ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Неохаризматическая бизнес-модель наркореабилитации

На примере организации "Новая Жизнь", расположенной в Кингисеппском районе Ленинградской области

Священник Георгий Иоффе :: 22 января 2009

Проблема наркозависимости в 90-е годы прошлого века приобрела в России характер эпидемии. В эти же годы пышным цветом расцвели импортированные и доморощенные сектантские организации, которые всеми способами стремятся получить официальное признание, заявить себя традиционными конфессиями, заработать положительный имидж на социально значимых проблемах.

Сейчас только ленивый не использует тему реабилитации наркозависимых. Это делают и сайентологи со своим "Наркононом", и "Свидетели Иеговы" создают свои центры для наркозависимых, делают это и другие деструктивные культы, например, "Брахма Кумарис". Но самые активные в этом направлении неопятидесятнические организации. О создании центров реабилитации с целью вербовки новых адептов для сект говорилось на различных международных конференциях, в которых принимали участие ведущие российские психологи и психиатры. Все эти специалисты принимали участие в подготовке итогового документа, в частности, конференции в Нижнем Новгороде. В итоговом документе прямо говорится о неопятидесятнических сектах, которые создают такие центры для вербовки новых адептов. Этот же вывод сделали специалисты на конференции в Саратове в 2005 г.

"НЖ", пожалуй, самая активная организация в Санкт-Петербурге, позиционирующая себя, как успешного борца с наркозависимостью. Их реклама "бесплатной социальной реабилитации" появлялась и на городских телеканалах, и на электронных видеоинформаторах (там, кстати, абсолютно ничего не говорилось о религиозной составляющей их "реабилитации"). Руководитель организации – Сергей Матевосян. Организация формально не принадлежит к какому-либо религиозному объединению. Однако, среди учредителей "Новой Жизни" значится фамилия Михаила Котова, руководителя неопятидесятнической "церкви" "Источник Жизни". Первичную обработку обратившиеся в "НЖ" проходят в местах собраний этой "церкви" или в неопятидесятнической миссии "Благая весть". Пасторы, которые приезжают в загородные центры для "богослужений" – все оттуда же.

Это позволяет квалифицировать "НЖ" как неопятидесятническую организацию, где вероучение и практика неохаризматов применяются для религиозной обработки клиентов. Чувственные переживания, которые навязываются применением известных психотехник на собраниях в "реабилитационном центре", становятся для пациентов своеобразным наркотиком, и если выбросы эндорфинов, спровоцированные "языкоговорением" или другими неохаризматическими практиками исчезают, возникает своего рода "синдром отмены".

Для СМИ руководители подобных центров стараются показывать, как говорится, товар лицом. Здесь уместно провести аналогию с печально знаменитой сектой "Народный храм" в Джонстауне (Гайана). Напомню, что там в 1979 году покончили с собой и были убиты 920 человек. В интернет-пространстве есть очень интересная статья (правда, на английском языке) "В Джонстауне тоже были счастливы". В эту так называемую "экологическую" организацию неоднократно приезжали журналисты. Что они видели? Люди уехали из города, живут на природе, питаются экологически чистыми продуктами, как в секте "Анастасия" или у сибирского лжемессии Виссариона-Торопа. Журналисты и кинооператоры снимали улыбающихся, работающих на земле людей, счастливых детей на качелях, а закончилось все это полем, усеянным мертвыми телами этих же детей и взрослых...

Понятно, что, приглашая журналиста, в секте никогда не покажут подлинное положение вещей.

Естественно, в поведении тех наркозависимых, которые попадают в такие центры, какие-то изменения будут происходить. Все-таки, так или иначе, в этих сектах претендуют на близость к Евангелию. Попавшие туда люди перестают сквернословить или курить. То есть морально человек, возможно, будет преображаться. Но будет ли при этом происходить духовное преображение? При замене одной зависимости на другую, вряд ли. Чаще всего от безысходности наркозависимых в эти центры определяют родственники. Порой они даже говорят, пусть уж лучше будет сектантом, чем наркоманом. Да, действительно, иногда внешнее, кажущееся вначале положительным, преображение человека в таких сектах происходит. Но человек Бога в таких сектах не обретает. А ведь мы, верующие, и подходим к этому не только с материальной точки зрения: мол, смотрите, перестал колоться! А душа? А семья? А общество? Все это для человека оказывается потерянным. Если он не втянет в секту семью, друзей, то вынужден будет от них отказаться как от неверных, они будут для него "идолопоклонниками", "детьми сатаны".

