Газета "Меч духовный", N 19
В свое время авторитетнейший наставник Рижской Гребенщиковской общины, активный защитник Поморского староверия от нападок о. Михаил Александрович Власов написал работу "Почему у староверов нет видимого причастия" в которой кратким, но доступным языком доказал несостоятельность поиска священства и причастия. Этот труд о.Михаила Александровича был опубликован и в последующем неоднократно переиздавался различными изданиями. Сегодня мы публикуем главу из названной работы "Старообрядцы – беспоповцы".
Старообрядцы–беспоповцы
Погрешают ли старообрядцы – беспоповцы против заповедей Божиих, когда бегут от пастырей-отступников, ложные таинства коих несут погибель их душам, по свидетельству святых отцов Церкви?
Не погрешают; отсутствует же таинство у нас потому, что нет его в чистом, достойном его высокого назначения виде в нашем теперешнем мире, как и вообще, наблюдается уклон и сдвиги с путей правды.
Господь Бог за грехи людские попускает оскверняться святым храмам, святому таинству, священству.
В четьи минеях августа месяца 20 дня в житии пророка Самуила читаем:
"И не толь скоро народные грехи на отмщение подвизают прогневанного Бога, якоже грехи тех, иже властьми и народоправительми от Бога учинены суть".
"Ибо идеже аще постигнет праведная месть Божия, тамо не щадит и святыни".
"Тако Бог за грехи начальствующих подначальныя предает казнем и за скверныя дела служащих олтарю, попускает олтари святые нечестивых рукам в расхищение, и храмы святые в запустение".
(лист 501 об.)
Из прочитанного следует, что Бог попускает быть мерзости запустения в святых олтарях за скверные дела служащих последним (т. е. священства).
В сввященном Писании по сему имеются еще таковые строки:
"Дивишися возлюбленне, како Бог своя домы непощадевает, егда на земли гнев попущает. Аще бо святаго Ковчега не пощаде, но предаст его иноплеменником, со священники беззаконновавшими и храм освящения, и Херувим славы, и одежду, и пророчество, и помазания, и явления в попрание и осквернение языком, ниже святых церквей и пречистых тайн щадит"
(книга Никона Черн. горы сл. 41, л. 308 об.)
Обоснованно сопоставляем вышеприведенное с осквернением и преданием в руки нечестивых как олтарей с престолами, так и святого Причащения со времен патриарха Никона. А называемое причащением и в наши времена применяющееся у так лишь называемых православных мы оцениваем словами св. Феодора Студита:
"Это бездна и сеть дьявола общение с еретиками. Попавшаго в эту сеть отлучает от Христа и отводит далеко от стада Господня. Каково различие света и тьмы, таково же и православнаго причащения от еретическаго общения. Первое просвещает, второе омрачает, одно соединяет со Христом, второе с дьяволом; одно оживляет душу, другое убивает"
(Феодор Студит, том 2, часть 2,
письмо 154, стр. 742, изд. 1908 г.)
Этому поучению святых отцов следуем и мы: если нет истинного таинства святаго Причащения – не приемлем ложного, для души пагубного. Киприан Карфагенский указывает (в письме 56, ч. 1, стр. 316):
"И так народ повинующийся Божественным заповедям и боящийся Бога, должен отделиться от грешника предстоятеля и не учавствовать в жертвоприношении святотатственнаго священника".
Цитированный выше Феодор Студит пишет в том же 2-м томе:
"Как божественный хлеб, котораго причащаются православные, делает всех причащающихся одним телом, так точно и еретический хлеб, приводя причащающихся его в общение друг с другом, делает их одним телом противным Христу".
(ч. 2, письмо 153, стр. 532)
Не забываем мы предостережения и блаженного Иеронима, в части 6-ой своих творений (стр. 78, издание 1905 г.) напоминающего христианам о церкви еретиков, "которая зазывает к себе несмысленнаго умом чтобы обольщенный ею он принимал воровские хлебы и воровскую воду, то есть: ложное таинство".
М. А. Власов
По материалам источников: "Старовер-Поморец"