ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Дискуссия о соотношении науки, образования и веры состоялась на семинаре по наследию митрополита Антония Сурожского

Юлия Зайцева :: 12 февраля 2009

Оживленная дискуссия о том, как соотносились в прежние времена и как связаны сейчас наука, образование и христианская вера, состоялась 9 февраля в рамках семинара "Цельность человека: путь ученичества", посвящённого наследию митрополита Антония Сурожского. Цикл встреч на эту тему регулярно проводят Фонд "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского" и Библиотека-фонд "Русское Зарубежье". На этот раз для обсуждения предлагался текст митрополита Антония Сурожского "Бог под вопросом"(Труды. М., 2002. С. 225-234).

Е. СадовниковаПервой докладчицей стала кандидат биологических наук Елена Садовникова, имеющая практику исследовательской работы, а также бесценный опыт личных встреч с митрополитом Антонием. В докладе "Научное образование и духовная жизнь" она говорила о необходимых навыках честного исследователя, которые важно перенести на "строй внутренней жизни". Митрополит Антоний отмечает пять таких навыков: это "способность воспринимать реальность вне себя, умственная честность и трезвость, умение сохранять уверенность в вещах невидимых, навык различать реальность и свои представления о ней", а также особый навык "систематического, творческого, порой героического сомнения в своих представлениях". Е. Садовникова остановилась на каждом из этих положений, подтверждая их примерами из практики научных исследований. Данный подход к теме имеет смысл, только если относиться к науке как "части богословия, которая является познанием Творца путем познания Его творения", как говорил митрополит Антоний.

Докладчица привела примеры его высказываний, которые свидетельствуют о "поистине научной корректности или предельной смелости". Например, говоря о соотношении науки и богословия, пастырь дает ключ к разрешению их противоречий: "Если встанет проблема соотнесения моих богословских представлений с тем уровнем науки, который мне доступен, я не стану использовать одно для доказательства или опровержения другого, я просто скажу: вот два разных опыта, их пока не удалось привести в соответствие друг с другом, и возможно, не хватит всей моей жизни, чтобы привести их в соответствие, но нет причин сомневаться, что настанет день, когда это произойдет. Два подлинных опыта совпадут".

Б. БратусьНаучное образование – "не панацея от духовных нестроений, а лишь метод, средство, тренировка", "одно из аскетических упражнений для ума", отметила докладчица. Именно о таком смысле образования говорил далее содокладчик – – доктор психологических наук, профессор Борис Братусь (МГУ) . В пространном экскурсе в историю образования акцент был сделан на том, что с глубокой древности (начиная с Платоновской академии) образование не было отделено от духовной жизни. Неслучайно первые университеты просто "вывалились из стен монастырей", а выбор первых университетских наук (медицина, теология/философия, право) был продиктован духовными приоритетами. Образование в течение многих веков понималось как "возделывание почвы" для раскрытия духовной жизни человека. Нетрудно заметить, как кардинально изменилась ситуация сейчас: задачи образования полностью "утилитаризовались", сам принцип духовно-образовательного универсума чужд тем многочисленным заведениям, которые именуют себя университетами. "Нет даже тени истины в современных университетах", – – констатировал профессор Братусь.

о. Александр БорисовДискуссию по докладам начал протоиерей Александр Борисов, по светскому образованию – биолог-генетик. По его мнению, богословию всегда приходилось как-то реагировать на прогресс в науке. Сейчас, когда наука развивается все быстрее, богословие должно не отгораживаться от ее достижений, опасаясь за стройность теологических конструкций, а осмысливать их по-новому. Например, наука "однозначно" показывает родство приматов и человека: согласно последним данным, 90% генов человека совпадает с генной системой шимпанзе. Как принять и интерпретировать эту информацию в свете библейской книги Бытия? То, что сделать это непросто, засвидетельствовала одна из слушательниц: подойдя к о. Александру, она решительно заявила, что не согласна числить обезьян в своих предках: "Вы, батюшка, как хотите, а я – от Адама, а он – из глины".

Протоиерей Владимир Архипов озабочен другим аспектом избранной темы: как пастырю ему труднее всего общаться с "образованцами". По наблюденрию о. Владимира, наличие одного или нескольких высших образований зачастую не только не приближает человека к духовной жизни, но, наоборот, – – "закрывает небо". Как, "не отталкивая людей от красоты образования", разрушить "амбициозность современной интеллигенции"? Ответ на этот трудный вопрос о. Владимир видит в опыте о. Александра Меня, который считал, что необходимо с малых лет учить не "сумме знаний", а "культуре мышления, культуре внутренней свободы, культуре ценности личности". Только тогда образование будет нам "не в суд и не во осуждение", сказал священник.

Библеист, преподаватель РГГУ Анна Шмаина-Великанова предложила другой угол зрения на проблему: не образование само по себе является причиной того, что "мир во зле лежит", а нравственный выбор "академика или пахаря". Наоборот, добросовестный исследователь непременно идет "путем аскетического делания", устремившись на поиски истины. "Чем более научно сообщество, тем более оно доброкачественно", – – утверждала Анна Шмаина. По ее словам, наибольшего вреда следует ожидать не столько от светского, сколько от духовного образования, которое безнадежно отстало от развития современной науки. Так, богословие, которое сейчас преподается будущим священникам, ориентировано на достижения науки святоотеческого периода, что делает богословов "похожими на астрологов".

Психиатр и преподаватель психиатрии в вузах Борис Воскресенский показал на убедительных примерах, как раскрываются духовные аспекты в сугубо научных явлениях. Например, феномен душевных болезней невозможно объяснить вне трихотомии дух-душа-тело. Важнейшие направления современной науки о человеке: клонирование, эвтаназия, пересадка органов и т.д. – – не могут развиваться, игнорируя духовное значение своих достижений. Подлинный ученый руководствуется, используя определение А. Швейцер, "благоговением перед жизнью", отметил психиатр.

Подводя итоги дискуссии, в которой также приняли участие не столь именитые слушатели, профессор Братусь согласился с о. Александром Борисовым: "Нужны мужество и риск, чтобы справиться с вызовами науки и начать углубляться, веря, что там не может быть ничего, кроме замысла Божия". Не надо бояться того, что наука "смешивает карты" богословия, надо стараться объяснить их, отметил ученый. По его словам, "ученое незнание" принципиально отличается от невежества тем, что никогда "не устанет честно держать паузу незнания".

В завершение приведем высказывание митрополита Антония, в котором он формулирует свое отношение к образованию в целом: "Нашим молодым священникам в Лондоне я всегда говорю: ты выбери – или будь невеждой и святым, или хорошо образованным человеком; но пока ты не святой, пожалуйста, будь образованным человеком".

Источник: Благовест-инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама