Одна из причин переключения интереса людей с Православия на различные сектантские или оккультные учения сочетание религиозной неграмотности с тягой к таинственному, к мистике.
Беда состоит не только в активности сектантов, но и в том, что Православная Церковь многими несведущими людьми воспринимается чем-то институциональным, формальным. Для кого-то (при наличии соблазна, исходящего от священнослужителей и вообще церковных людей) – просто средством получения денег. Для кого-то – чем-то слишком цермонным, для кого-то слишком простым, типа "ты-мне, я тебе". Кому-то претит присутствие священнослужителей на государственных мероприятиях.
А вот изъяснить людям глубину отношений человека с Богом и простую мистику христианства часто оказывается просто некому. "Человека не имам"...
О христианской догматике и церковном учении книг много, о правилах поведения в храме – еще больше. Об истории и различных интересных людях – тоже немало.
А вот об отношениях человека с Богом – недостаточно (вспомним, например, маленькую книжечку новомученика Михаила Новоселова "Забытый путь опытного Богопознания " много ли таких книг?).
И тогда таинственное ищется "на стороне". Ну и, конечно, добавляется обычный "общечеловеческий" оккультный соблазн получить нечто необъяснимое, некий мистический опыт не прилагая большой числа нравственных усилий, просто что-то выполнив, кого-то признав.
В результате растет популярность разного рода прорицателей, целителей и т.п. шарлатанов (а иногда и хуже того), подчас являющих себя в православных одеждах, сочиняющих о себе благочестивые на вид легенды.
В Нижегородской области уже несколько лет "служит" женщина-священник. В большом кирпичном доме оборудован "храм", отделанный как православный. "Священница" учит неким откровениям... Вот только чьим отровениям? И ведь находятся "прихожане"!
Еще один такой – еще более массовый случай недавно совсем стал достоянием гласности. Некий человек, называющий себя епископом Романом (Поповым) выступает с беседами в разных епархиях, появляется на православных ярмарках, собирает средства для одного монастыря на Украине.
Себя называет тайно рукоположенным почившими иерархами Русской Православной Церкви. Умеет обаять людей, найти подход к просящим духовной помощи, дать понятие о своем особом пути и призвать к молитве... Только кому молитва? По сути своей – себе. За обилием высоких слов о любви и вере, об очищении сердца следует пересмотр православной догматики, непризнание Вселенских соборов, введение учения о реинкарнации как "доказанного учеными" и объявление себя самого божественным посланцем, а грядущие времена – временами Третьего завета.
Самое страшное, что данный "епископ", о котором не ведают церковные власти, входил в доверие к некоторым священнослужителям, где-то его жалели, где-то даже допускали до служения. На собранные средства уже оборудован "домовый" храм данного "епископа" в Подмосковье. Сторонники уже заявляют о сотворенных им чудесах.
Конечно же, такие явления были и будут – "Многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят" (Мф 24:4) – но смысл здесь не только в необходимом противодействии конкретным сектантам, а в просвещении и в проповеди верных отношений человека с Богом, предстояния перед Богом. О молитве не только как "вычитке правила", а как об устремленности к Богу. И тогда ложные мистики останутся без слушателей, а ад – без нового пополнения.
Об авторе: Виктор Судариков, кандидат физико-математических наук, выпускник Православного Святого-Тихоновского института, один из основоположников православного интернета.
Источник: Православие и мир