Митрополит Кирилл один из немногих общественно-политических деятелей современной России, кого можно назвать харизматичным. Называя его таким образом, я имею в виду не православное понятие "харизмы" как "дара Божьего", "благодати", сопряженных со святостью (в нашей традиции, как известно, не принято называть святым живого человека), а понятие более близкое его светскому варианту. О "политической харизме", в свое время, рассуждали такие западные мыслители как Эрнст Трельч и Макс Вебер, определив пространство для новейшего понимания этого термина иллюзии сверхъестественных, необычайных свойств, которыми наделен лидер исторического масштаба. Но есть независимо от их трактовки и более простое и ясное понимание харизмы как своего рода "обаяния", способности притягивать внимание (в чем собственно и состоит исконный смысл греческого слова "харизма"), способности зажигать других людей, заражать и вдохновлять их своими идеями или делами.
Подозрительность горе-ревнителей
Харизма притягивает, но порою раздражает, и даже озлобляет. В этом одно из многих психологическое объяснение тех "антикирилловских" кампаний, о которых я уже писал в статье на APN.ru [http://www.apn.ru/publications/article21228.htm]. Однако если раньше такие кампании были направлены на дискредитацию одного архиерея как такового, то сегодня, в предсоборной ситуации, они носят уже "предвыборный" характер. Большинство антикирилловских статей, новый поток которых открылся в декабре 2008 года и продолжается до сих пор, в массе своей у человека с незамутненным взглядом на предмет не может не вызвать отвращения. Как это всегда бывает в искусственно инициированных кампаниях, набор фактов у авторов крайне ограничен и по существу эти материалы являются вариациями на заданную (то есть заказанную) тему.
Своего рода квинтэссенцию подозрительности и предубежденности против митрополита Кирилла мы видим в деятельности и выступлениях бывшего Чукотского и Анадырского епископа Диомида, изверженного из сана на Архиерейском соборе в 2008 году. С тех пор тон бывшего владыки стал еще озлобленнее, порою он и вовсе выходит за пределы приличного и допустимого, не говоря уже просто об этике верующего человека. Так на сайте газеты "Дух христианина" встречаем [http://www.christian-spirit.ru/v90/90.(3).htm] обличение митрополита Кирилла, которое постеснялась бы поместить на своих страницах иная бульварная газета: "Этот человек, захвативший власть в РПЦ банкир-миллиардер, дипломат-лицемер, мошенник-аферист. У него на весь епископат есть компромат, у него "все схвачено" и "все проплачено". Никто не сомневается, что, взойдя на Патриарший Престол, он, подобно бульдозеру, начнет безпощадно разрушать древние устои нашей Святой Церкви и, не внимая народным стонам, повлечет ее к подножию Ватикана".
В последнем интервью [http://diomid.info/forum/index.php/topic,234.0.html], где идет речь о грядущем Поместном Соборе, Диомид облекает свою убогую богословскую критику взглядов митрополита Кирилла в форму, близкую к умоисступлению: "За все время нахождения в Церкви он так и не смог вызубрить Православное догматическое учение о Боге-Троице, если он утверждает, что у него один Всевышний с иудеями и мусульманами. (...) Я прибег к помощи микроскопа, и не увидел Троицы ни в иудаизме, ни в исламе. Свое демоническое лицо Гундяев явил еще на Архиерейском Соборе 2000 года, когда рявкнул на архиепископа Вениамина за то, что тот предложил выйти из Всемирного совета церквей и прекратить заниматься экуменической деятельностью". На вопрос о причинах кончины Святейшего Патриарха Алексия Диомид намекает, что эта кончина не в последнюю очередь вызвана молитвами его, Диомида, сторонников и продолжает: "Я верю, если мои прихожане искренне помолятся, то Господь и Кирилла призовет к ответу за все его деяния. Хороший еретик это искренне покаявшийся либо мертвый, который уже никого не соблазнит".
Диомид и его сторонники много спекулируют на теме экуменизма и особенно по поводу совместных молитв с католиками в Нотр-Дам де Пари. Но вот свидетельство [http://www.kp.ru/daily/24128.5/349215/] присутствовавшего там епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева), после которого у непредубежденного читателя складывается более внятная картина. "Я участвовал в визите Святейшего Патриарха во Францию, говорит владыка Иларион. Были там и другие иерархи нашей Церкви, в том числе Русской зарубежной, которые всегда очень отрицательно относятся к экуменизму. Сообщаю, что там было на самом деле. Вынесли общехристианскую святыню Терновый венец Спасителя. Перед ним была совершена молитва католиками. А после этого православный священник совершил молебен. Не было совместного богослужения: были две разные акции молитва католиков перед общехристианской святыней и затем, по ее окончании, православный молебен, совершенный православным священником. Храм был переполнен: присутствовали около семи тысяч человек! Говорят, такого столпотворения там не бывает даже на Пасху. Один из архиереев зарубежной Церкви, когда я спросил его о впечатлениях, сказал: "Это было величайшее торжество Православия". И это торжество Православия епископ Диомид объявил чуть ли не предательством веры. Он даже отправил Патриарху открытое письмо, требуя от него покаяния: Иуда, мол, не покаялся и погиб, а у Вас, Ваше Святейшество, еще есть шанс покаяться. Так писать может только человек, потерявший и разум, и совесть".
Если подозрительность Диомида довела его до крайне печальных последствий, то многие другие наши горе-ревнители в канун Поместного Собора пошли на поводу у организаторов "антикирилловских" кампаний, послушно повторяя все их тезисы. Называя Кирилла учеником митрополита Никодима (Ротова), они, в духе К. Душенова, видят в самом этом назывании доказательство некоей греховности. Как известно, в вину митрополиту Никодиму ставится сближение с католиками и проведенное им решение о допустимости их причащения в православных храмах. Так же как война с "сергианством" (политикой компромиссов с властью, которую вел Патриарх Московский Сергий (Страгородский)) была общим местом для ревнителей, отделенных от советской страны тысячами и десятками тысяч километров, либо исторической дистанцией, так же тема "никодимства" сегодня превратилась в удобный конек для критиков нынешних. Ведь Бог не испытал их, поручая такую задачу, как управление Церковью в годы хрущевских гонений. Легко рассуждать, когда не несешь реальной ответственности за многомиллионную паству, когда не стоишь перед выбором: уйти в подполье либо жить по принципу "быть со своим народом" не только в благодати, но и в беде.
Наиболее систематическое изложение подозрений и претензий к митрополиту Кириллу находим на сайте "Православный апологет", редакционная статья [http://apologet.spb.ru/sobyitiya/opaseniya-i-trevogi.html] которого носит заголовок "Опасения и тревоги. По поводу избрания Высокопреосвященнейшего Кирилла (Гундяева), митрополита Смоленского и Калининградского Местоблюстителем Патриаршего престола". Этот материал претендует на определенную академичность стиля и поначалу производит впечатление взвешенного. Однако при ближайшем рассмотрении там можно найти ту же бездоказательную диомидовщину, правда, в несколько ином обличье. Анализ личности и деятельности митрополита Кирилла начинается с демагогического утверждения о его якобы склонности к авторитаризму, которая непременно нанесет ущерб принципу соборности. При нарочито аккуратной стилистике текста тезисы автора по большей части, и это нетрудно заметить, высосаны из пальца. Это касается и критики итогового документа Межрелигиозного Саммита в Москве, и утверждения о пренебрежении принципами канонического права (в чем анонимные авторы усматривают "проявление признаков римо-католической системы управления Церковью"), и отдельных документально не подтвержденных или выдернутых из контекста цитат, используемых с целью обвинить митрополита в склонности к экуменическим "совместным молитвам", наряду с никак не обоснованными упреками в стремлении к введению нового стиля, внедрению в богослужение современного русского языка и др.
Апофеозом всей этой конструкции, саморазоблачающим его выспренний семинаристский тон, становится финал анализа: "Нет гарантии тому, что Его Высокопреосвященство, ведя долгий личный разговор с Римским понтификом, не принял от главы Ватикана каких-либо инструкций. Безусловно, время покажет многое. Но и бодрственная настороженность и сдержанность, а не бездумная восторженность, должна охватывать настоящего христианина при произнесении имени митрополита Кирилла".
Воистину, "нет гарантии тому" это сильный аргумент. Автор, не имея никаких реальных доказательств, дает понять, что критикуемый им архиерей агент влияния Ватикана. Это действительно диомидовский ход мысли, только более вкрадчивый и, конечно же, более "культурно" выраженный.
Опасения либералов
Если ультра-консерваторы подозревают [http://www.pravaya.ru/dailynews/16758], что в окружении митрополита сложилась группировка "открытых экуменистов и духовных апостатов", ведущих Церковь к расколу, то либералы, напротив, видят в нем и его команде возвращение в "темные века" с доминирующей Церковью и "симфонией властей" светской и духовной.
Не секрет, что некоторые из аналитиков консервативной ориентации связывают деятельность Кирилла и прогноз на его возможное патриаршество с "концепцией социализации" Церкви, то есть с ее выходом в мир, активным движением в мирскую сферу. "Боязнь "гетто" отъединения от процессов, происходящих в современном социуме и понимаемых как актуальные, довлеет над церковным сообществом, пишет [http://www.religare.ru/2_60701.html] Андрей Рогозянский. Этим в значительной степени обуславливается переоценка церковных процессов и ценностей как периферийных и архаично устроенных. С возникновением концепции социализации, с ее развитием и продвижением связываются секуляризация православной конфессиональной общины и рост реформистских настроений в 2000-е. Акцент на церковно-государственных официальных контактах в последние годы также представляет плод осуществления социализаторских установок".
Однако, крайности сходятся именно эта социализаторская перспектива "патриаршества Кирилла", которая смущает склонных к подозрительности православных охранителей, при этом больше всего пугает и антицерковных либералов. Еще в 2004 году они предупреждали [http://www.ogoniok.com/archive/2004/4831/04-20-23/], что Кирилл опасен для либеральной власти. "Учение митрополита Кирилла, писал тогда А.Солдатов, это изложенная на материалистическом языке современности теория "священство выше царства", которую проповедовал патриарх Никон царю Алексею Михайловичу. И если Кириллу суждено стать Патриархом, то нынешнему исполняющему обязанности царя тоже придется услышать много интересного: и о том, что Конституция фикция; и о том, что российское государство создано РПЦ, глава которой должен быть его соуправителем; и о том, что Церковь полностью экономически независима от государства, а потому может особо и не считаться с "царской волей". Таков политический идеал митрополита Кирилла. Кажется, что этот идеал направлен на укрепление государства Российского, но на поверку оказывается, что его цель новый передел власти (и стоящих за ней ресурсов)".
Большое раздражение либералов вызвали созданные под руководством митрополита документы, направленные на усиление роли Церкви и традиционных ценностей, такие как "Основы социальной концепции РПЦ", ряд резолюций Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), принятый на Архиерейском соборе в 2008 году документ "О достоинстве, свободе и правах человека". Недоуменные комментарии получила также поддержка митрополитом Кириллом Русской доктрины и дальнейшее сотрудничество с ее разработчиками над организацией очередного XII ВРНС и доктриной "Молодое поколение России".
Совпадение либеральных и ультра-консервативных крайностей в отрицании того мировоззрения, которое предлагает Церкви и России митрополит Кирилл, показательно. Оно и составляет питательную почву для работы политтехнологов, ведущих кампании против одного из кандидатов. Но методы их мало отличаются от тех пиар-ходов, которые они использовали в светских предвыборных кампаниях: противопоставление митрополита-"молитвенника" митрополиту-"делателю" напоминает стратегию поддержки Г. Павловским вялого и неконструктивного Ельцина в 1996 году ("Россия, голосуй сердцем!"). Тогда нужен был слабый и управляемый Президент, сейчас слабый и управляемый Патриарх.
В этой связи представляет интерес сообщение об одном из любопытных эпизодов, якобы осложнивших отношения митрополита Кирилла с российской властью, которое содержится в интервью священника-диссидента Глеба Якунина [http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=46558&cf=]: "Митрополит Кирилл, если взять историю, это верный ученик митрополита Никодима, который в самые страшные годы гонений поднялся на вершину власти. Он верно служил сатанинскому режиму. Под давлением власти он навязал РПЦ решение о том, что можно причащаться вместе с католиками. Тогда была величайшая любовь к католикам, толерантность. Митрополит Кирилл развернул курс на 180 градусов. Этот человек перевертыш, он способен на резкие шаги. В 2000 году он был автором социальной концепции РПЦ МП, один из пунктов которой фактически шантажирует власть, предупреждая, что Церковь имеет право призвать свою паству к "гражданскому неповиновению". Тогда Путин еще не набрал силу. Но уже тогда Кремлю очень не понравилось это положение социальной концепции. И где гарантия, что, став Патриархом, Кирилл в какой-то момент не призовет к этому неповиновению? Этот человек способен на резкие движения, экстремистские, к тому же он очень хитрый, тонкий дипломат, способен обыграть Кремль.
Из всего сказанного очевидно, что положение Местоблюстителя достаточно драматично. Все дело в том, останется ли он заложником противоборствующих сил, или же сумеет преодолеть двусмысленность этой критики и обратить ее в пусть нелегкую, но победу.