Безвольным, наркозависимым человеком секте гораздо легче управлять. Он всячески стремится порвать с наркотиками, и ему говорят: ты победишь наркоманию, если будешь делать то, что мы тебе скажем. И он готов выполнять все приказы и распоряжения, лишь бы остаться в этой общине. Иначе говоря, сектанты выбирают социально незащищенных, физически и нравственно истощенных людей. Из таких людей легче лепить что-то свое. И одновременно секта получает имидж социально значимой организации, а с ним проще проникнуть, например, в школы.

Завлекая на свои собрания, "НЖ" обещает пришедшим массовые исцеления и всевозможные чудеса. На собраниях "Новой Жизни" неоднократно "свидетельствовалось" о чудесных исцелениях, в том числе, и от СПИДа. Естественно, ответственности за не исполнившиеся обещания и за заведомо недобросовестную рекламу не несет никто.

Обратим внимание на материалы сайта "НЖ" и их собственную информацию. Там говорится: "Реабилитационный Центр "Новая Жизнь" не является религиозной организацией".

Но тут же: "Понимая, что наркомания – это духовная проблема, Центр обращается к священнослужителям различных христианских конфессий, представителям различных общественных организаций и психологам, с просьбой о проведении бесед и семинаров".

Откликаются на этот призыв, конечно, отцы-учредители – пастора-неохаризматики.

К каждому вновь прибывшему в центр прикрепляется индивидуальный надсмотрщик. Сами представители "НЖ" говорят об этом так: После прибытия Вас поместят в один из корпусов – мужской или женский, и выделят индивидуального "старшего". Старший – такой же клиент Центра, как и вновь поступающий, но с 2 условиями: 1. Бесповоротно вставший на путь выздоровления, и 2. Обязательно религиозный человек. Другими словами, "старший" – сектант с бесповоротно "промытыми мозгами".

Отдельно следует сказать об условиях содержания наркоманов в подобных центрах, их психологической обработке. Сейчас у нас собрано достаточное количество свидетельств тех, кто прошел через такие центры.

Вот рассказ одного из прихожан нашего храма, бывшего наркозависимого, побывавшего в "НЖ":

...Утро начиналось с проповеди, основой которой было "свидетельство". Бывший наркоман, а теперь работник центра, рассказывал о своей судьбе: как он нашел "истинного Бога". Потом до позднего вечера работа. И снова "свидетельство". Еда была очень скудная: пустой суп, половина кусочка хлеба и никакого мяса. Когда вставали из-за стола, всегда ощущалось чувство голода.

Запомнилось, как у одного парня с утра была температура 38, и он не мог работать. К нему подошел работник центра, положил руку на голову и сказал: "Во имя Иисуса – ты здоров, иди на работу". Парню пришлось идти, а то остался бы голодным. Опоздание на любое мероприятие (обед, ужин, собрание, работа) – штраф: 2 часа работы дополнительно. Любое общение с противоположным полом – штраф 2 часа. Штраф надо отрабатывать до подъема.

С первого дня всех убеждают, что православная вера, мягко говоря, неправильная. Церкви и иконы – это то же, что деревянные идолы. В центре нельзя носить православные кресты.

Когда я увидел, как на проповеди стали молиться "на языках", я понял, что попал в секту. Через несколько дней я сбежал домой...

Подавлению личности "реабилитантов" в "НЖ" уделяется особое внимание. Приведем еще одно свидетельство бывшей пациентки центра:

...К каждому приехавшему новичку (их называют – "младшими") сразу приставляют "старшего" – того, кто прожил в секте не менее 2-х месяцев. Это – конвой. Даже в туалет идешь в сопровождении старшего (или "старшей") и по его согласию. Он же следит, чтобы новичок все время не прекращал работу. Неподчинение наказуемо увеличением времени и объема работы.

Работают все так: летом с 8 утра до 12 ночи, зимой – с 9 до 10. Перерывы по 15 минут два раза в день: в 12 дня и в 6 вечера. Из этого времени еще выпадает обед: 15-00, с "проповедью" и с (прости Господи!) "молитвой". А завтрак и ужин – до и после работы. На сон остается часов 5 – 6. На этом и строятся все наказания.

Все управление держится на принуждении и поощрении ощущения власти над тем, кто "младше". У меня был момент, когда захотелось в рамках этой секты тоже сделать "карьеру", скорее стать "старшей", получить власть, меньше работать. Я думаю сейчас, что такое помрачение возможно только под воздействием окружающих, когда все так думают и так себя ведут. Но самое главное – в другом.

Дело-то в том, что все туда приезжают на "ломках". Но медицинской помощи никакой там нет, хотя они и берут деньги "на лекарства". Средство от "ломки" одно: полное подчинение и постоянная, на износ, физическая работа. Если вдруг заболела спина, я облокотилась на лопату, и это увидел служитель (тот, кто над "старшими") – мне грозит наказание: работать ночью или утром – до подъема...

...Я пробовала понять смысл и толк в этих слепых мучениях, и их мне объясняли так: потом будет очень хорошо, потерпи две недельки! Сегодня я говорю: никогда и нигде отсутствие милосердия не должно быть инструментом власти, подчинения, подавления воли и сознания. Страдать можно только добровольно и осмысленно. То есть – понимая что-то большее, чем такие обещания.

Теперь я думаю, что для них вся эта жестокость – способ втягивания людей в свою систему. Тот, кто это принимает – принимает и все остальное, любой бред. Тут, наверное, надо рассказать, как я стала молиться на "иных языках".

Однажды один из служителей вывел нас на сцену в "конференц-зале" и сказал: будет "крещение святым духом". Сейчас, если на вас снизойдет "святой дух" – из вас "польются иные языки". Примите это, не бойтесь этого, не отвергайте "святого духа"! – в общем, примерно так напутствовал. И сам стал "молиться на иных языках" и "возлагать" каждому на голову руку. При этом "помогал": давай, давай, молись! Помню, сам он от такой "работы" был мокрый от пота.

И я не смогла сделать ничего другого. Потому, что отказ означал отрицание "святого духа", кощунство и бунт против всех. И мне пришлось через это перешагнуть: чтобы просто стало легче. Думаю, тоже случилось и с другими. Потом, конечно, был общий психоз: все радовались, прыгали, кричали. Наркоман бы сказал, что это – коллективная эйфория. А проще сказать – беснование. Вот и все. Наверное, для этого и потребовалось снять с меня крест...

...Но о некоторых вещах я задумалась уже после... Например: из чего составляются денежные средства этой "организации"? Конечно, за счет выжимания бесплатной работы из "пациентов". Секта одновременно – большое и выгодное сельхоз-предприятие. В Котлах уже огромная ферма (разводят коров, свиней, уток, кур, коз). Свой рыб.колхоз на Финском заливе. И огромные поля в обработке, свои тракторы и прочая техника, а еще – макаронный цех, пекарня, словом – почти коммунизм. И никому ничего не надо платить за работу...

Можно достаточно легко себе представить, каким безответным и управляемым "материалом" становятся духовно незрелые и социально дезадаптированные пациенты "НЖ" (наркоманы и бомжи) при такой, можно сказать, гулаговской системе рабского труда, тотального контроля и подавления.

И дальнейшее рассмотрение проблемы позволяет сделать выводы о том, что религиозная составляющая "реабилитации" лишь прикрывает истинные цели ее руководства.

Управление ФСКН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сейчас прекратило всякие контакты с "НЖ", убедившись, что никакой реальной реабилитации там не происходит, а есть некая бизнес-структура, действующая под прикрытием некоммерческой организации.

Попробуем кратко сформулировать выводы о деятельности "НЖ":

1. Как при вербовке в организацию, так и для привлечения финансовых или иных средств развития, руководством "Новой жизни" используются явно противоправные действия: мошенничество и обман (конфессиональная анонимность или псевдонимность, неправомерные, необоснованные в медико-юридическом отношении предложения "лечения" наркомании и т.д.), а также очевидно неэтичные методы саморекламы (например, обещания "чудесных исцелений" от СПИДа) и т.п.

2. В "Новой жизни" используется обширный арсенал безнравственных, силовых методов воздействия на человеческое сознание: психические манипуляции, необоснованные принуждения, жесткий, насильственный, тотальный контроль.

3. Руководство организации во внутренних практиках "занятий" и "богослужений" прививает своим адептам нетерпимость к другим религиям, в первую очередь – именно к Православию, хотя внешне подчеркивается полная толерантность к любому исповеданию.

4. Для руководства организации пациенты "реабилитационного центра" изначально являются рабами, "человеческим материалом", который физически и финансово эксплуатируется.

"Новая Жизнь" стала для неохаризматиков (по их собственным утверждениям) образцовой структурой, с которой клонируются подобные центры на всем постсоветском пространстве. Именно поэтому мы можем, в определенной степени, интерполировать выводы о методиках "реабилитации" в "НЖ" на другие подобные неохаризматические центры по всей России.

Источник: Русская линия

См. также
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама