Более подробные сведения относятся к 80-м гг. XVIII в. Посетивший Выго-Лексинское общежительство автор небольшой заметки, появившейся анонимно в журнале "Зеркало света" за 1786 г., отмечал, что "упражнение" женщин "состоит в зимнее время в пряже, тканье, в вышивании золотом и серебром" и что девочек на Лексе обучают шить золотом и шелками [2]. Академик Н. Я. Озерецковский, которому удалось увидеть и сами изделия, записал в своем "Путешествии": "Монастырские белянки летом отправляют всякую полевую работу, жнут хлеб, косят сено, чистят лен и конопли, а зимою занимаются прядением льна, ткут холсты, вышивают золотом и серебром башмаки, перстчатки, повойники и шапки на продажу..." [3].
В XIX в., по наблюдению В. Г. Дружинина, особенной популярностью в обители пользовался тамбурный шов [4]. Вышивались предметы церковного обихода: пелены, покровы, лестовки. Из сохранившихся описаний внутреннего убранства соборных часовен явствует, что выговские храмы украшали также вышитые изделия, и по аналогии с иконами можно предположить, что частью это были изделия лексинских мастериц.
Значительная доля женских рукоделий была предназначена для внешнего мира. В самой обители уставом разрешалось ношение одежды только "смиренного обычая" (из черного сукна или крашенины), не допускающего ярких цветов, излишеств и украшений. Как и в случае с чересчур "мирскими" берестяными туесками, устав для Лексинской обители специально оговаривал, что "кружев и плетений вязбеных (т.е. вязаных) и прочих непотребных украшений отнюдь не покупать и не делать самим постницам, под великим запрещением" [5].
Изготовлявшиеся для мирян бумажники, кисеты, подвязки, гайтаны, перчатки, обувь и головные уборы шли на продажу (в том числе и на знаменитую шуньгскую ярмарку) и приносили общежительству изрядный доход. Вкусы потребителей, без сомнения, вносили определенные коррективы в строгие статьи выговских уставов: искусно выполненным изделиям лексинских мастериц отнюдь не была чужда изысканная и яркая цветовая гамма (вспомним хотя бы о шитье золотой и серебряной нитью). Насколько ценились эти изделия, очевидно из сохранившегося в архиве письма Ивана Андреевича Смотрягина, отправленного им из Тихвина 1 мая 1772 г. Он пишет своей лексинской "доброжелательнице" Ксении Михайловне: "Покорно прошу для меня пожаловать постаратся купить там у вас хорошенкова писания на беленкой бумашке и в надлежащем книжном переплете Месяцослов всего лета... А буде что останетца (от денег. Е.Ю.), то прошу купя у вас же на все те денги ткачества вашего гойташик позолотистия..." [6].
В настоящее время в обширных коллекциях музеев России лексинская вышивка как таковая не выделена. С одной стороны, изделий старше середины XIX в., т.е. датируемых временем, совпадающим с периодом работы лексинских мастерских, сохранилось не так уж много. Но с другой стороны, прекрасно известны более поздние вышивки близлежащих Заонежья и Пудожья, на которые не мог не оказать влияния такой крупный центр народных художественных промыслов, как Выго-Лексинская обитель. Продолжение этих традиций можно увидеть и сегодня в продукции работающей здесь же, в Медвежьегорске и Шуньге, фабрики "Заонежская вышивка".
Примером такого влияния может служить уникальный подзор середины XIX в. с изображением популярных в выговском искусстве птиц Сиринов и Алконостов [7]. Подобные богато расшитые подзоры входили в состав приданого, были дорогими подарками. Наподобие узорных изразцов с сюжетными рисунками, подзоры были заметным декоративным элементом интерьера крестьянских домов.
В центре многофигурной композиции помещено пышное древо-куст, усыпанное цветами и плодами, на котором разместились обращенные друг к другу парные Алконосты в венцах, с цветами в руках. По сторонам от центрального мотива симметрично размещены крупные изображения птиц Сиринов с женскими ликами. В верхней части между фигурами Алконоста и Сирина изображены значительно уменьшенные по сравнению ними фигурки человечков, детально переданы их одежды короткие плащи-накидки, облегающие панталоны, головные уборы с длинным пером, трости. По сторонам центральной группы, связанной одним сюжетом, вышиты крупные фигуры своеобразного рисунка, напоминающие двуглавые зооморфные формы. Гипотетически их связывают с народным "культом рожаниц". По фону размещены мелкие фигурки птиц и растительные мотивы, чередование которых образует также кайму изделия.
По технике исполнения, по набору орнаментальных фигур этот подзор типичный образец крестьянской вышивки, характерной для Олонецкой губернии. Особенным его делает центральная часть композиции дерево с парными райскими птицами в точности воспроизводит выговский настенный лист "Птицы Сирины" [8].
А если точнее: перед нами вышитый на ткани лубок. В произведениях выговских художников находим аналогии и помещенным на подзоре отдельным изображениям птиц Сиринов и человеческих фигурок: путники, завороженные сладостным пением райских птиц, и люди, пытающие разрушить их чары шумом и пушечными выстрелами, изображались на настенных листах подробных иллюстрациях легенды о птице Сирине [9]. По всей видимости, вышивальщица держала перед собой лубок и включала его образы в свое творчество, размещая их среди мотивов, традиционно украшавших полотенца, подзоры, рубахи и другие предметы, и близких ей с детства.
Л. В. Ефимова, Е. М. Юхименко
[1] | Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. С. 361. |
[2] | Зеркало света. 1786. С. 44, 43. |
[3] | Озерецковский Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989. С. 177. |
[4] | Дружинин В.Г. К истории крестьянского искусства XVTTI XIX веков в Олонецкой губернии (Художественное наследие Выгорецкой Поморской обители) // Известия АН СССР. Серия 6. 1926. Вып. 15 17. С. 1489. |
[5] | Барсов Е.В. Уложение братьев Денисовых // Памятная книжка Олонецкой губернии за 1868 1869 гг. Петрозаводск, 1869. Ч. 3. С. 109. |
[6] | РГБ. Собр. Е.В.Барсова. № 187. Л. 192 об. 193. |
[7] | Каталожные сведения: Птицы Сирины и Алконосты. Подзор. Олонецкая губерния, середина XIX в. Вышивка, ручная работа, швы "настил", "набор", "роспись". Материалы: льняной домотканый холст, хлопчатобумажные, шелковые разноцветные нити, серебряная металлическая нить "бить" в деталях. 40 х 169. Поступил в 1904 г. из Архангельской губ. ГИМ 42346 (ОТ) 11. Литература: Ефимова Л.В., Белогорская P.M. Русская вышивка и кружево. М., 1982. С. 237. Табл. 90, 92. |
[8] | Русский рисованный лубок конца XVIII начала XX века. Из собрания Государственного Исторического музея /Составитель и автор текста Е.И.Иткина. М., 1992. С. 94. Кат. 21. См. также воспроизведение этого лубка в настоящем издании. (Следует отметить, что настенный лист называется "Птицы Сирины", но, судя по иконографии, здесь изображены Алконосты именно эти птицы писались с руками.) |
[9] | Русский рисованный лубок... С. 77-79. Кат. 16-18. |
Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни.
Каталог выставки. М.: Государственный исторический музей, 1994
По материалам источников: "Самарское Староверие"