ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Выговская вышивка

Л. В. Ефимова, Е. М. Юхименко :: 16 мая 2006

Русский Север издавна славился изделиями народного художественного творчества, и в частности, ткачеством и вышивкой. Эти традиционные женские рукоделия процветали и в Выго-Лексинском общежительстве. Об одной из первых лексинских мастериц – слепой старице Евфимии – сообщал еще Иван Филиппов: она "к рукоделию неленостно прилежаше, всегда пряслицы приседяше, днию и нощию прядяше и нити сучаше на братство" [1].

Более подробные сведения относятся к 80-м гг. XVIII в. Посетивший Выго-Лексинское общежительство автор небольшой заметки, появившейся анонимно в журнале "Зеркало света" за 1786 г., отмечал, что "упражнение" женщин "состоит в зимнее время в пряже, тканье, в вышивании золотом и серебром" и что девочек на Лексе обучают шить золотом и шелками [2]. Академик Н. Я. Озерецковский, которому удалось увидеть и сами изделия, записал в своем "Путешествии": "Монастырские белянки летом отправляют всякую полевую работу, жнут хлеб, косят сено, чистят лен и конопли, а зимою занимаются прядением льна, ткут холсты, вышивают золотом и серебром башмаки, перстчатки, повойники и шапки на продажу..." [3].

В XIX в., по наблюдению В. Г. Дружинина, особенной популярностью в обители пользовался тамбурный шов [4]. Вышивались предметы церковного обихода: пелены, покровы, лестовки. Из сохранившихся описаний внутреннего убранства соборных часовен явствует, что выговские храмы украшали также вышитые изделия, и по аналогии с иконами можно предположить, что частью это были изделия лексинских мастериц.

Значительная доля женских рукоделий была предназначена для внешнего мира. В самой обители уставом разрешалось ношение одежды только "смиренного обычая" (из черного сукна или крашенины), не допускающего ярких цветов, излишеств и украшений. Как и в случае с чересчур "мирскими" берестяными туесками, устав для Лексинской обители специально оговаривал, что "кружев и плетений вязбеных (т.е. вязаных) и прочих непотребных украшений отнюдь не покупать и не делать самим постницам, под великим запрещением" [5].

Изготовлявшиеся для мирян бумажники, кисеты, подвязки, гайтаны, перчатки, обувь и головные уборы шли на продажу (в том числе и на знаменитую шуньгскую ярмарку) и приносили общежительству изрядный доход. Вкусы потребителей, без сомнения, вносили определенные коррективы в строгие статьи выговских уставов: искусно выполненным изделиям лексинских мастериц отнюдь не была чужда изысканная и яркая цветовая гамма (вспомним хотя бы о шитье золотой и серебряной нитью). Насколько ценились эти изделия, очевидно из сохранившегося в архиве письма Ивана Андреевича Смотрягина, отправленного им из Тихвина 1 мая 1772 г. Он пишет своей лексинской "доброжелательнице" Ксении Михайловне: "Покорно прошу для меня пожаловать постаратся купить там у вас хорошенкова писания на беленкой бумашке и в надлежащем книжном переплете Месяцослов всего лета... А буде что останетца (от денег. – Е.Ю.), то прошу купя у вас же на все те денги ткачества вашего гойташик позолотистия..." [6].

В настоящее время в обширных коллекциях музеев России лексинская вышивка как таковая не выделена. С одной стороны, изделий старше середины XIX в., т.е. датируемых временем, совпадающим с периодом работы лексинских мастерских, сохранилось не так уж много. Но с другой стороны, прекрасно известны более поздние вышивки близлежащих Заонежья и Пудожья, на которые не мог не оказать влияния такой крупный центр народных художественных промыслов, как Выго-Лексинская обитель. Продолжение этих традиций можно увидеть и сегодня – в продукции работающей здесь же, в Медвежьегорске и Шуньге, фабрики "Заонежская вышивка".

Примером такого влияния может служить уникальный подзор середины XIX в. с изображением популярных в выговском искусстве птиц Сиринов и Алконостов [7]. Подобные богато расшитые подзоры входили в состав приданого, были дорогими подарками. Наподобие узорных изразцов с сюжетными рисунками, подзоры были заметным декоративным элементом интерьера крестьянских домов.

В центре многофигурной композиции помещено пышное древо-куст, усыпанное цветами и плодами, на котором разместились обращенные друг к другу парные Алконосты в венцах, с цветами в руках. По сторонам от центрального мотива симметрично размещены крупные изображения птиц Сиринов с женскими ликами. В верхней части между фигурами Алконоста и Сирина изображены значительно уменьшенные по сравнению ними фигурки человечков, детально переданы их одежды – короткие плащи-накидки, облегающие панталоны, головные уборы с длинным пером, трости. По сторонам центральной группы, связанной одним сюжетом, вышиты крупные фигуры своеобразного рисунка, напоминающие двуглавые зооморфные формы. Гипотетически их связывают с народным "культом рожаниц". По фону размещены мелкие фигурки птиц и растительные мотивы, чередование которых образует также кайму изделия.

По технике исполнения, по набору орнаментальных фигур этот подзор – типичный образец крестьянской вышивки, характерной для Олонецкой губернии. Особенным его делает центральная часть композиции – дерево с парными райскими птицами в точности воспроизводит выговский настенный лист "Птицы Сирины" [8].

А если точнее: перед нами вышитый на ткани лубок. В произведениях выговских художников находим аналогии и помещенным на подзоре отдельным изображениям птиц Сиринов и человеческих фигурок: путники, завороженные сладостным пением райских птиц, и люди, пытающие разрушить их чары шумом и пушечными выстрелами, изображались на настенных листах – подробных иллюстрациях легенды о птице Сирине [9]. По всей видимости, вышивальщица держала перед собой лубок и включала его образы в свое творчество, размещая их среди мотивов, традиционно украшавших полотенца, подзоры, рубахи и другие предметы, и близких ей с детства.

Л. В. Ефимова, Е. М. Юхименко


[1]

Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. С. 361.

[2]

Зеркало света. 1786. С. 44, 43.

[3]

Озерецковский Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989. С. 177.

[4]

Дружинин В.Г. К истории крестьянского искусства XVTTI – XIX веков в Олонецкой губернии (Художественное наследие Выгорецкой Поморской обители) // Известия АН СССР. Серия 6. 1926. Вып. 15 17. С. 1489.

[5]

Барсов Е.В. Уложение братьев Денисовых // Памятная книжка Олонецкой губернии за 1868 – 1869 гг. Петрозаводск, 1869. Ч. 3. С. 109.

[6]

РГБ. Собр. Е.В.Барсова. № 187. Л. 192 об. – 193.

[7]

Каталожные сведения: Птицы Сирины и Алконосты. Подзор. Олонецкая губерния, середина XIX в. Вышивка, ручная работа, швы "настил", "набор", "роспись". Материалы: льняной домотканый холст, хлопчатобумажные, шелковые разноцветные нити, серебряная металлическая нить – "бить" в деталях. 40 х 169. Поступил в 1904 г. из Архангельской губ. ГИМ 42346 (ОТ) 11. Литература: Ефимова Л.В., Белогорская P.M. Русская вышивка и кружево. М., 1982. С. 237. Табл. 90, 92.

[8]

Русский рисованный лубок конца XVIII – начала XX века. Из собрания Государственного Исторического музея /Составитель и автор текста Е.И.Иткина. М., 1992. С. 94. Кат. 21. См. также воспроизведение этого лубка в настоящем издании. (Следует отметить, что настенный лист называется "Птицы Сирины", но, судя по иконографии, здесь изображены Алконосты – именно эти птицы писались с руками.)

[9]

Русский рисованный лубок... С. 77-79. Кат. 16-18.


Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни.
Каталог выставки. – М.: Государственный исторический музей, 1994

По материалам источников: "Самарское Староверие"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама