Сегодня, когда священноначалие вручало многим педагогам заслуженные награды, высоко оценив их участие в конкурсе "За нравственный подвиг учителя", я хотел бы поразмышлять о сущности этого подвига.
Вообще, тема подвига всегда являлась ключевой в деле школьного образования и воспитания. Где есть место подвигу, там наличествуют и герои. Вы, конечно, знаете, что Русь почитала своими героями святых угодников Божиих. Их жития были любимым чтением русского народа. Советская эпоха представила нам иных героев: космонавтов, строителей, ученых, но и их время прошло. На пьедестал всеобщего внимания взошли банкиры, бандиты и актеры. Что же мы видим? Банкиры понурили свои головы, обхватив их руками от едва терпимой финансовой депрессии; разбойников начали отлавливать и изолировать от общества, а большая их часть превратилась в добропорядочных буржуа и уже не хочет вспоминать о грехах дурно проведенной молодости; актеры старой русской театральной школы сходят со сцены, а современная "фабрика звезд" не может "отштамповать" никого, кроме каскадеров и циркачей...
Нам нужны новые, истинные герои. Кто же они? Мне бы очень хотелось, чтобы ими стали священник, учитель и защитник Отечества военный. Героем нашего времени должен стать носитель нравственного призвания, в признании этого героя должна выявиться нравственная зрелость нашего общества. Я выбираю героем моего краткого сегодняшнего слова школьного учителя, а нравственным подвигом назову призвание учительства. Пусть это слово будет малой наградой, утешением и ободрением тем педагогам, заслуженный труд которых был по справедливости оценен высокими наградами.
Современный учитель России представляется мне воином, выходящим в "чисто поле" для ратного подвига за души своих питомцев. Вижу на педагоге воинский шлем, надежно прикрывающий его главу от вражеских стрел. Этот шлем целостное христианское миросозерцание.
Как важно учителю быть носителем мировоззрения, которое, основываясь на библейских, христианских началах, позволяет охватывать все уровни бытия и ясно, доходчиво доносить до детского ума истины философского порядка; объяснять разнородные явления политической, общественной, культурной жизни; слагать знания в яркую и внутренне непротиворечивую панораму.
Педагог-воин облечен в броню правды и любви, те рыцарские доспехи, без которых и думать нечего о победе на поле брани. Действительно, мало просвещать умы, необходимо умягчать сердца! Как нелегко сегодня учителю коснуться души своего питомца, зачастую испытывающего преждевременную усталость от жизни. Гонор и самоуверенность подростка, нервность и жестокосердие, компьютерная болезнь со всеми ее симптомами: апатией, хронической усталостью, потерей интереса к занятиям вот короста, которую необходимо разбить, победить нам, совестливым и неравнодушным педагогам! И единственное средство, чудодейственное лекарство, которое мы можем употреблять в борьбе за души детей любовь, проявляющаяся в педагогическом великодушии, благородстве, терпении, милости и строгости, приветливости и требовательности, в умении добиваться от детей необходимых результатов.
Упомянем и о воинском поясе символе воздержания, навыке избегать неполезного, чрезмерного, искусстве употреблять все в меру, разумно, с пользой для дела и без вреда для здоровья. Плох учитель, если он сам не в состоянии показать благого примера собственной жизнью, опутан по рукам и ногам низменными страстями. Общеизвестен закон: мы не можем передать нашим питомцам более того, чем владеем сами. Убеждает не слово, каким бы прекрасным оно ни было, но дела и жизнь говорящего.
Обоюдоострый меч слово педагога. Виртуозно владея этим оружием, учитель будет надежным защитником своих подопечных. И не только защитником, но подлинным воспитателем их нравов. Слово живое, ясное, простое и прекрасное имеет неодолимую силу над душой человека. Нет, настоящий учитель не ниже писателя, не меньше поэта; пусть он соединит в себе таланты народного сказителя и городского барда, лишь бы ему по-доброму владеть вниманием учеников и оказаться способным формировать их языковое мышление, и значит, и внутренний мир их душ...
А теперь обратимся к теме нравственного подвига российского педагога XXI столетия. И один в поле воин, если его дело правое, и за ним Сам Бог! Как никогда тяжело сегодня учителю, болеющему душой за детей, которых он не делит на своих и на чужих. Настоящий педагог несомненно, творческая, нравственная, а потому сильная личность.
Мы именуем учителя подвижником, потому что он сам призван идти, двигаться "тропой бескорыстной любви", меняться от худшего к лучшему, от лучшего к еще лучшему, постепенно восходя к чеховскому идеалу: "В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело, и одежда, и мысли".
Истинный герой духа познается по внутренней динамике сердечной жизни. Бодрость, живость, непосредственность, психологизм в искреннем и радостном общении вот черты этой сокровенной жизни. Учителю должна быть присуща самокритичность, умение в свете правды и любви взвешивать свои недостатки и слабые стороны натуры. "Мудрый муж не согрешает дважды", говорили древние. Подлинное нравственное достоинство учителя иметь мужество переоценивать собственные падения, ошибки и огрехи, делиться с детьми своей умудренностью, заблаговременно предупреждая их об опасностях и соблазнах современной жизни. Если мы лелеем надежду духовно влиять на других, то давайте прежде для самих себя откроем страну самопознания и научимся из сокровищницы собственного сердца извлекать живое назидание для наших питомцев.
Нравственный подвиг учителя все явственнее выявляется в общении с учащимися, как правило, с детских лет недополучившими родительского внимания и тепла. Совместить в себе отеческое и материнское начала; без отчаяния от неисправимости детей увлекать их к идеалу, не подавляя и не ломая; уметь взыскивать, не унижая, требовать положенного без суровости, говорить неприятное с приятностью, строгость облекать в любовь наша нелегкая, но необходимая задача...
А каковы высоты, иногда именуемые "командными", которые мы должны взять в педагогическом восхождении? На мой взгляд, это, во-первых, напоминание детям и подросткам о том бесценном сокровище, которым все мы одарены от рождения и которое именуется детством, невинностью, чистотой. Научить милых чад хранить и беречь этот чудный дар, чтобы, по пословице, потерявши, не плакать впоследствии... Известно, каковы гибельные, разрушительные последствия разврата для нравственно неоперившейся молодежи. Блуд не имеет никакого отношения к добродетели супружества и подвигу семейной жизни. Не мне вам рассказывать и доказывать, что ученики, бросившие в грязь лилию девства, совершенно охладевают к учению, лишаются целомудрия, подвержены апатии, лени и цинизму. Убежден, что оградивший себя от растления, огражденный от него хорошим воспитанием молодой человек всегда найдет дорогу в жизни и обретет заветную звезду призвания, даже если он никогда не хватал звезд с небосвода школьных дисциплин.
Во-вторых, искомой высотой является проповедь любви и материнства как органично сопряженных между собой начал человеческой жизни. В их насильственном отторжении друг от друга, искусственном водружении на пьедестал половой любви с одновременным принижением семейной жизни как скучной прозы дня и нагоняющего тоску быта, великое лукавство нашего времени. Учитель! Научи своих учеников пониманию, что истинная любовь "ответственна за тех, кого приручает"; трепетна и бережна в отношении к любимому; бескорыстна и жертвенна, в отличие от грязной похоти, даже не взирающей на лицо "предмета страсти нежной"! Покажи этот идеал совмещения влюбленности и рыцарства, ответного пылкого чувства и решимости "сохранять свою честь" до и для замужества на жизненных примерах великих героев Русской земли. Пусть светлые лики Царственных Мучеников, пронесших свечу "негасимой любви" до конца, будут громкогласным свидетельством и подтверждением твоей нравственной позиции по этому принципиальному вопросу. Учитель, раскрой пред своими слушателями всю невыразимую красоту материнства, воспетую, наряду с девством, древним иконописцем, непревзойденным шедевром которого стал вещий лик Владимирской иконы Богоматери главная святыня русского народа.
А вот еще один рубеж, умолчать о котором было бы сегодня несправедливо, несмотря на несколько затянувшееся наше слово.
Что такое счастье? Каждый отвечает на этот вопрос по-разному... Для нас с вами счастье в том, чтобы быть востребованным, нужным; счастье в служении. "Тошно прислуживаться" своим страстишкам, но радостно служить Отечеству, которое не выбирают, но которое выбрало нас, родило, взрастило и вскормило для "великих дел". Итак, учитель, "рассвет уже полощется", вставай скорее сам и подымай разленившихся деток, "на последний и решительный бой" с невежеством и эгоизмом, тягой к удовольствиям и развлечениям, пристрастиям к компьютерным играм, которые не менее опасны, чем андеграунд с его наркотическим дурманом! Без любви к Родине юное поколение останется навсегда потерянным, а "его грядущее иль пусто, иль темно"...
И, наконец, последнее "сказанье"... Героем назову того учителя, который в век всеобщего нравственного одичанья, а потому и крайнего загрязнения, опошления речи, помнит и ценит свое наследие, именуемое великим и могучим русским языком. "Глаголом жечь сердца людей" и лирою словесною своей "чувства добрые" пробуждать в школьном народе, "призывая милость к падшим", вот общее с великим Пушкиным литературное кредо современного педагога. Будем помнить, что в словесном общении действует с математической точностью закон христианского европейского мыслителя Блеза Паскаля: "В сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый". Когда дети оценят в учителе дар рассказчика и жадно будут ловить каждое его слово, питающее и возвышающее их души, тогда мы сможем с полным правом говорить о величии нравственного подвига педагога. Слово великая сила! Оно гармонизирует внутренний мир ребенка, снимает стресс, утомление, вызывает на лице внимательного слушателя светлую, добрую улыбку, которая стоит многого в наше наэлектризованное, скудное любовью время...
И нам, педагогам, "дано предугадать, как наше слово отзовется"... Нерукотворный памятник воздвигает себе тот учитель, который исподволь прививает ученику вкус родного русского слова, создавая тем самым мысленное противоядие, препятствуя проникновению в сознание учащегося слов пошлых и грязных, лишающих его детства и девства. Через нечистое слово воздействует на душу нечистая сила, посредством слова святого струится в сердце благодать...
Свое размышление, как лавровый венок, я возлагаю на главы любимых мною коллег и собратьев по счастью принадлежать к героическому сословию российских педагогов.
Источник: Православие и современность