ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Церковь избрала Патриарха. Что дальше?

Юрий Белановский :: 02 февраля 2009

27 января 2009 года поздно вечером были оглашены результаты голосования на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

В связи с этим фактически все информационные агентства задаются вопросом, что ждать от нового Патриарха? Куда и как он поведет корабль Церкви?

Я – рядовой член Русской Православной Церкви и имею некоторый опыт работы и организации церковно-просветительской, молодежной и социальной деятельности. Меня, как и многих других, также интересует эта тема. Я не могу гадать и выдумывать, что нас ждет. Я могу постараться описать то положение дел, что сложилось сегодня в области, понятной мне, и попытаться сформулировать важные задачи, стоящие перед нашей Церковью, а значит, и перед новоизбранным Патриархом.

Что мы имеем?

Самое главное, что мы имеем на данный момент – это свободную жизнь Русской Православной Церкви. В ее дела никто не вмешивается, она самостоятельно решает свои внутренние вопросы и сама выстраивает свои внешние отношения, исходя из важных для нее принципов и интересов. Любой человек нашей страны может беспрепятственно исповедовать православие. Повсеместно совершается Богослужение, и так или иначе, хотя бы раз в году, любой житель нашей страны имеет возможность исполнить завет Самого Спасителя – причаститься Тела и Крови Христа.

20 свободных лет церковной жизни принесли свои плоды. Была построена небывалая инфраструктура. Не только восстановлены и построены заново тысячи храмов, возрождена система подготовки кадров, но и налажена общая система управления церковью, созданы новые епархии. Произошел переход от советского периода к современности, совершенно иному государственному и экономическому устройству. Была сформирована система ответственных подразделений управления церкви: комиссий, синодальных и епархиальных отделов.

Церковь обрела возможность не только открыто обращаться к людям, но и получила доступ к самым массовым средствам информации, а также завела собственные СМИ. Голосу церкви доверяет огромное количество людей. Церковь смогла не только сделать доступным для масс основные источники своей традиции, – священное писание и авторитетные творения церковных писателей, богослужение, – но и творчески откликнуться на действительность и показать, какие вопросы и темы церковь считает своими. Были расставлены акценты в области компетенции церкви и решены многие острые вопросы. Были налажены взаимоотношения с государством, обществом и другими традиционными для нашей страны религиозными группами. За это время достаточно четко вырисовались и в некоторой степени окрепли эти связи. На фоне постперестроечной вседозволенности только церковь проповедует здравомыслие и нравственность. Часто именно Русская Церковь была и остается единственным проповедником нашей родной русской культуры и патриотизма.

Все это вселяет уверенность в возможности дальнейшего роста Православной Церкви; и не только роста, но и устройства того, до чего пока не доходили руки или не было времени.

Несколько слов о новоизбранном Патриархе.

Если говорить о личных качествах, то, насколько я могу судить, митрополит Кирилл по-своему уникальный человек. Мало кто из архиереев Русской Церкви имеет соответствующий уровень воспитания и образования, столь яркий дар слова, умение вести диалог, слушать и слышать оппонента. О многом говорит знание нескольких иностранных языков. У нареченного Патриарха есть опыт работы практически во всех областях церковной жизни, как внутренней, так и внешней. Прежде всего, он правящий епископ с почти 25-тилетним стажем, то есть он изнутри знает пастырскую, приходскую, богослужебную, административную, экономическую и прочие стороны жизни епархии. Его опыт ректорства в Ленинградской духовной академии и создание Смоленской духовной семинарии не оставляет митрополита Кирилла в стороне от проблем подготовки священников, да и вообще организации духовного образования. Уникален его опыт взаимодействия с представителями властей, общественности, науки, интеллигенции не только в России, но и во многих других странах. Немаловажно то, что митрополит Кирилл участвовал в значимых для церкви мероприятиях и переговорах, если можно так выразиться, в разные эпохи. Начинал он еще в разгар холодной войны.

Из тех дел, по которым мы можем судить о новоизбранном Патриархе, остановлюсь на том, что мне известно из опыта. Я говорю о так называемом Отделе внешних церковных связей Московского патриархата. Митрополит Кирилл возглавил его в 1989 году. Как бы это не выглядело странным, но это одно из очень немногих церковных учреждений, где не только была налажена и поныне осуществляется серьезная и разнообразная работа, но и как-то удивительно выстроены взаимоотношения сотрудников, в том числе и начальства с подчиненными. Насколько я могу судить по личному опыту, они строятся на взаимном личном и профессиональном доверии и уважении. ОВЦС занимается такими серьезнейшими вопросами, как взаимоотношения между Православными Поместными церквями (я думаю, всем известны очень непростые отношения с Константинопольским патриархатом); взаимоотношения с инославными – Католической церковью и протестантскими церквями; взаимоотношения с иными религиями, с иными государствами на территории которых есть приходы РПЦ; взаимоотношения с государственными властями в России, крупными общественными объединениями, политическими партиями, светскими СМИ. При ОВЦС организована специальная аспирантура.

Многие мероприятия и события значимые для Русской Церкви были подготовлены и осуществлены силами или при участии ОВЦС. Стоит назвать подготовку таких важнейших документов как "Основы социальной концепции", "Основные принципы отношения к инославию Русской Православной Церкви", "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека".

Необходимо вспомнить, что воссоединение Русской Православной Церкви с отколовшейся от нее Русской Православной церковью Заграницей было подготовлено и проведено во многом силами ОВЦС. Дело в том, что за столь ярким и радостным событием стояли долгие годы переговоров, взаимного диалога, определенных уступок, подготовки документов. Последнее было чрезвычайно сложным делом, поскольку на бумаге необходимо было зафиксировать основные принципы воссоединения в таких словах и выражениях, которые бы удовлетворили всех. В итоге появился "Акт о каноническом общении" двух церквей.

Упомянем и Всемирный саммит религиозных лидеров, пошедший в Москве в июле 2006 года. Этот форум собрал более ста глав и представителей религиозных общин из различных стран и показал, что религиозность – это не архаичное явление, не "опиум для народа", а особый образ жизни, свойственный человеческой природе. Непреходящее значение этого саммита состоит в однозначном свидетельстве, что возможен диалог, что представители разных религий могут не только мирно обсуждать, но и единодушно высказываться о важнейших для общества вопросах.

Что предстоит сделать?

В СМИ уже неоднократно озвучивалось, что столь уникальный и серьезный опыт митрополита Кирилла и возглавляемого им Отдела внешних церковных связей жизненно необходим нашей Церкви. Многие аналитики ожидают, что системный диалогический подход будет реализован для развития и укрепления внутренней жизни Церкви. К примеру, за время свободного существования Русской Церкви сложились целые внутренние, в большой степени самодостаточные, сообщества: монашествующие, священники, миссионеры, прихожане. Со всеми ими новоизбранному Патриарху придется искать общий язык, стремиться понять их внутреннюю жизнь, их ценности.

Я скажу о том, что мне более понятно и известно из моего опыта церковной деятельности – о тех вопросах, решение которых мне представляется очень важным. Во-первых, необходимо построение системы церковного просвещения. Есть множество инициатив, среди которых – достаточно крупные и талантливые проекты; но они, как правило, частные. Двадцать лет – немалый срок для накопления и осмысления опыта. Пришло время всерьез задуматься об общецерковном документе, регламентирующем прием в церковь новых членов и их подготовку. Пора так или иначе сворачивать практику коммерческих отношений: заплатил – покрестился/повенчался – ушел – забыл. Говоря церковным языком, жизненно важно "ставить на ноги" катехизацию – систему обучения новообращенных и введения их в традиционную жизнь церковной общины.

Откладывание этого в "долгий ящик" приведет к тому, что народные инициативы и даже религиозные чаяния будут укореняться в псевдоправославные формы религиозности, способные вытеснять веру Христову. Пензенские пещеры – это крайний случай, но это тот рубеж, к которому текут пущенные на самотек непросвещенные церковным учением наши соотечественники. Церковь должна взять ответственность за те 70-80% крещеных и венчанных людей нашей страны, которые даже не знакомы со Священным Писанием.

Во-вторых, настало время сделать первые системные шаги в поддержку общинной христианской жизни. В советское время по понятным причинам сложилась практика так называемых церковных приходов. В большинстве случаев – это некоторая группа людей, периодически так или иначе посещающих конкретный храм для участия в богослужениях. Отношения между духовенством и мирянами часто строятся по принципам назидания и управления. Миряне не могут сколь-нибудь серьезно влиять на жизнь прихода.

Община – это нечто другое, она больше похожа на семью, это сообщество христиан, возглавляемое священником, где все равны, но где служения различны. Община отличается тесным общением членов (братьев и сестер во Христе), совместными молитвой и делами, досугом, взаимным доверием и взаимопомощью. Голос и нужды членов общины не менее важны, чем священнические. Роль главы общины определяется словами Христа: "Я – пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец"; "вы – друзья Мои"; "князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим и первым, пусть будет последним и всем слугою". В общинах нет формализма, но, как и в семье, трудности и болезни одного – это скорбь всех, радость одного – это счастье для других.

Понятно, что после советского периода богоборчества должно было пройти время, прежде чем и священники и миряне научились бы жить в свободе и доверии. Сколько еще приходская модель церковной жизни будет определяющей, и когда общинная модель займет ее место, зависит, в том числе, и от новоизбранного патриарха.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама