ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Гордон-Кихот": между хамством и невежеством

Все мы – грязь или сырьё для телеэфира

Екатерина Сальникова :: 20 февраля 2009

Начиналось все весьма славно. Звонит мне милейшая девушка и приглашает на телепрограмму "Гордон Кихот", в которой ведущий будет выдвигать обвинения миру гламура в лице Николая Ускова, главного редактора одного якобы мужского, а на самом деле просто очень буржуазного журнала. Будучи телеобозревателем, я, конечно, понимаю, что это современная форма рекламы персоны и ее деятельности. Но интересно, как наше коммерческое телевидение изобразит борьбу с гламуром.

Приехав в назначенное время, узнаю, что сторона адептов гламура представлена Ксенией Собчак, Тиной Канделаки, Павлом Каплевичем и еще несколькими неизвестными мне лицами. Со стороны противников гламура – певец Александр Скляр, тележурналист Максим Шевченко, журналист Ольга Погодина и еще двое опять же мне не известных персон.

Милая девушка, опекающая участников программы, уговаривает не проявлять излишней деликатности. Мол, на нашем ток-шоу не до интеллигентности. Попав в телестудию, обозреваю лица зрителей – в основном очень молодые люди, ловящие кайф от одного пребывания в телеящике. Ладно, думаю, придется испить чашу до дна.

Тут всё и началось...

В тусклом пижонском пальтишке, шаркающей походкой, изображая углубленные размышления на неулыбчивом лице, выходит к условному "гробику" в центре студии Александр Гордон.

Показывают фильм, выводящий Николая Ускова монстром и идеологом некоего могущественного Гламура. Спиной чувствую, что зрители на подсознательном уровне буквально источают восхищение этим образом. А образ-то, к слову сказать, далек от реальности. Ведь работать главным редактором одного из сотен глянцевых журналов, да еще зарубежного происхождения, – это занятие высоко оплачиваемого клерка. Не более того. Однако кризис в мире. Однако надо как-то выживать и конкурировать с другими глянцевыми изданиями, коих море в Москве. А то ведь можно и должность утратить. Тут себя кем угодно объявишь.

Программа началась с демонизации и эстетизации рядового прагматичного функционера, который работает в формате, изобретенном и разработанным в западном мире. Ток-шоу Александра Гордона, претендующее на отличия от массовых клише, с энтузиазмом их повторяет...

Правда, потом показали второй фильм, где об Ускове говорятся якобы хорошие вещи – вспоминается его научное прошлое. Но первый фильм сделан с вдохновением, а второй – явно по долгу. Результаты соответствующие.

Далее Александр Гордон говорит замечательную фразу: "Я не буду представлять гостей нашей студии, поскольку все они и так хорошо известны". И действительно – не представляет!

Конечно, если человек работает телеведущим или регулярно мелькает в телепрограммах, он известен и узнаваем. Но люди, которые не работают и не бывают на телевидении, не обязаны быть широко известными и тем более узнаваемыми. Отсутствие широкой известности не есть их минус или плюс, это просто свойство профессий, не завязанных напрямую на телевидении. Однако вскоре я начинаю чувствовать, что неизвестность на телевидении тождественна нелегитимности.

Выхожу к поручням "гробика" в центре студии, собираясь что-то произнести. С другой стороны "гробика" уже стоят Тина Канделаки и Ксения Собчак. Канделаки указывает на меня рукой, делает страшные глаза и буквально вопит: "Кто это? Кто эти люди? Я их не знаю!"

Тут бы Александру Гордону взять и представить людей, которых не знают Канделаки и Собчак.

Но Гордон безмолвствует. А Тина Канделаки подразумевает, конечно же, отнюдь не желание со мной познакомиться. Она демонстрирует отказ видеть в неизвестной личности человека, достойного общения с ней. Ведущий же ничем этой позиции не отрицает. Почему? Да потому что в душе он сам на такой же позиции.

"Хорошо! Тогда я уйду!" – продолжает кричать Канделаки, делая широкое движение, которое должно всех напугать. Мол, сейчас как уйдет – и конец телевидению! Школа представления замшелого провинциального театра отдыхает – говорю как театровед по образованию.

Однако это только начало.

Ко мне придираться, видимо, "иконам стиля" показалось сложным, потому что на мне был джинсовый костюм. Трудно иметь что-то против джинсового костюма. На Ольге Погодиной был какой-то наряд шоколадного цвета, который почему-то начал вызывать бурю презрения у Тины Канделаки. И она пошла произносить тираду: Мол, видите, как одеты вы и как одета я. Возможно, если бы вы лучше работали, вас бы пригласили в издание с более высокими ставками. И тогда вы бы одевались лучше. Например, как я. Ведь меня одевает мой канал.

Кстати, на Канделаки был, наверно, дорогой, но очень неудачный костюм, с топорщащимся жабо, ужасно полнившим икону стиля. Обсуждаю наряд Тины Канделаки исключительно потому, что она является телеведущей, и одежда – часть ее имиджа, закономерно подлежащая обсуждению.

Однако обсуждать наряды людей, не выступающих с утра до ночи перед публикой, дело весьма неприличное. У нас на курсе в ГИТИСе учились и дети успешных артистических родителей, и дети скромных провинциальных интеллигентов. Контрасты в сфере "шмоток" имели место. Но за все пять лет никому ни разу даже в голову не пришло поиронизировать над чьим-то нарядом...

Еще был замечательный момент, когда Канделаки, далеко отодвинув всех остальных, стала проникновенным тоном рассказывать историю о своих страданиях в кризисной Грузии. На телевидении нет возможности смыть грим. А приходишь домой – нет отопления, нет горячей воды. И приходится ложиться спать в гриме!.. И тогда Тина сказала своей маме: "Мама! Я не хочу так жить! Я хочу уехать!" Зрители в студии издали переживальческий шорох вроде "А-а-а-ах-аххх!" И даже Ольга Погодина чуть не пожалела телезвезду, объяснившую свой отъезд из родной Грузии элементарным желанием жить как можно комфортнее. Все с готовностью солидаризировались с обывательской позицией, для которой гражданские ценности пустой звук.

Потом Александр Гордон вспомянул аристократию. И конечно же вырулил на поговорку "из грязи в князи". В контексте программы автоматически получалось, что в князи – это в звезды масс-медиа или как бы в звезды. А из грязи – это из гуманитарной науки (Усков), из провинциальной тележурналистики (Канделаки), из семейства политического деятеля (Собчак). То есть, отовсюду, что не является столичным телевидением. Вот это и есть подлинное отношение к людям и к обществу в модных ТВ-медиа. Все мы – грязь или в лучшем случае сырье для телеэфира.

Раньше символом хамства выступал рынок сельхозпродуктов. "Рыночная вы моя", – с сожалением говорил герой Валентина Гафта в адрес директорши рынка в фильме "Гараж". Но теперь на рынке с покупателями только что не раскланиваются. Зато эпицентром хамства оказывается телевидение. Совсем без хамства наше общество не привыкло.

Самым настойчивым увещеванием Гордона было: не терзайте души бедных людей, которые никогда не заработают денег на то, что вы там рекламируете в своем журнале. Не третируйте их показной роскошью. Им ведь тоже захочется. А где им денег-то взять?

На записи данного ток-шоу выявилось то, до какой степени наше общество заморочено гламуром – то есть культом демонстративного потребления дорогих вещей и услуг в качестве абсолютной жизненной ценности.

Телевидение играет ключевую роль в дебилизации нашего общества, активно пропагандируя ложные ценности. А главное, телевидение искренне перестает признавать наличие других ценностей.

Нелепо делать ток-шоу против гламура, не обладая альтернативными идеями о том, что важно в жизни человека.

Фетишизация гламура давит на людей. В наши дни я постоянно вижу, как люди меняют интересную работу, любимые занятия, дело жизни, личное предназначение – на более высокий уровень зарплаты или гонорара. У нас начинают игнорировать тот факт, что работа есть важнейшая часть жизни, и она должна приносить душевное удовлетворение. У нас становится неприлично говорить о том, что кроме финансового благополучия есть еще духовные ценности и душевная гармония.

Телевидение упорно проповедует, что суть счастья – брать и брать от жизни много и еще больше. Если человек не может взять много – он по определению несчастен и достоин жалости. Если родная страна не может дать человеку гламурного счастья – надо уезжать из этой страны.

Но ведь есть принципиально другие цели в жизни.

Есть другое счастье – когда общество предоставляет возможность человеку много отдавать, привносить в эту жизнь нечто от себя, нечто неповторимое, изменяющее черты окружающей действительности или представления о мире.

Ради такого счастья, к слову сказать, существуют настоящие ученые, из которых Усков ушел в главреды буржуазного журнала, превратив свое научное прошлое в пикантную "фишку". Но, честное слово, не всем так же легко на деле оставаться клерками гламура. Не все способны отождествить жизненный успех с возможностью потребления роскоши.

Необходимо менять концепцию человеческих потребностей, которую транслирует масс-медиа. Сегодня в ней нет культа человеческой самоотдачи, нет свободы самореализации личности и нет образов счастья созидания.

Источник: Socialistinfo.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама