1 сентября 1997 г. преосвященнейший митрополит московский и всея Руси Алимпий принял участие в работе Совета при президенте России, где изложил точку зрения старообрядческой Митрополии по вопросу об изменениях и дополнениях, в которых, по мнению старообрядцев, нуждался отвергнутый президентом России закон РФ "О свободе совести и религиозных объединениях", и представил собравшимся замечания, принятые на заседании совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви к новому проекту закона, который от имени президента должен быть внесен в Государственную Думу.
Выступление старообрядческого митрополита московского и всея Руси Алимпия на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации
Уважаемый председатель! Уважаемые члены Совета! Уважаемые приглашенные! Сегодня мы обсуждаем проект поправок к Федеральному Закону "О свободе совести и о религиозных объединениях". Принятие этого Закона Федеральным Собранием существенно понизило уровень доверия в отношениях религиозных конфессий между собой, привело к тому, что межконфессиональные противоречия в России приобрели острую политическую окраску. Это касается и содержания Закона, и способа его принятия.
Совсем недавно, в 1990 году, был принят Закон "О свободе вероисповеданий". Впоследствии в него вносились изменения и дополнения. Совершенствование действующего Закона, по нашему мнению, и далее должно было происходить путем принятия отдельных поправок после детального обсуждения со всеми заинтересованными сторонами. Нельзя же каждые семь лет менять основополагающие законы. Тем не менее, тайно и поспешно был разработан совершенно новый закон, коренным образом меняющий всю систему отношений религиозных организаций как между собой, так и с государством.
У нас создалось впечатление, что разработка основных положений нового закона производилась узким кругом людей. При этом общественность вводилась в заблуждение. Ей внушалось, что традиционные конфессии поддерживают новый Закон. Это неправда. Что в России может быть традиционнее, чем старообрядчество? Тем не менее, старообрядцы смогли ознакомиться с Законом только после того, как он был принят.
Мы не можем согласиться с тем, что новый закон препятствует проникновению в Россию вредных и тоталитарных сект. Никак он этому не препятствует. Нужно совершенно не знать специфику религиозного сознания и историю взаимодействия государства с религиозными конфессиями в России, чтобы полагать, будто усложненная процедура регистрации и получения юридического лица может помешать деятельности какой-либо секты. Юридическое лицо можно получить и многими другими способами, а в облегчении регистрации должно быть заинтересовано прежде всего само государство. Это оно должно иметь достоверную информацию о месте деятельности религиозной организации, о ее вероучении, о персональном составе ее руководства. Как же этого добиться без регистрации? Законодательство должно не мешать регистрации, а наоборот, всячески препятствовать деятельности без регистрации.
Опираясь на все вышеизложенное, мы вполне имеем право предположить, что Закон "О свободе совести" выражает узкокорыстные интересы только одного религиозного объединения, того, чьи представители работали над текстом Закона.
Наша принципиальная позиция, выраженная в решении состоявшегося 15 августа сего года Совета Московской и всея Руси Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви состоит в том, что действующий Закон "О свободе вероисповеданий" является более приемлемым, чем новый Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Однако мы понимаем, что вряд ли удастся убедить Государственную Думу отвергнуть новый Закон в целом. Поэтому мы готовы предложить наши поправки к тексту Закона "О свободе совести", которые позволят изменить некоторые, наиболее неприемлемые для нас положения данного Закона.
Прежде всего это касается преамбулы. Современное массовое сознание ошибочно понимает под Православием только одну конфессию, именуемую "Русской православной церковью" и возглавляемую Московской Патриархией. Принятие преамбулы Закона в данной редакции позволит некоторым представителям власти считать Московскую Патриархию привилегированной конфессией и чуть ли не государственной церковью. Поэтому мы предлагаем убрать из преамбулы перечисление конкретных вероисповеданий, оставив лишь слова "традиционно существующие в России религии". Или заменить слово "Православие" словом "христианство". Или же после слова "православие" вставить "(в том числе старообрядчество)".
Нам говорят, что понятие "православие" автоматически включает в себя старообрядчество, обеспечивая равноправие всех считающих себя православными конфессий. Совсем не автоматически. Приведу два примера отношения государственных чиновников к различным конфессиям. Недавно председатель одной из наших общин в Москве был вызван в прокуратуру, где ему пришлось отвечать на вопросы о том, не создает ли его община военизированных формирований, не занимается ли незаконной коммерческой деятельностью и так далее. А на его вопрос, проверяют ли таким образом все религиозные организации и, в частности, приходы Московской Патриархии, ему ответили, нет, они проверяют только подозрительные организации.
А в газете "Красная звезда" от 29 апреля сего года официальное лицо, отвечающее в Министерстве обороны за взаимодействие с религиозными организациями, утверждает: "Нужно следовать простому правилу: контакты всех конфессий с армией в Москве осуществляются только через Московскую Патриархию, синодальный отдел по взаимодействию церкви с Вооруженными Силами и правоохранительными органами".
Далее. Следующие положения нового закона: пункт 5 статьи 3 ("Никто... не может подвергаться принуждению... к... неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений") лишает религиозные объединения права устанавливать и применять собственные правила исключения своих членов, а также допуска в храмы и поведения в них. Получается, что мы не можем исключить из членов общины или отлучить от Церковного общения недостойного человека, если он сам этого не хочет; что мы не можем не пустить в храм человека в неподобающей одежде; что мы не можем воспрепятствовать иноверцу молиться вместе с нами на литургии верных (а ведь старообрядцы не приемлют экуменизм в любых формах).
Поэтому мы предлагаем в статью 3 добавить пункт такого содержания: "Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав религиозного объединения самостоятельно определять и применять правила приема в члены и исключения из членов религиозных объединений, правила допуска на территорию и в помещения, используемые религиозным объединением в культовых целях, правил поведения и соблюдения определенной формы одежды на богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях".
Мы полностью поддерживаем исключение из статьи 8 положений о конфессиях "общероссийского" и "регионального" значения, а также то, что из статьи 14 должно быть убрано положение о возможности приостановления деятельности религиозного объединения до суда.
Мы также настаиваем, чтобы в статьи 21 и 22 в пункты, касающиеся передачи религиозным организациям в собственность и пользование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, после слов "передается безвозмездно" было добавлено "в соответствии с конфессиональной принадлежностью". Это позволит прекратить порочную практику присвоения представителями Московской патриархии имущества заведомо старообрядческого происхождения (иконы, колокола и т.д.).
Мы считаем, что новую перерегистрацию проводить не нужно, так как совсем недавно закончилась перерегистрация согласно действующему закону, а если она все-таки будет происходить, то сделать ее максимально безболезненной для уже зарегистрированных законопослушных религиозных объединений.
Позвольте мне поблагодарить всех присутствующих за внимание, а представителей власти, организовавших эту встречу, за труд и терпение, с которыми они старались примирить взаимоисключающие точки зрения при выработке поправок к этому Закону.
Выступлению владыки Алимпия на заседании Президентского совета предшествовало следующее письмо, которое он направил в адрес Б. Н. Ельцина 15 августа 1997 г.
Президенту Российской Федерации
Ельцину Борису Николаевичу
Уважаемый Борис Николаевич!
Позвольте выразить Вам благодарность за неподписание Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", благодаря чему мы получили возможность глубже ознакомиться с текстом Закона, а также позвольте выразить мнение Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Новый Закон по сравнению с действующим Законом "О свободе вероисповеданий" (1990‑95 гг.) значительно осложняет отношения Церкви и Государства, действие религиозных общин. Считаем действующий Закон более приемлемым.
А для решения проблемы новообразующихся не традиционных для России религиозных групп, а также для регулирования экспансивных действий иностранных проповедников чуждых России религий, глубоко тревожащих и нас, может быть принят особый Закон, направленный на решение именно этих задач и не затрагивающий нынешнее свободное положение традиционных конфессий в России.
С выражением искренней благодарности
от Совета Митрополии
Алимпий,
митрополит московский и всея Руси
Из текстов двух документов ясно, что Русская Православная Старообрядческая Церковь была отстранена от участия в подготовке проекта закона. И даже более того, о том что такой проект готовится, старообрядцы узнали буквально накануне принятия его Государственнной Думой.
Отклонение первого варианта закона президентом России дало возможность старообрядческой Митрополии, хоть и в кратчайший срок, но подготовить необходимые предложения по улучшению закона, точнее сказать, по минимизации тех негативных последствий, которые он может вызвать.
Записка с предложениями была в срок передана властям.
Предложения Русской Православной Старообрядческой Церкви по изменению текста законопроекта "О свободе совести и о религиозных объединениях"
1) По возможности, отвергнуть весь законопроект в целом, так как он по сравнению с действующим Законом "О свободе вероисповеданий" (1990‑95 гг.) значительно осложняет отношения Церкви и Государства. А для решения проблемы новообразующихся не традиционных для России религиозных групп, а также для регулирования экспансивных действий иностранных проповедников чуждых России религий, глубоко тревожащих и старообрядцев, может быть принят особый Закон, направленный на решение именно этих задач и не затрагивающий нынешнее свободное положение традиционных конфессий.
2) В преамбуле убрать перечисление конкретных вероисповеданий. Если это невозможно, то заменить слово "православие" словом "христианство". Если же и это невозможно, то после слова "православие" вставить "(в том числе старообрядчество)". Кроме того, в преамбуле заменить слова "в Российской Федерации" словами "в России", так как "Российская Федерация" как название государства существует относительно недавно.
3) В статью 3 добавить пункт такого содержания: "Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав религиозного объединения самостоятельно определять и применять правила приема в члены и исключения из членов религиозных объединений, правила допуска на территорию и в помещения, используемые религиозным объединением в культовых целях, правил поведения и соблюдения определенной формы одежды на богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях". Это добавление необходимо, так как положение пункта 5 статьи 3 ("Никто... не может подвергаться принуждению... к... неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений") однозначно истолковывается как ущемление прав религиозных объединений.
4) Из статьи 8 убрать все упоминания об "общероссийских" и "региональных" организациях, а также о правилах использования слова "Россия", "российский" и производных от них. Из пункта "б" статьи 8 убрать слова "учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и" и слово "соответствующим".
5) Из пункта 3 статьи 14 убрать слова "В этом случае деятельность религиозной организации может быть приостановлена в установленном законом порядке". В эту же статью добавить пункт: "Нарушение законодательства отдельными членами религиозных объединений не влечет ответственности всего объединения в целом".
6) Внести в законопроект статью "О порядке передачи в собственность и пользование имущества, находившегося до 1917 года в собственности религиозных объединений и их последователей и находящегося ныне в государственной и муниципальной собственности", следующего содержания:
"Пункт 1. Культовые здания и сооружения, иное имущество религиозного назначения, достоверно находившееся до 1917 года в собственности конкретного известного религиозного объединения или его последователей, либо имеющее несомненные признаки такого нахождения и находящееся в государственной или муниципальной собственности, передается в собственность или пользование тому ныне существующему религиозному объединению, которое сможет доказать свою организационную и вероисповедную преемственность по отношению к соответствующему конкретному религиозному объединению, существовавшему до 1917 года.
Пункт 2. Культовые здания и сооружения, иное имущество религиозного назначения, нахождение которых до 1917 года в собственности конкретного известного религиозного объединения или его последователей невозможно установить и не имеющее несомненных признаков такого нахождения и находящееся в государственной или муниципальной собственности, передается в собственность или пользование одному из обоснованно претендующих на это имущество религиозных объединений, не допуская при этом какой-либо дискриминации религиозных объединений.
Пункт 3. Информация об имуществе, предназначенном к передаче в собственность или пользование религиозным объединениям, должна быть опубликована в специальном бюллетене Федерального Правительства не менее чем за полгода до передачи. С момента публикации такой информации должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к передаваемому имуществу уполномоченных представителей религиозных объединений".
Введение в текст закона этой статьи позволит прекратить порочную практику присвоения представителями Московской Патриархии имущества заведомо старообрядческого происхождения.
7) Внести в статью 27 положения, запрещающие перерегистрацию религиозных организаций, указав лишь, что Уставы и иные учредительные документы религиозных организаций действуют в той части, которая не противоречит законодательству.
19 сентября 1997 г. Госдума вновь одобрила закон "О свободе совести и о религиозных организациях", затем и Совет Федерации единогласно поддержал ее. Несмотря на некоторые поправки, предложенные Борисом Ельциным, новая редакция по сути ничем не отличается от прежней. В законе сохранены права чиновников полновластно решать вопросы о регистрации и приостановке деятельности религиозного объединения, расширении или уменьшении его прав, о передаче или изъятии исторически принадлежащего ему имущества.
Таким образом, в России осознанно сделан еще один шаг к закреплению за РПЦ статуса государственной церкви.
По материалам источников: "Правда Старой Веры"