21 января Папа Римский Бенедикт XVI отменил отлучение от Католической Церкви четырех епископов. 20 лет назад их отлучение от Церкви закрепило так называемый "лефевристский" раскол, куда ушли те, кто не принял реформы богослужения.
Это решение Папы вызвало возмущение еврейских организаций, поскольку один из возвращенных в Церковь епископов публично заявлял, что считает мифом уничтожение евреев гитлеровцами. Религиозные, общественные и политические деятели требуют, чтобы Папа внятно отмежевался от любых попыток преуменьшить преступления нацистов.
"Как по-вашему, позволительно ли предъявлять подобные требования к религиозной организации "извне"? По каким не-религиозным вопросам религиозные организации должны иметь четкую позицию?" с такими вопросами обратился корреспондент Regions.ru к священнослужителям.
Отец Владимир Силовьев Церковь должна иметь четкую позицию по вопросам духовно-нравственным, полагает протоиерей Владимир Силовьев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, председатель Издательского отдела Московской патриархии.
"Напомню, Святейший патриарх Алексий II четко и недвусмысленно высказывал на общеевропейской площадке, в Страсбурге, и мнение Церкви, и свое личное мнение по проблеме, например, содомии и других подобных вещей, которые на Западе оправдывают под лозунгами толерантности и защиты прав человека. Четко выражена позиция Церкви и в Социальной доктрине РПЦ, принятой в 2000 году", привел примеры такого четкого отношения священник.
"Еврейские организации вправе предъявлять свои претензии католикам, а Папа свободен в своем выборе – как на это реагировать. Думаю, что и то, и другое правильно", заключил священник.
Отец Александр Макаров
Гражданские преступления должно судить государство, Церковь же должна разбираться с еретиками, отметил протоиерей Александр Макаров, сотрудник отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
"Отрицать Холокост преступно (в этом я согласен и с немецким канцлером, и с немецкими епископами), но это не ересь. Поэтому и судить здесь должно государство и общество, а не Церковь. Безусловно, вмешательство во внутрицерковные дела недопустимо, но это дело не внутрицерковное", считает священник.
"Церковь должна иметь четкую позицию по любым вопросам, касающимся человека – ведь именно о человеке забота Церкви", скал отец Александр.
"Что же касается Холокоста, то сам Папа его и не отрицает, он был просто не в курсе взглядов данного епископа", добавил он.
Альбир-хазрат Крганов Муфтий Чувашии Альбир-хазрат Крганов отметил, что межконфессиональный диалог нормальный процесс в современном обществе.
"Сам Ватикан не опровергает преступлений нацизма, а у отдельных представителей могут быть свои частные мнения по тому или иному поводу. Руководство конфессии не в состоянии, да и не обязано нести ответственность за все мнения, которые человек имеет это нужно аккуратно и правильно понимать. Другое дело, что человек в духовном сане должен сознавать ответственность за свои слова и в спорных случаях оговаривать, чье мнение высказывает. Если это личное мнение, то оно не должно транслироваться на всю конфессию", сказал он.
"Конечно, мы не вправе вмешиваться в дела других конфессий. Но мы, лидеры религиозных конфессий, общаемся между собой. В рамках диалога мы можем подсказывать друг другу некоторые моменты, которые могут взволновать общественный организм. Если обе стороны диалога готовы друг друга услышать и не воспринять сказанное как обиду, то это вполне нормальный процесс. Точно так же после высказываний того Бенедикта XVI по поводу истории мусульман известные шейхи и муфтии высказали свою позицию и это не единичный случай", заключил он.
Анас-хаджи Пшихачев
Анас-хаджи Пшихачев, председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии, считает, что критика религиозной организации "извне" допустима, когда касается позиции этой организации в целом.
"Римский Папа вернул в Церковь четырех епископов это внутренний вопрос Католической Церкви, никого больше это не касается. Другое дело, если Папа вернул епископа, который говорил о том, что евреев не уничтожали, в лоно Католической Церкви, в какой-то мере разделяя его взгляды, это было бы достойно порицания, потому как сегодня так говорить об этом всемирно известном уничтожении целого народа некрасиво, неэтично, просто нечестно", сказал он.
"Религиозные организации не должны вмешиваться во внутренние дела друг друга. Если неугодный епископ направлен на другую должность это, повторюсь, внутреннее дело той конфессии, к которой принадлежит епископ. Однако в случае, когда такой человек выступает от имени религии, при этом превратно толкуя что-то, высказывая обидное для других мнение, стоит говорить о том, что он недостоин быть духовным предстоятелем", заключил Анас-хаджи.
Отец Эдуард Шатов
Священник Эдуард Шатов, директор центра семьи Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве, полагает, что в делах, касающихся жизни и достоинства человека, посторонних не бывает.
Касаясь снятия церковного отлучения с четырех епископов, один из которых вызвал скандал своими антисемитскими высказываниями, он отметил: "С "лефевристским" расколом дело не только в богослужении, речь идет о приятии II Ватиканского собора и понтификатов Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна Павла I и Иоанна Павла II. В папском решении речь идет именно о снятии отлучения, а не о полном включении этих четырех епископов в церковное единство. До настоящего момента, как подчеркивает этот документ, их служение остается незаконным. Полное возвращение может произойти только при соблюдении определенных условий, которые и были оговорены в документе. Им просто дается шанс при соблюдении определенных требований; никто не говорит, что они и дальше могут заявлять что угодно, а все с этим согласятся".
"Об антисемитском выступлении монсиньора Вильямса узнали позже. Сразу после этого на папской генеральной аудиенции сам Бенедикт XVI сделал специальное заявление по поводу преследования еврейского народа, то есть Папа прекрасно понимал и понимает что произошло. Разумеется, в этом документе сказано, что им нужно принести покаяние и что нельзя отрицать преследование еврейского народа", сказал отец Эдуард.
"Абсолютно справедливо верующие и неверующие люди, еврейская верующая и неверующая общественность возмутились высказываниями монсиньора Вильямса. Высказались против и очень многие епископские конференции французская в особенности. По всем вопросам, которые касаются жизни и достоинства человека, каждый имеет право на точку зрения. Другое дело, насколько в каждом конкретном случае как к ней прислушивается общество в целом", заключил священник.
Рав Зиновий Коган
Председатель конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) Зиновий Львович Коган отметил, что полемика вокруг вокруг возвращения в Католическую Церковь епископа, публично отрицавшего Холокост нормальный общественный диалог, иногда просто более жаркий, чем обычно.
"Вопрос о Холокосте, о геноциде евреев во время Второй мировой войны это вопрос общечеловеческий, это тот вопрос, на который должны ответить и религиозные, и общественные организации, если они являются членами содружества народов. Есть вопросы, на которых нет срока давности в этом смысле Папа, я думаю, поступил опрометчиво, когда простил епископа, который отрицал преступления нацистов, в частности, в отношении евреев. Человечество имеет право спрашивать и Папу в том числе", считает раввин.
"Мы знаем, что Папа осуждает преступления нацистов, но это должно распространяться и на его епископов, и потому справедливо требовать от Папы освобождения таких людей от занимаемой должности. Этот человек позорит самое Церковь не меньше, чем священники, замешанные в педофилии. Если Церковь имеет право призывать и даже требовать, чтобы граждане соблюдали этические и нравственные нормы, чтобы аборты и эвтаназия признавались преступлениями, почему другие не могут требовать от Церкви каких-то решений? Именно это и называется диалогом. А Церковь и общество не закрыты для диалога", сказал он.
"Папа, конечно, поступит так, как он посчитает нужным, но и другие вольны после этого относиться к Церкви так, как они считают возможным. Это нормальный общественный диалог, другое дело что иногда, когда затрагивается жаркий вопрос, он может быть жарким. Уничтожение шести миллионов евреев незатухающая боль не только евреев, но и всего человечества. Мы знаем с какой требовательностью относятся армяне к вопросу о геноциде армян в Турции. Этот вопрос также решается с помощью подобного общественного диалога. Теперь Папа должен прислушаться к другим, потом к себе, и сделать вывод", заключил он
Источник: Regions.ru