Раскрытие позиции
Так или иначе исход Поместного собора не предрешен, более того, если в соборный процесс включились внешние политтехнологи, работающие на Кремль, возможны самые неожиданные варианты, в том числе может проявиться и альтернативный третий кандидат. Пока же в свете церковной real politik речь идет о двух фаворитах Митрополит Климент (управделами Патриархии) в устах многих критиков Кирилла выступает как псевдо-консервативная альтернатива "прокатолическому претенденту". На мой взгляд, эта альтернатива, если не сводить консерватизм к аппаратным методам управления, крайне сомнительна. Сила митрополита Климента как претендента заключается преимущественно в том, что митрополит Кирилл имеет достаточно большое число недоброжелателей. По выражению С. Ильина, высказанному в его аналитической статье [http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=67288&topic=622], "будучи не публичной фигурой, митрополит Климент и действовать будет не публично. Слишком много оппонентов нажил себе митрополит Кирилл среди епископата. В то время, как Клименту немало иерархов обязаны своим выдвижением".
Немецкая Der Tagesspiegel в своем комментарии "Непростое наследие" [http://www.inopressa.ru/article/08Dec2008/tagesspiegel/ancestry.html] утверждает, что российской власти "не по душе была та независимая внешняя политика, которую проводила РПЦ, а также попытки вмешаться в систему образования". Митрополиты Кирилл и Климент имеют примерно равные шансы возглавить РПЦ, считают немецкие ананлитики. При этом "Климента считают более управляемым и способным приноровиться к обстоятельствам, что довольно точно отвечает представлениям Кремля о предстоятеле РПЦ".
Степень влияния светских властей на внутрицерковные дела в эпоху патриаршества почившего Алексия II не была настолько значительной, чтобы определять судьбоносные для православия решения. И если какие-то силы во власти, используя "фабрику грез" Павловского или другие пиар-команды, сумеют выставить преграды для избрания сильного харизматичного Патриарха ради сохранения пассивной и управляемой извне Церкви это будет поражением не только православной иерархии, но и всей России. Церкви в нашу эпоху надлежит быть самостоятельной и воинствующей, вносить в жизнь страны духовно оздоровляющее начало, она должна не плестись в хвосте у государства в деле возвращения традиционных ценностей, в том числе политических, а быть вдохновляющим институтом и духовным авторитетом.
Возникает вопрос: не выполняют ли многие из противников митрополита Кирилла внецерковного заказа? Не являются ли обвинения в экуменизме, реформаторстве, иезуитизме, коммерциализации подлогом, за которым стоят внешние кукловоды? (А наши ультра-консервативные ревнители, защитники диомидовской прелести, "стерильности" и неподвижной "чистоты веры", не оказываются ли игрушками в руках своих антиподов?)
Нельзя исключить, что ясная и недвусмысленная позиция митрополита Кирилла, в случае избрания его Патриархом, может подтолкнуть потенциальных раскольников к большей активности. Однако, еще неизвестно, что хуже раскол, ведущий к очищению, или "покой и тишина" с их застоем и загниванием, и в итоге оттеснением Церкви на периферию общественно-политической жизни России в качестве экзотического заповедника или музея "русской духовности".
На волне мирового кризиса, растущего хаоса нам нужна не номинальная, а реальная духовная власть, не просто печальники и созерцатели, а делатели и носители духа, способные объединять и направлять нацию.
Неполные два месяца перед Собором краткий период своего местоблюстительства митрополит Кирилл использует как время для активного раскрытия собственной пастырской и гражданской позиции. Выделим наиболее значимое.
В своей рождественской проповеди перед миллионами граждан России митрополит Кирилл назвал мировой кризис судом Божиим. Он дал понять, что это тот камень преткновения, о который споткнулась и сломалась вся система, выстроенная мировой экономической элитой. Что дело Церкви утвердить взгляд на кризис не как на повод к унынию, а как на позитивный посыл к переоценке ценностей, к перемене ума, к изменению себя. И прежде всего это шанс на активизацию и включение своего потенциала в новый расклад жизни. Для всех нас это шанс стать более справедливыми и человечными.
Он подтвердил, что реформы в Церкви недопустимы, что возрождения обновленчества не будет, что границы Церкви останутся незыблемы ("Сретенское исповедание").
В своем выступлении перед студентами одной из духовных семинарий он провозгласил явно выстраданную мысль о том, что православию как воздух необходимо сформировать слой верующей интеллигенции. Именно этот слой понесет слово Божие в той форме, которая может быть принята современным миром.
За непродолжительное время, в течение одного месяца к самой широкой аудитории была обращена редкая по своей цельности и силе нравственная и духовная проповедь митрополита. Вне зависимости от исхода Собора, период его деятельности на посту Местоблюстителя войдет в историю отечественного православия как проповедь Кирилла
Источник: Русский обозреватель