ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Лексинское общежительство

К 300-летию со дня основания Лексинской обители

03 мая 2006

Лет триста тому назад нескончаемый лес тянулся от берегов Онежского озера и до Белого моря. "Край непуганых птиц" – так назвал Выгорецию писатель-географ М. М. Пришвин. В 1680 году в этом диком, тогда безлюдном крае на берегу реки Выг поселился старец Сергий. В 1690 году вблизи "Сергиева скита" поселились старцы соловецкие Корнилий и Виталий. "И начаша людие приходити с разных мест и градов. Непроходимые пустынные дебри благочестивыми населишася жительми" ("История Выговской пустыни" И. Филиппова). Основалось знаменитое Выгорецкое общежительство.

"И видеша отцы-настоятели, яко людие умножаются, положиша совет како устроити житие. И положи им Бог в разум, чтоб построити особь девическую киновию".

В 1706 году на живописном берегу Лексы было основано Лексинское общежительство – в 20-ти км. от Выгорецкого общежительства и в 12 км. от Сергиева скита. Устроили все по чину: построили часовню, больницу, столовую и служебные постройки.

В 1739 году Самариным было представлено в Тайную канцелярию "Описание обретающимся в Олонецком уезде как мужеска так и женска полу раскольническим скитам зданий". В "Описании" говорится, что "в Лекском общежительстве" находилась часовня "во имя Воздвижения Честнаго Креста с перерубом. Покрыта на две стороны тесом. На ней глава и крест деревянные. При той часовне – колокольня, на которой больших и малых колокол 4. Около той часовни 25 келий с сенми и чуланами, в том числе столовая, в которую от часовни имеются переходы, 1 хлебня, 1 поварня, 1 портомойня, 2 избы скитских, 4 красильни, 1 приворотня. Округ того строения ограда деревянная; в той же ограде скотской двор с хлевами и с сенным сараем. Близ того строения на означенной реке – мельница. При той мельнице изба с сенми и с чуланами да два сушила и 3 анбара хлебных малых" (Г. Есипов. "Раскольничьи дела XVIII столетия", ч. 1, стр. 536-537).

Для пашни и заготовки дров выделили из братии Выгорецкого общежительства особую рабочую артель "со старцем Исааком Ефимовичем во главе". Эта артель жила поодаль от Лексинского общежительства и имела свои жилые и хозяйственные строения. В 1732 году для братии из рабочей артели на Лексе была построена часовня – до того они молились в своей столовой.

Население Лексинского общежительства росло. К середине XVIII столетия "Лекса развилась в небольшой зажиточный городок с населением в несколько сот человек" (Энцикл. словарь Брок. и Эфрона, Vila, стр. 486).

В основу жизни общежительства на Лексе был положен "чин и устав по общежительных святых отец преданиям" (Устав постниц), выработанный для Лексы Андреем Дионисьевичем. Во главе женского общежития находилась "большуха" или "начальная мать". Обитательницы Лексы принимали от нее благословение "на всякое время". Ее помощницей являлась "строительница" – она должна была "знать всякое дело и благочиние во всех службах и строение всякое, и келарское дело". Другой помощницей являлась "казначея" – "та да знает в платье и в обуви, и в пряже, и в раздаче". Особые "старицы-надзирательницы должны были пещися о всяком благочинии церковном и трапезном".

В общежительстве все было общим. Запрещалось иметь свою одежду, обувь и пищу. "Аще хощете житие свое исправити по святых отец Писаниям, – говорится в Уставе Андреем Дионисьевичем, – должны есте жити единонравно и ни едино же свое что имети особне; якоже о том пишет Василий Великий и Никон Черные горы, и преподобный Иосиф Волоколамский чудотворец". Все присылаемое родственниками (одежда, продукты, деньги) передавалось "казначее".

На соборах Выгорецкого общежительства при обсуждении религиозных и хозяйственных вопросов участвовала и представительница Лексы – "начальная мать".

В Лексинском общежительстве все, кроме престарелых и больных, должны были трудиться: одни на крестьянской работе, другие в швейной и т.д.

Еще при Андрее Дионисьевиче было обращено большое внимание на обучение женщин и девиц грамоте. На Лексе была построена "грамотная изба" для обучения грамоте взрослых и детей. "О большом значении женской Лексинской школы говорит то, что в Поморье она называлась "Лексинской Академией" ("Исторический вестник" 1880 г. т. 5, стр. 525).

"Выг рассылал своих грамотниц по всей России – пишет В. В. Андреев в своей книге "Раскол и его значение", – при закрытии Выговской и Лексинской обителей в 1850-х годах, оказалось, что женское население в центре Поморского учения было весьма значительно в сравнении с мужским, и все женщины были искусные грамотницы и начетчицы" (стр. 252).

Особое внимание на Лексе было обращено обучению знаменному пению и переписыванию богослужебных и учительных книг. "Андрей Дионисьевич грамотниц, старых и малых, которые не учены пению, нача сам учити пению. Такожде и писцов из них учаше, чтобы право писати" ("История Выговской пустыни", стр. 141-142).

В 1719 году Андрей Дионисьевич в дополнение к "Уставу постниц" составил для Лексы "Пять главизн о чиноположении всех служб". "Начальница над писмами – писал Андрей Дионисьевич – должна надсматривать над писцами, чтобы писали и свидетельствовали добре, чтобы описей не было. Уставщику определять кому служить, кому писать и у начальницы над писмом ведать: кто что может писать и кто свободен к писму" ("Христианское чтение", февраль 1910 г., стр. 163). На Лексе были созданы подлинно художественные произведения русского книжного искусства.

"Поморский стиль орнамента вместе с декоративным письмом – достиг высокого художественного уровня. В поморских заставках тщательно и тонко изображена растительность, с большим вкусом и художественным тактом даны геометрические узоры. Сочетание красок отличается изяществом. Орнаментированные заглавные буквы (инициалы) напоминают настоящие миниатюры" (Л. В. Черепнин, "Русская палеография", Москва, 1965 г., стр. 488). "Общее впечатление от художественного облика рукописей получается как от чего-то необыкновенно красочного, праздничного, переливающегося почти всеми цветами радуги, обогащенной золотом" (А. Н. Свирин, "Искусство книги древней Руси", Москва, 1964 г., стр. 149).

По содержанию поморские рукописи разнообразны: из богослужебных певческих книг чаще встречаются "Обиход", "Октай", "Трезвон", "Праздники" и "Триодь" – постная и цветная; из полемических – знаменитые "Поморские ответы". Большим распространением среди старообрядцев пользовались поморские "лицевые" рукописи: "Лицевой толковый Апокалипсис" и сборники религиозно-нравственного содержания.

Сотни женщин на протяжении почти 150 лет занимались перепиской книг на Лексе. В 1838 году, когда перепиской книг еще занимались около 200 девушек, переписка эта была запрещена. С этого времени стало увядать поморское книжное искусство. Много рукописей погибло в 1854 году при закрытии Лексинского общежительства (В. Майнов, "Поездка в Обонежье и Корелу", СПБ, 1877 г., стр. 222).

Лет 100 назад из Олонецкой губернии в огромном количестве вывозились рукописи. Известный собиратель древних сказаний и былин на Выге Н. Е. Ончуков в своей брошюре "Старина и старообрядцы" (СПБ, 1905 г.) указывает на В. И. Срезневского, который в 1903 году привез из Олонецкой губернии колоссальное количество рукописей, "что-то около 13 пудов". Много поморских рукописей находится в государственных книгохранилищах, в старообрядческих моленных и у отдельных собирателей книг.

Обитательницы Лексинского общежительства занимались и литературной деятельностью. До нас дошло "надгробное слово Симеону Титовичу", учителю Лексинской обители (ум. в 1791 г.), сочиненное одной из инокинь Лексинского общежительства. Оно было напечатано В. И. Срезневским в материалах Бонч-Бруевича (т. 1, стр. 296).

Процветало на Лексе и искусство шитья и вязания. О "краснах" упоминается в "Уставе" Андрея Дионисьевича для Лексы. Во многих реках Выгореции водились ракушки "перловицы". Жемчуг употребляли на украшение икон.

Еще в 1870 годах в дер. Сергиевской (бывш. Сергиев скит) встречались дома, двери и окна которых были расписаны. На стенах картинки висели душеспасительные. Все Лексинского мастерства (В. Майнов, стр. 218).

После "мамаева разорения" в 1854 году часовни на Лексе были сломаны; люди, неприписанные к Лексе, были высланы; Лекса была обращена в селение государственных крестьян. Общежительство было уничтожено, но остались живыми плоды духовного творчества лексинских обитательниц. "Влияние Выга, – пишет В. И. Малышев, – простиралось на Сибирь, Поволжье, Прибалтику и другие районы страны, оказывало влияние на формирование мировоззрения.

Созданные на Выге и Лексе духовные стихи, литературные произведения, изобразительная продукция (настенные картины, лубки, миниатюры и т. д.), промыслы (златошвейный, вышивальный, производство раскрашенных туесков, поясков и т. д.) оставили заметный след в художественном наследии жителей северных окраин. Без учета всего этого невозможно объяснить и правильно понять многие явления быта и литературного творчества северно-русского крестьянства" (В. И. Малышев, "Древнерусские рукописи Пушкинского дома", М.-Л. 1965 г., стр. 11-12).

Опубликовано в Церковном календаре христиан
древлеправославно-кафолического исповедания и благочестия
старопоморского согласия на 1996 год

По материалам источников: "Самарское Староверие"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама