ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Уголок России на краю Чилийской земли

Староверы осваивают новые земли Латинской Америки

Михаил Брагин :: 28 мая 2004

Найти Чилийских староверов мне помог его величество случай. На одной из улиц Сантьяго я случайно встретил женщину в русском сарафане, продававшую искусно расшитые скатерти, постельное белье, салфетки и кружева. Она-то и стала моим проводником в мир староверов.

Познакомились, разговорились. Ее зовут Вассой, живет в Сантьяго уже несколько лет. Замужем за чилийцем, который, чтобы добиться ее руки, не только принял старообрядчество, отрастил бороду и бросил курить, но и поменял свое имя на русское – Сергей. Раньше они жили на юге Чили, где до сих пор проживают 2-3 семьи, оставшиеся от прежней колонии. Остальные вернулись в Боливию, откуда и приехали в конце 80-х, а кто-то перебрался еще дальше на юг и работает на лесозаготовках.

Отыскать затерянную на юге Чили колонию староверов было непросто, да и встретили они меня, прямо сказать, настороженно. Первой со мной говорила Пелагея – жена Алексея, настоятеля общины. Потом из дому вышел и он сам. Расспросил, зачем я к ним в такую глушь пожаловал, и предложил пройти в дом. Туда же гуськом потянулись его взрослые сыновья с женами и детьми. Последних, однако, чтобы не мешали взрослым, вскоре выставили за дверь.

Общался со мной в основном глава семьи. Сыновья сидели на лавках вдоль стен просторной деревянной избы и молча слушали. Оказалось, Алексей родился в Китае. Туда его родители вместе с другими старообрядцами бежали в начале 30-х годов, спасаясь от советской власти и коллективизации. После Второй мировой войны родители Алексея – Артемий и Марья – и еще несколько семей перебрались в Бразилию. Позднее некоторые из них переехали в США, Аргентину, Уругвай и Парагвай. Артемий же перевез свою семью в Боливию. Там сегодня живет, пожалуй, самая большая в Латинской Америке колония староверов. Климат в тех местах тропический, жара стоит нестерпимая, однако для земледелия и животноводства – традиционных занятий староверов – вполне подходящий.

О том, как они в Чили попали, рассказ особый. Решил Артемий с сыновьями в конце 80-х новые земли освоить. На юге Чили нашли они то, что искали, – природа здесь как в Средней полосе России, не так жарко, как в Боливии. Оформили купчую на землю, перевезли семьи, построили дома, и зародилась на чилийской земле колония русских староверов.

Живут староверы дружно. Все споры решают полюбовно. Всегда рады, если по соседству с ними селится родственник или единоверец, помощь и поддержка ему гарантированы – и денег дадут, и трактором помогут. Главное, чтобы человек был работящий да натурой цельной обладал. "Была бы земля, да не ленись, – говорит Алексей, – а уж голодным на ней никогда не останешься". К вредным привычкам староверы не склонны – на алкоголь и табак наложено табу. Единственное, что они себе позволяют, так это выпить в конце трудовой недели или по праздникам браги, которую делают из яблок, ежевики или персиков. Носят староверы самотканые рубахи с поясками, женщины – длинные до пят сарафаны. Замужние женщины, кроме того, должны носить платок с волосником.

Вера последователей протопопа Аввакума – сегодня главный гарант монолитности старообрядческих общин. Все, что нужно знать староверу об окружающем мире, описано в уставчике, который одновременно является религиозным календарем и толкователем постов. Там же инструкции о том, как и что надевать, что и когда можно кушать. Священные книги у староверов передаются из поколения в поколение, как, впрочем, и иконы, отлитые из металла и покрытые позолотой.

Церкви у чилийских староверов нет. Религиозные обряды они отправляют в молитвенной избе под руководством настоятеля. По воскресеньям и праздникам – особая молитва намного дольше будничной. Работать в тот день запрещено.

При всей патриархальности староверов они удивительно мобильны. В их доме почти всегда гостит кто-то из родственников или знакомых из соседних стран или США. Кто по хозяйству приехал помочь, а кто невесту присмотреть. Живущие в малочисленных колониях старообрядцы привозят, как правило, спутниц жизни из заграничных колоний – между родственниками браки запрещены.

Детишек своих русской грамоте и счету чилийские староверы учат сами. В качестве учителя неизменно выступает Пелагея, которая не без гордости демонстрирует мне затертые учебники математики и русского языка советских времен. В других колониях, говорит она, детей иногда отдают в местные школы, чтобы язык учили – надо же знать, как налоговую декларацию заполнить или денежный перевод родственникам за границу отправить.

Живут староверы в достатке. "Кто работает, у того и деньги водятся", – объясняет глава семьи. Уж что-что, а работать староверы умеют. Рабочий день у них начинается засветло: в пять утра подъем, утренняя молитва, плотный завтрак, который у нас назвали бы обедом, и за работу. И так до вечера.

Мужчины работают в поле или на лесозаготовках. Иногда устраиваются на время поработать на стороне. Чилийцы всегда охотно принимают их на работу – прилежнее и дисциплинированнее работников найти сложно, а то что "бородачи", так мало ли на свете чудаков. Местные власти к ним относятся хорошо. Проблем староверы не доставляют: с протянутой рукой вдоль дороги не стоят, исправно платят налоги, да и от криминальных дел держатся подальше. В хозяйстве у староверов есть техника – машина, трактор и прочие подручные механизмы, иметь которые вера не запрещает. Женщины, как правило, пасут скот, занимаются домашней работой и воспитанием детей. Детей в семьях староверов традиционно много – "сколько Бог даст". У Вассы и Алексея, например, еще шестнадцать братьев и сестер. Кроме того, почти все женщины рукодельничают.

О рукоделии стоит сказать особо. Вся одежда староверов сделана собственными руками. Ткани и нитки лишь покупаются, и из них они творят настоящие чудеса. Вышивание женщины-староверки отвозят в близлежащий город на продажу. Цена одной расшитой скатерти переваливает за двести-триста долларов, однако спрос всегда есть.

Телевизоров и радиоприемников в домах у староверов нет – иметь их запрещает вера. Новости они узнают из разговоров с чилийцами, когда выезжают в город, или из переписки и телефонных разговоров с родственниками.

Пока мы беседуем, Пелагея накрыла стол и пригласила отведать традиционных пирогов-шанег, пельменей и вареников из творога. К дегустации приступаю в одиночестве – есть вместе с иноверцами старообрядцам нельзя. Даже посуду, из которой ели гости, надо выбрасывать. Сейчас, правда, говорят, выбрасывать тарелки и ложки перестали, видимо, из экономии, и просто держат в хозяйстве отдельно от своей гостевую посуду.

На прощание я прошу у Алексея разрешения сделать несколько фотоснимков на память, однако получаю твердый отказ. Глава семьи пожимает руку и берет с меня слово никому не рассказывать дорогу в "русскую Америку".

Вот так и живут они, разбросанные судьбой по всему миру русские люди с бразильскими, уругвайскими, чилийскими, американскими и еще бог весть какими паспортами, бережно сохраняя свои обычаи и обряды, создавая и поддерживая в самых удаленных точках нашей планеты заповедные уголки традиционной русской культуры.

28.05.2004

По материалам источников: Парламентская газета

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама