Праздник Рождества Христова, который православные верующие в России отметили 7 января, пришелся в этом году на неспокойное для Русской православной церкви и для всей страны время. Церковь находится в переходном состоянии в преддверии выборов своего нового главы, идет нешуточная борьба кандидатов на Патриарший престол. Страна переживает экономический кризис, тяжелые социальные последствия которого ожидаются уже в первые месяцы наступившего года.
Видимо, сочетание этих двух факторов побудило митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), занимающего должность местоблюстителя Патриаршего престола, в рождественской проповеди в храме Христа Спасителя коснуться злободневных экономических проблем. Он напомнил, что слово "кризис" переводится с греческого как "суд", имея в виду суд Божий – "суд над алчностью, над потерей контроля над своим потреблением, над стремлением богатеть любыми средствами". "Подлинные ценности, – уточнил патриарший местоблюститель, – в том числе и деньги, есть результат человеческого труда, а не финансовых схем и операций". Митрополит Кирилл призвал православных "выйти из этого кризиса очищенными и просветленными" и "не согрешать перед Богом, в том числе и в сфере экономики".
Вчера местоблюститель вновь затронул тему кризиса, призвав сделать благотворительность одним из национальных приоритетов и посетовав, что "материальные возможности Церкви не сравнимы с теми, что были сто лет назад". Причину кризиса митрополит Кирилл видит в том, что основой мировой экономики стали биржевые спекуляции, когда "деньги делаются из воздуха".
Вообще в том, что церковный иерарх затрагивает в своих выступлениях столь мирские темы, нет ничего необычного. Об экономическом кризисе в это Рождество говорили такие религиозные лидеры, как Папа Римский Бенедикт XVI и Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II свое рождественское обращение посвятил сельскому хозяйству и призвал спасти винодельческую отрасль страны. Экономические сентенции митрополита Кирилла в этом контексте выглядят вполне органично. В качестве одного из основных кандидатов на престол Московского Патриарха нынешний местоблюститель демонстрирует удвоенную энергию. Отсюда и особое обращение к президенту Дмитрию Медведеву – его митрополит Кирилл призвал к "мужественному сопротивлению напастям, которые нам, возможно, придется встретить лицом к лицу". Впрочем, премьер-министр Владимир Путин, в руках которого находятся рычаги реального воздействия на российскую экономику, во время рождественской проповеди митрополита Кирилла находился в Петрозаводске, встречая христианский праздник по своему обыкновению вдали от столицы.
Однако роль "антикризисного кандидата в Патриархи", которую играет митрополит Кирилл, весьма уязвима для критики. Даже если не принимать во внимание патриаршую гонку, в ходе которой на долю местоблюстителя уже досталось немало упреков в "недостаточной молитвенности". Несомненно, это косвенное осуждение его социальной и политической активности. Но и экономические рецепты митрополита Кирилла как будто взяты из марксистского учебника по политэкономии – взять хотя бы утверждение о том, что "деньги есть результат человеческого труда". Понятно, что иных концепций советская экономическая наука не рассматривала. Но вряд ли теория Маркса о прибавочной стоимости сама по себе может чем-то помочь в борьбе с кризисом. Современная экономическая система все же сильно изменилась по сравнению с серединой XIX века и устроена гораздо более сложным образом.
Для многих сограждан приверженность патриаршего местоблюстителя марксистской экономической теории стала откровением. На самом деле слова "базис" и "надстройка" мелькают в выступлениях митрополита Кирилла многие годы. Правда, надстройка оказывается всегда важнее базиса, что в корне противоречит Марксу. Не было у классика экономической теории ничего и о "духовных ценностях". Стоит ли говорить, что о "рождественской политэкономии", бесплатный урок которой россияне получили по телевизору в ночь с 6 на 7 января, Маркс и не помышлял.
Будет ли митрополит Кирилл новым Патриархом, станет ясно в конце текущего месяца. Как бы то ни было, в качестве местоблюстителя Патриаршего престола он оставил яркий след в истории Русской церкви. Но не в экономической теории.
12.01.09
Источник: Независимая газета