ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Нам грозит "модернизация модернизации"

Переполох в католичестве

Владимир Карпец :: 30 января 2009

На днях, 26 января, папа Римский Бенедикт XVI принял решение снять анафему с последователей консервативного французского епископа Марселя Лефевра. Лефевр, умерший в 1991 году, провинился тем, что не принял целый ряд решений Второго Ватиканского Собора, а также те реформы, которые за ним последовали – установка на открытость миру, экуменизм, принятие реалий современного мира. В 1988 году он рукоположил четырех епископов из основанного им Братства Св. Пия X без соответствующего на то разрешения папы Римского, который, в свою очередь, принял решение об отлучении лефевристов от Церкви. Ни Лефевр, ни его последователи этого решения не признали и во всех своих богослужениях всегда поминали папу.

Проблематика Второго Ватиканского Собора чрезвычайно актуальна для современного православия, которому так или иначе приходится считаться с реалиями современного мира. Поэтому фигура некогда опального епископа Лефевра обретает актуальность в том числе и в нашем контексте. За комментарием по этому вопросу мы обратились к Владимиру Карпцу.

Русский журнал: Как бы Вы могли прокомментировать решение Ватикана снять анафему с последователей архиепископа Марселя Лефевра, отказавшегося признать положения Второго Ватиканского собора?

Владимир Карпец: Во-первых, хотелось бы отметить, что это сугубо внутреннее дело Ватикана. Поэтому с чисто церковной точки зрения мы не можем оценивать данное решение ни положительно, ни отрицательно. Мы не принадлежим к Римо-католической церкви, и надеюсь, никогда к ней принадлежать не будем.

Во-вторых, произошедшее, безусловно, свидетельствует о том, что нынешний папа Бенедикт XVI продолжает консервативную линию, которую он наметил с самого начала своего понтификата. Несмотря на то, что в какие-то моменты он от нее отклонялся, совершенно очевидно, что все эти отклонения носили сугубо тактический характер.

В-третьих, подобное решение свидетельствует об определенном повороте в умонастроениях Европы. Это поворот к традиционным европейским ценностям, к европейской аутентичности, который призван противостоять разрушительным процессам, происходящим в мире: глобализации на американский манер, усиливающемуся диктату транснациональных корпораций и так далее. Поэтому с политической точки зрения я бы оценил произошедшее скорее положительно.

РЖ: Протоирей Александр Шаргунов в своем интервью РЖ сказал о том, что фигура Марселя Лефевра актуальна для современного православия, так как в недрах самой православной Церкви зреют процессы, которые в определенный момент могут привести к реформам в духе Второго Ватиканского Собора. Не считаете ли Вы, что подобная угроза существует?

В.К.: Проблема существует только, так сказать, по аналогии, и соответственно только по аналогии можем мы обращаться к опыту католических "интегристов". Да, безусловно, такая угроза существует. Указанные вами процессы в современной Русской Православной Церкви присутствуют, и, видимо, будут усиливаться, но если мы будем противостоять этим процессам, апеллируя к тем церковным правилам и к тому богослужению, которое было в XIX веке, как это делают лефевристы, обращаясь к опыту, предшествовавшему Второму Ватиканскому Собору, то это не приведет к радикальному исцелению.

Ведь если говорить откровенно, то Второй Ватиканский Собор у нас уже давно произошел – в XVII веке. Речь идет о никоновской реформе, о Соборе 1666–1667 годов. Поэтому по части модернизации мы в известном смысле опередили католиков. А сегодня нам грозит уже "модернизация модернизации".

Так что, если уж и проводить аналогии с лефевризмом, а мы знаем, что Марсель Лефевр выступал за Триденскую мессу, к которой, кстати говоря, сейчас возвращается и нынешний Папа, то мы должны всячески внедрять в жизнь Русской Православной Церкви дониконовское богослужение, и не только дониконовское богослужение, но и вообще древлее благочестие, существовавшее до никоновкой реформы. Поэтому важнейшим для Русской Православной Церкви на сегодняшний день является, с одной стороны, диалог со старообрядцами, а с другой – всяческое распространение Единоверия хотя бы в том виде, в каком оно, собственно, и существует сейчас.

Просто кроме отдельных единоверческих приходов, которых, к сожалению, очень мало, но там, кстати, богослужение абсолютно полноценно, древлее благочестие должно входить в повседневную жизнь Русской Православной Церкви. Нельзя делать это, как при Никоне, насильно, через колено. Нет, добровольно и постепенно, но неуклонно. Начав хотя бы с того, чтобы будущим священникам преподавать оба обряда – старый и новый. В этом смысле опыт лефевризма для нас, безусловно, очень важен и имеет положительное значение, но только по аналогии.

Короче говоря, надо идти дальше того, о чем говорит отец Александр Шаргунов. Надо смотреть в корень, а корень – это XVII столетие.

РЖ: Марсель Лефевр критиковал не только какие-то конкретные решения Ватиканского Собора, связанные с богослужением, он критиковал вообще всю философию Нового времени, показывая ее несовместимость с традиционным христианским мировоззрением. Как Вы считаете, стоит ли в этом аспекте прислушаться к Лефевру?

В.К.: Конечно, стоит. Но в данном случае реакция Лефевра является в значительной степени запоздалой. Ведь он апеллирует именно к католической философии, к католическому мировоззрению. В частности, например, к Фоме Аквинскому, к схоластам, к папе Григорию Гильдебранту, а всё это уже является прологом к современному миру.

Все основания мировоззрения Модерна – представление об индивидуальной свободе, о прогрессе, формально-правовой подход – уже содержатся в самом римо-католицизме. Зачатки же этого мировоззрения мы можем найти у Блаженного Августина. Его ответы во многом сущностно отличны от тех, которые давали Восточные Отцы, прежде всего каппадокийцы. Поэтому, конечно, хорошо, что происходит обращение к традиции, но в данном случае перед нами открывается очевидная недостаточность западной традиции как таковой. Так что лефевристы, обращаясь к Западу и критикуя современный мир, не видят, что уже в самом римо-католическом учении содержится всё то, что они отвергают.

РЖ: То есть процессы, критикуемые Лефевром, начинаются с самого момента обособления Римской церкви?

В.К.: Не просто с момента обособления, но даже еще до него. Процессы начинаются тогда, когда происходит жесткое деление на Град земной и Град небесный, когда появляется представление о линейном времени, то есть всё то, то характерно для западного христианства как мировоззрения.

Собственно говоря, если мы возьмем представление о линейном времени в том виде, в каком мы находим его у Августина, и только отрежем от него вертикальное измерение, то мы в чистом виде получим западную теорию прогресса. Отрежьте вертикальное измерение от "христианского персонализма" – и перед нами либертарианская концепция права. И так далее, и так далее.

Поэтому, на самом деле, Европе в лице Лефевра предлагаются лишь полумеры. Повторю, для нас это с политической точки зрения хорошо, с церковной – никак.

Источник: Русский журнал

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама