ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Свой юбилей он встречает с Богом

23 февраля пятнадцатому Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II (+5 декабря 2008) исполнилось бы 80 лет

24 февраля 2009

Масштаб исторической личности принято измерять тем, насколько длительными оказываются последствия её деятельности, как велик тот отрезок будущего, в котором она продолжает присутствовать своим именем и своими свершениями. Скажем, когда мы говорим, что Александр Македонский был великий человек, эта оценка обосновывается тем, что созданная им империя открыла эпоху эллинизма, в которой половина мира жила в течение 500 лет. Однако, этот критерий, будучи правильным, является недостаточным – он только половина действительно исчерпывающего критерия. Его надо дополнить симметричной характеристикой – величиной того отрезка исторического прошлого, который присутствует своими результатами и своими заветами в деятельности того лица, масштаб которого мы пытаемся измерить. К лицам, которые жили совсем недавно, мы можем применить только эту мерку, ибо их воздействие на будущее откроется только в самом будущем, но чаще всего бывает так, что зона будущего, в которой он присутствует, обычно сопоставимы.

В случае скончавшегося в декабре прошлого года Патриарха Алексия II можно сказать с абсолютной уверенностью, что миссия, которую он выполнял, была преемственной, и груз этой преемственности накапливался в течение многих веков, становясь всё более тяжёлым. Нам не понять смысл его деятельности, если мы не поймём смысл деятельности четырёх предыдущих Патриархов послесинодального периода. А обнаружить преемственность в их деятельности можно, лишь заглянув в прошлое ещё дальше.

Последние Патриархи Русской Православной Церкви несли крест служения всемирно-историческому делу свидетельства перед миром о Христовой Истине. В этом служении им приходилось делать кое-что такое, значение чего не понимали даже верующие, так что недостатка в критике они не испытывали.

Эта удивительная верность скрытой от поверхностных взоров цели у всех пяти последних Патриархов, претерпевших немало поношений, несомненно была руководима Святым Духом.

Итак, вспомним, в чём состоит предназначение нашей Церкви. Оно определяется речением Господа: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её" (Мф. 16, 18). "Моя" Церковь – это в устах Христа, конечно, та, которую Он сам основал, т.е. Святая Апостольская Православная Церковь, в которой дышит Святой Дух. После падения в 1453 году под ударами турок Византии, Россия осталась единственной великой страной, где государственной религией, охраняемой со всей бережностью, было Православие. И наша историческая задача в том, чтобы сохранить свою Церковь с Божией помощью, ибо нам сказано, что и врата ада не одолеют её.

Богодухновенный инок Спасо-Елеазаровского монастыря под Псковом Филофей выразил это в чеканной формулировке: "Два Рима пали, Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывати".

Зачем кто-то на нашей грешной земле обязательно должен сохранять в неприкосновенном виде учение Христа? Почему Бог в этом нуждается? Нуждается, конечно, не Бог. Это учение нужно людям, поскольку оно спасительно. Сегодня мало кто это понимает, но в конце времени, когда мир начнёт явно погружаться в бездну беззакония и греха, многие начнут искать, за что ухватиться, чтобы не утонуть в зловонной трясине, и тогда призыв Сына Божия: "Покайтесь!" – будет услышан, и каждое Его слово востребовано. Вот тогда-то Православная Церковь поделится сбережённою ею Истиной со всеми, кто к ней потянется. Вот для чего нужен третий и последний Рим – Россия и её Церковь.

Но тут необходимо учитывать очень важную деталь. Чтобы выполнить выпавшую на её долю задачу сохранения для всего мира подлинного христианства, Россия должна сохранить его целиком, продемонстрировать заключённую в нём Истину во всей полноте, иначе это не будет спасительным примером для кающихся. Следовательно, мы обязаны сберечь не только догматические вероучительные и богослужебные аспекты Православия, но и экзистенциальный его аспект – показать гибнущему человечеству, каким образом следует организовывать общественную жизнь, чтобы она не препятствовала, но и содействовала спасению душ. Здесь в первую очередь возникает вопрос о правильном соотношении двух главных социальных институтов: Церкви и государства. Этот вопрос давно решён православным богословием – наилучшее соотношение есть так называемая "симфония" (созвучие), состоящая в следующем: Церковь спасает души пасомых и воспитывает их в духе законопослушания и служения государству, а государство защищает граждан от внешних и внутренних врагов, спасает Церковь, а также поддерживает её законодательно, если нужно, и материально. Этот принцип устроения христианского социума сформулирован ещё в V веке и нашёл юридическое воплощение в шестой новелле кодекса Императора Юстиниана.

Вот что должна явить миру в последние времена Россия помимо апостольской веры – симфонию в жизнеустроении, иначе её свидетельство не будет убедительным и врачующим. Об этом почему-то совершенно забывает большинство наших православных верующих, в остальном достаточно богословски грамотных.

Однако Бог об этом не забыл и только этим можно объяснить принятие Поместным собором 1917 года решения о восстановлении Патриаршества и избранием в Патриархи святителя Тихона одновременно с воцарением богоборческой и анти¬церковной власти. И русские люди, как на Родине, так и в эмиграции, долго ещё не понимали сокровенного значения этого акта, а главное, не понимали всей мудрости управления Церковью Патриархами в атеистическом государстве и нередко сурово осуждали их.

Дальновидную позицию занял уже первый послесинодальный Патриарх свт.Тихон, чьи святые мощи, покоящиеся в Донском монастыре, служат ныне источником чудес и исцелений. Памятуя слова апостола: "Нет власти не от Бога", – он ни разу не осудил Советскую власть как политическую форму, и его знаменитая "Анафема" 1918 года относилась не к государственному устройству, а к людям, совершающим кощунства. Когда же началось изъятие церковных ценностей, он, запретив священникам участвовать в этом, в то же время дал им указание не препятствовать изъятию. А незадолго до смерти, в 1925 году, подписал "Завещание", где открыто признал легитимность большевистской власти. Лояльность новому режиму подтвердил и Патриарший Местоблюститель Сергий в своей "Декларации" 1927 года, вызвавшей бурю негодования в Зарубежной Церкви.

Чем же оправдывалась такая непопулярная стратегия Патриархов? Конечно же, необходимостью выполнения Россией и её Церковью предписанного ей Богом назначения. Иными словами, все пять предстоятелей нашей Церкви, начиная со святителя Тихона, исполняли Господню волю, и это был настоящий подвиг, ибо у заметной части паствы они не встречали понимания.

Сегодня харизматичность последних Патриархов становится очевидной. Может быть, только они одни видели русских революционеров теми, кем те действительно были – заблудшими сынами Отечества, соблазнившимися марксистской ересью, сулившей всемирное братство и рукотворный рай, в котором все люди будут счастливы. Они понимали, что этот порыв к "научно обоснованной" псевдорелигии неизбежно будет ослабевать, так как неосуществимость утопии начнёт осознавать всё большее число людей, и властям придётся искать выход из тупика, в который они сами себя загнали. И, оказавшись в безвыходном положении, власть начнёт искать помощи у той силы, которая и прежде неоднократно спасала Россию в критических ситуациях, – у Церкви. Зная это, Патриархи заранее протянули руку помощи правительству, не смущаясь тем, что оно не торопилось за неё ухватиться. Первый сигнал SOS поступил в 1943 году от Сталина, когда он встретился с будущим Патриархом Сергием для обсуждения того, как совместно победить гитлеровских агрессоров.

Подлинный и необратимый поворот руководства России к Церкви произошёл при недавно почившем Патриархе Алексии II, и его заслуга в этом громадна. Будучи всегда подчёркнуто лояльным, он нигде ни на йоту не отступил от Христовой правды и этим, наряду с личным обаянием, воспитанностью и выдержкой, заслужил безоговорочное уважение практически всех политических лидеров. Он "повернул" к Православию двух последних президентов России. Это ли не реальный шаг к симфонии, от которой России не уйти?

Вечная память великому Первосвятителю, чья миссия была всемирно-исторической.

Источник: Русский дом

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама