещать - это самое страшное, что мы пережили в своей жизни. Когда мы делали "Сотворение мира", с Мишей Барышниковым в главной роли, от нас требовали, например, чтобы на Еву надели юбочку. И мы надели. Были и другие замечания, еще более абсурдные. Грим бога похож на Ленина, плащ у чертовки похож на красное знамя, пятна на солнце похожи на сионистскую звезду... Доходило до полного бреда. И в Москве мы так и не поставили этот спектакль, нас отстояли ленинградцы. Спектакль вышел, а когда Миша Барышников оказался за рубежом (его до этого просто довели), тогда было сказано, что "падение молодого Барышникова началось с "Сотворения мира". Запреты все равно приводят в тупик.
Валерий Кичин. Идущие вместе-2
Итак, после бесплодных попыток запретить шедевр Скорсезе "Последнее искушение Христа" и вполне успешного погрома антирелигиозной выставки в Москве церковные деятели опять пытаются ввести свою цензуру на территории государства, которое, по Конституции, отделено от Церкви.
Попытки параноидальны: только безумец может усмотреть в балетном действе какую бы то ни было пропаганду. Попытки отдают средневековьем: они вечно игнорируют научное знание о построении мира и о природе человека. Попытки смехотворны: в них торчат уши базовых принципов махрового ханжества.
Так, "Идущие вместе", духовные собратья авторов новой антибалетной акции, устанавливали на Театральной площади в Москве циклопический унитаз, демонстрируя прежде всего собственный уровень вкуса и культуры. Так, они раскладывали костры из ненавидимых ими книг, делая очевидными свои идейные корни: последний раз такие костры пылали, помнится, в центре гитлеровского Берлина. Оголтелые коммунисты парадоксальным образом сомкнулись в методологии с церковными ортодоксами.
Предпринимая свои крестовые походы то против всемирно известного кинорежиссера, то против увенчанного международными призами спектакля, попы постоянно толкуют про оскорбление их святынь и про чувства верующих. Они при этом забывают, что живут и действуют в преимущественно атеистическом обществе, где чувства миллионов людей, к религиозным предрассудкам не склонных, тоже должны быть защищены. И те христианские каноны, которые вполне субъективно толкуются каждым отдельно взятым попом, для такого общества есть явление прежде всего культурное, то есть каноном не скованное, свободное для интерпретаций и трактовок.
Увы, нас, кажется, хотят постричь всех поголовно: религиозная пропаганда цветет. Церкви уже мало ее бесчисленных храмов, возникающих там и сям по всей стране, - она рвется, к изумлению образованного мира, устанавливать свои законы и в храмах искусства.
Это называется: игра в одни ворота. Не мечтаю о наступлении, но, может, пора выстроить линию защиты?
"Российская Газета", 27 августа 2003 г.
[оригинал статьи]