Протоиерей Василий Ермаков (20.12.1927 03.02.2007) – один из самых известных петербургских священнослужителей. Он был старейшим и авторитетнейшим клириком Санкт-Петербурга, однокурсником и другом покойного Патриарха Алексия II. В числе его прихожан были вдовы и дети офицеров с подводной лодки "Курск". Это поучение было произнесено отцом Василием 12-го октября 2003 года в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.
Ежедневное исповедничество каждого православного христианина, кто идет всем своим существом, всеми своими ногами, сердцем, телом, за Господом. День-то прожитый он очень был сложный, очень бывает напряженный, очень бывает греховный, он бывает ожесточенный, он бывает нехороший. И это долг каждого из нас – стоять перед Богом, и перед тем как уже идти на отдых, на сон – почитать правило, это надо. Там все сказано, какие бывают грехи, и в мыслях, и в наших делах, а все это происходит исключительно от того, что мы самолюбивые, самонадеянные, самоуверенные. А уж планы мы строим – дальше не куда. Даже до неба. "Это я все сделаю, это я все получу" и мы своим гордым "я", опьяненные ложными, никогда не осуществимыми желаниями, мы прём по трупам людей близких, забывая "а доживешь ли ты?", забывая о том, что происходит с человеком в одно мгновение, в одну минуту, в одну секунду. Это лишний раз напоминает нам о том, какие мы ничтожные люди, какие мы никчемные. А почему никчемные? Потому что нет в сознании Света Божественной Правды, Света Боговодительства, Света Богобоязни, Света того сознания, что нами управляет наш Бог, Спаситель мира, что наш долг ему молиться, к нему обращаться и всегда надо поддерживать в своей душе, в своем сознании глубокую, твердую веру.
Надо воцерковляться, то есть ходить в Церковь. Я же знаю, что бренное тело не оторвать от кровати. А далее, когда сегодня не помолился, завтра не пришел в церковь, послезавтра подумал: "да ладно", глядишь и привык не молиться, привык не ходить, привык не обращаться. А потом лаптем затылок почесал: "пойду причащусь". А готов ли ты? Понимаешь ли, свой шаг жизни? Ведь читается нам молитва: "да не в суд или в осуждение будет мне причащение"... Потому что привыкли вы прийти по зову не моего наставления, а когда вы бываете в других храмах, когда вы находитесь в другой молитве. А как вас там учат, я прекрасно знаю пришел, нагнулся к Евангелию, и пошел. И идет самодовольно: "Да, я был на причастии". И вы превратили Святыню в таблетку, вы превратили Святое Святых в обыкновенное человеческое отношение. И там вам не скажут – помолиться, почитать каноны, не спросят как вы молитесь, не поинтересуются какое внутреннее "я" вас привело к Богу. Так это, – "идите, пришла, ну и ладно".
Вот почему у нас на сегодня такое страшное бедственное положение, и природа нам напоминает, и природа нам говорит что смотрите, люди, вы же ничтожества. Подул ветерок – все, ничего не остается, как только вздыхать, как только проклинать, как только ожесточаться на весь мир голодных и рабов. Что ты сделал? Что ты совершил для того, чтобы этого не было, потому что ты, как человек взрослый ты обязан исполнять свой долг в этой жизни на земле. Жить в Боге, вере, молитве, Страхе Божием и воспитывать себя в беспредельной любви к Богу, а также близких.
Вы никак не можете научиться, что мы верим в Бога, молимся Богу и где-то там, в тайнике души его и почитаем, а как дойдет до дела – так проявление гордого "я". Особенно это проявляется в семейном бытии. Никто не хочет уступать друг другу, были молодыми "ах, ох...", а когда надо строить семью, когда надо не оставлять сиротами детей, без живого отца сиротами, когда он кричит, прожив 20 лет: "ты не нужна, я нашел другую", и наоборот: "ах, я влюбилась" – любви как таковой нет, есть гордый дух. Есть обязанность, есть понятие боли человека как больно будет человеку, если что-то совершить. Но, к сожалению, мы не хотим понять боль ближнего, страдания ближнего, скорби ближнего. А пока я в силе телесной мне все дозволено. Ребята, законом вседозволенности жить нельзя. Понаблюдайте вокруг почему живут плохо – нет Страха Божия, нет и Веры. "Я хочу, это мне надо, я считаю, я получу, это получится, так как я хочу" и прочее яканье в нашей жизни наших дней.
Ты видишь какие школьники. Жестокие, пиво, цигарка, матерщина, опять в толпу, а в толпе хорошо. И учителя относятся жестоко к нашим детям и внукам, особенно первоклассникам. Он не нравится ей, начинает учительница над ним издеваться и убивает сознательно духовные прекрасные зачатки радости жизни. Как это понять? Далеко от Бога, далеко от Истины, далеко от Православия. А когда серденько пустое – я бросаюсь в крайности. Дискотеки, куда вы пускаете своих детей, или еще крайность–секта Муна, сектантам начинаете продавать свою веру, начинаете отдавать на поругание. "А я хочу!" А с Богом шутить не надо, а Богу надо молиться. Вот откуда все страдания. А бить нас будут крепко не только общими, природой, а частными личными переживаниями. Мы – люди взрослые, неужели вам нельзя понять приставку НЕ– не отбрасывай, не говори, не оскорбляй, не унижай, не требуй, не кричи, не уходи, не говори все НЕ. Надо иметь совесть, а позабудешь Бога – потеряешь весь свой стыд. И сегодня будут потери, как у вас, у ваших родных, жены, мужа, матери, детей, так и в нашем обществе пока мы не обратимся, пока не поймем.
И мне не говорите, что вас не учили, что мы не знаем, что мы не понимаем – не надо калякать. Поймите ту простую, доступную истину для каждого человека: "если я не хочу, если мне этого не надо, если я без этого обойдусь" – идите и думайте, и смотрите на окружающих наших богомольцев, как они молятся, ваши сверстники, ваши одногодки, ваши воспитанники. Вы учились в одних и тех же школах, в одних и тех же заведениях – так научитесь верить Богу, молиться Богу, любить Бога, и бегом, бегом – идти в Храм Божий. А не надо потакать своему сердцу – хочу пойду хочу не пойду, хочу молюсь хочу не молюсь, хочу ругаюсь хочу не ругаюсь. Слава Богу, что у нас каждый раз становится все меньше и меньше этих прохиндеев, проходимцев не знающих, куда они приходят. Хорошо, приветствуется шаг к Богу, но надо идти обдуманно, ясно, понятно, отточено, с просвещенным сознанием веры. Свой шаг в жизни – всегда надо думать. "Я верю, я исполняю" и никаких оправданий не может быть. Вы можете не ругаться, можете не пить водку, можете не бежать от семьи. А когда думаете можно переможно, думаете, ладно мне вроде удобно будет – все, никаких удобств не будет. Поэтому, когда ко мне обращаются: "Что делать, если к Богу не ходит, что мне делать – муж бросил, что мне делать – я ухожу",– я отвечаю одно: "Бойтесь Бога и имейте совесть". А чтобы она была ходите в церковь. А что неясно лишний раз спросите. Найдем время, ответим каждому на вопрос его.
Поймите нужно чувствовать сердцем шаг своей жизни–во всех отношениях, не только в храме, но и особенно дома. Вот думайте, размышляйте, полистайте страницы своей жизни, посмотрите, что плохого было, начиная с возраста юного. Заставьте себя молиться, а есть все условия на сегодня быть хорошими, быть добрыми, быть христианами. Не на словах, а на деле. А дело таково – утренняя и вечерняя молитва, Храм Божий в воскресенье, и немножко понимать, заставлять себя идти к Богу, а это трудно. Вот он сидит и ищет причины, люди дошли до безумия муж не пускает жену молиться, это какой-то ужас. Какое он имеет право? Не только телом, но и душой руководит ещё. Это что за мужик? "А я не хочу, чтобы она шла, а это мне не надо, а я не пойду пока сам не пойму, что есть Бог". Не жди, пока принесут...
Вот что надо делать ближе к Богу, ближе к Храму Божьему. Ближе к Благодати Божией, но не ходите механически на Причастие. А к Богу идти очень сложно, очень трудно. Требуется колоссальное напряжение, и когда идете в наш храм впервые – подумайте. На то и я не дремлю, чтобы видеть, кто ходит, зачем и для чего. Цените миг своей жизни, что можете прийти к Богу и помолиться. И другим сообщите – идут в наш храм, на меня не обижайтесь, я боюсь Бога, мне надо будет отвечать Отцу – "что ты делал? Я тебя поставил". Вот я сказал властью мне данной буду искоренять ваше невнимание, ваше нерадение, ваше безверие. Это мое право. Нравится вам, не нравится, кричите не кричите, стоните – не стоните, ваш долг подчиниться слову Пастыря, а чтобы это знать надо походить. Пусть Господь простит наше неверие, еще жестокость к нашим ближним, которую мы совершали и никто не скажет – мы не знали...
Источник: Православие и мир