ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Спите спокойно, Бога нет!

Атеисты и христиане поглощены "автобусной войной"

Станислав Минин :: 18 февраля 2009

Если на улицах Лондона вам встретится автобус с рекламным плакатом, сообщающим, что Бога, возможно, нет, не спешите удивляться и тем более оскорбляться в своих религиозных чувствах. Не исключено, что следом за ним мчится другой автобус – с плакатом, утверждающим существование Бога. За последние полтора месяца "автобусная война" между атеистами и христианами стала настоящим событием в общественной жизни Великобритании.

Все началось в июне прошлого года. Комедиограф Ариана Шерин увидела на двух лондонских автобусах рекламу сайта, сулящего всякому нехристианину адские муки. Молодая леди возмутилась и задумала контркампанию под лозунгом "Возможно, Бога нет. Перестаньте переживать и наслаждайтесь жизнью". Слово "возможно" было позаимствовано из рекламы пива Carlsberg ("Carlsberg – возможно, лучшее пиво в мире"). Это уловка, призванная избавить рекламодателя от судебных исков с требованием доказать истинность содержащегося в рекламе утверждения.

Ариана Шерин призвала британских атеистов скинуться по 5 фунтов, чтобы "безбожный" слоган мог хотя бы пару недель повисеть на одном из столичных автобусов. Действительность превзошла все ее ожидания. Деньги хлынули рекой. В итоге на собранные за полгода 135 тыс. фунтов атеистам удалось снарядить 800 (!) автобусов по всей стране, а также оборудовать плакатами ряд станций лондонской подземки. 5,5 тыс. фунтов перечислил в фонд кампании биолог Ричард Доукинс по прозвищу Ротвейлер Дарвина. Из людей, известных у нас в стране, атеистов поддержал известный актер и писатель Стивен Фрай.

То, что задумывалось как протестный жест, превратилось в широкомасштабную акцию, почти мгновенно вылившуюся за пределы туманного Альбиона. Автобусы с атеистическими слоганами проехали по улицам Барселоны, Генуи и Вашингтона. В Канаде вокруг плакатов "Возможно, Бога нет!" и "Вы можете творить добро без Бога!" развернулась настоящая борьба. Если в Торонто и Калгари кампания прошла успешно, то в Галифаксе, Виктории и Ванкувере управления городского транспорта нашли слоганы слишком вызывающими.

В Британии не проходило и дня без колонки в прессе, посвященной "атеистическим автобусам". Их тон был преимущественно доброжелательным. Колумнисты и блогеры на сайте газеты The Guardian иронизировали по поводу рьяных протестантов, обратившихся с жалобой на "оскорбительный" слоган в Комитет рекламных стандартов (впрочем, обратившихся безуспешно). Сочувствие вызвал случай водителя из Саутгемптона, не пожелавшего садиться за руль "безбожного" автобуса. Впрочем, сочувствуя, даже колумнисты-христиане признавали за атеистами право на подобные высказывания и сомневались в том, что каждого шофера можно снабдить автобусом с рекламой, данной ему "по вере его".

Впрочем, некоторые христиане увидели в акции атеистов брошенную перчатку – и поспешили принять вызов. В феврале был дан ход сразу трем контркампаниям. Так называемая Христианская партия во главе с пятидесятником Джорджем Харгривзом снабдила 50 лондонских автобусов слоганом: "Бог наверняка существует. Так что вступайте в Христианскую партию и наслаждайтесь жизнью". Тринитарное библейское общество разместило на 100 автобусах плакат с цитатой из 52-го псалма: "Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога!" Наконец, 25 автобусов оборудовала плакатом русская православная община: "Верьте: Бог есть! Не беспокойтесь и наслаждайтесь жизнью!"

Завязалась настоящая "война автобусов", которой не видно конца. Этого ли добивались атеисты?

Британские методисты и англикане "атеистические автобусы" не осудили, заявив, что эта акция – хороший повод для публичной дискуссии о религии и вере в Бога. В то же время Генуэзская епархия Католической Церкви слоган местных атеистов: "Плохая новость: Бога нет! Хорошая новость: проживем и без него!" – назвала "нетолерантным" и "неумным". Конечно, генуэзцы несколько заострили тезисы своих британских единомышленников. Но не вызвана ли болезненная реакция католиков тем, что они вдруг оказались перед кривым зеркалом и в изломах отраженной в нем фигуры поневоле узнали себя – со своей собственной нетолерантностью, максимализмом, нежеланием принимать "относительность истины" даже в качестве условия ни к чему не обязывающей интеллектуальной игры?

Если хотя бы пара десятков верующих в результате атеистической кампании задумались о предмете своей веры, это пошло лишь на пользу западному христианству, которому не столько угрожают секуляризм и нравственный релятивизм, сколько тенденция к превращению религии в антиинтеллектуальный студень. Впрочем, едва ли британские атеисты задавались целью оздоровить христианство.

Христианские Церкви пытаются приспособиться к условиям глобального "религиозного супермаркета". При этом они не видят в неверующих конкурентов на этом "рынке". Неверие для них воплощено в двух образах – образе одинокого интеллектуала-агностика и образе секуляризованной массы, которая вовсе не задумывается о своей вере и неверии. Акция с "атеистическими автобусами" обозначила новую реальность. Вдруг выяснилось, что тысячи людей на Западе не просто безразличны к религии, но готовы заявить о своей сознательной и активной позиции атеистов или агностиков.

Примечательно, что в Британии и США первыми в изменившихся правилах игры разобрались протестанты-харизматы, чья стихия – "религиозный рынок". Они и нанесли ответный удар по новым конкурентам.

Впрочем, атеисты скорее стали заложниками обстоятельств, нежели действительно стремились конкурировать с религиозными организациями. По большому счету атеизм не приспособлен ни к рынку, ни к миссионерству.

Атеизм и агностицизм – в принципе индивидуальная позиция, обусловленная особенностями личной биографии и личных размышлений. Говорить о "культуре атеизма" в современном мире, в общем, не приходится. Попытки выстроить такую культуру уже предпринимались в современной истории, и ничем хорошим ни для религии, ни для атеизма они не закончились. Любое объединение атеистов условно и неустойчиво, а их протест ситуативен.

Кампания, инициатором которой стала Ариана Шерин, изначально была сугубо фрондерской. Речь шла о флеш-мобе, стихийном выступлении против агрессивного миссионерства, скорее призванном констатировать абсурдность публичной религиозной пропаганды, нежели превратить атеистов в новую пропагандистскую силу. Неожиданный успех загнал атеистов в угол – и вот уже "безбожные автобусы" превращаются в долгоиграющий проект, а сама Ариана Шерин выступает на Би-би-си с неким аналогом атеистической проповеди.

Захотят ли атеисты играть по непривычным правилам или поспешат свернуть лавочку? Кто знает, быть может, у нас на глазах формируется некий "новый атеизм", которого прежде еще не было...

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама