На последнем Совете Митрополии РПСЦ одним из основных вопросов для обсуждения стал конфликт вокруг австралийского "белокриницкого" прихода Рождества Христова в Сиднее. Приход, исторически тяготевший к РПСЦ, уже долгое время оспаривается Браиловской митрополией. Конфликт, омрачающий отношения двух братских Церквей, кажется, близок к разрешению. Московская митрополия согласна на переход прихода под румынскую юрисдикцию.
Наверное, православным христианам-старообрядцам следовало бы возрадоваться долгожданному миру и спокойствию на земле Австралии. Но, о чем же еще свидетельствует отказ от единственного прихода на Зеленом континенте?
Крушение атеистической идеологии в позднем СССР позволило "белокриницким" старообрядцам начать процесс самоорганизации и выстраивания общероссийской конфессиональной структуры. В юбилейном 1988 году эмансипация крупнейшей поповской иерархии староверов России закончилась учреждением Московской и всея Руси митрополии. Многотрудное Церковное строительство проходило не без постоянного внимания ближайшего соседа – Браиловской иерархии. Так, во многом именно из-за опасений испортить отношения с Румынией, вопрос устроения митрополии в Москве не решился ранее года тысячелетия крещения Руси.
Возможно, общая тенденция ослабления влияния России в Восточной Европе за последние двадцать лет уже напрямую коснулась русского старообрядчества. Это видно по активным действиям той же Браиловской митрополии в отношении зарубежных приходов и территорий русского старообрядчества.
Все, как бы сейчас сказали, геополитические договоренности между родственными митрополиями относительно того, кому на какой земле быти почти никогда не находили отражения в официальных документах. Устные соглашения иерархов о разделении "белокриницкого" мира на страны бывшего СССР, где признавалось первенство Москвы и остальные, что должна была окормлять Браила, соблюдались лишь до поры до времени.
Не так давно в Румынии рукоположили епископа для Грузии, бывшей республики СССР, в открытую нарушив статус-кво. Последним эпизодом на фоне претензий к Сиднейскому приходу стала "прибалтийская кампания", в ходе которой в иереи был рукоположен бывший поморский наставник Василий Волков. Архиепископ Американский, Канадский и Австралийский Софроний из Браильской иерархии, рукоположивший Волкова, к слову сказать, проживает как раз в Сиднее.
Будем объективны, с чисто практической точки зрения, приходам в Европе, и в том числе в Прибалтике, сегодня выгодней находится под румынской юрисдикцией. Хотя бы потому, что границы там прозрачны. Кстати, епископ Санкт-Петербургский и Тверской Амвросий (Херцог) год назад поступил в духе "европейской интеграции", перейдя в румынскую юрисдикцию, частично обосновав свой уход удобством поездок из Германии в Румынию.
Впрочем, у европейской глобализации есть как позитивные, так и негативные стороны. В нашем случае негативным фактором выступает активная миграция населения. Она постепенно размывает территориальные "ядра" старообрядцев липован. Сама по себе миграция не хороша и не плоха, но сейчас она играет против русских староверов Подунавья.
Продолжает свое наступление на липован и румынская языковая культура. Несколько десятков лет назад в липованских деревнях начали появляться телевизоры. С "голубых экранов" говорили на румынском языке. Так язык этнического большинства быстро вошел в сообщество, чье второе, после религии, основное отличие от румын состояло как раз в языке. Интеграция в румынское общество также невозможна без знания государственного языка. Результатом неконтролируемого процесса становится языковая ассимиляция липован. Поэтому сохранение зарубежных приходов за РПСЦ позволило бы в большей степени укрепить связи местных приходов с русской культурой. К тому же, как отмечает часть наблюдателей, румынское старообрядчество в значительной степени обрядоверно. Староверие присутствует здесь скорее как бытовая традиция. Действительно, основная масса старообрядческих мыслителей, исследователей и публицистов формируется сегодня вокруг Московской митрополии.
Наверное, было бы неправильно не упомянуть о внутренних проблемах РПСЦ, препятствующих поступательному развитию "белокриницкого" старообрядчества на территории России. Невнятная позиция Церкви по вопросу сотрудничества с родственными иерархиями только усугубляет проблемы.