С точки зрения конфессии, принадлежности к духовному центру и иерархии в Румынии существуют два согласия или две религиозных группы:
Старообрядцы Белокриницкого согласия;
Старообрядцы Новозыбковского согласия (менее многочисленные по сравнению с первой группой).
До основания Белокриницкой Митрополии (1846) с точки зрения религиозного культа старообрядцы Румынии делились на: поповцев (тех, кто признавал необходимость священников, то есть жреческий культ по определению проф. др. Виктора Васченко), беспоповцев (тех, кто обходился без священников, то есть не-жреческий культ также у В. Васченко) и беглопоповцев (тех, кто принимал беглых священников, рекрутируемых их Никонианской Церкви). В начале их обоснования на территории нынешней Румынии, старообрядцы были поповцами, имевшими священников-старообрядцев, рукоположенных ещё до реформы Никона. Но с течением времени, не имея других рукоположенных священников из-за отсутствия старообрядческих епископов (последний из них, Павел Коломенский, умер в 1656 г.), они стали беглопоповцами. Они убеждали некоторых священников Никонианской Церкви перейти к старообрядчеству через помазание Святым миро. Те, кто не признавал случайных священников, стали называться беспоповцами (у них службы проводились проповедниками наставниками). После основания Белокриницкой иерархии, некоторые из них приняли священников иерархии, другие остались беспоповцами, отвергая весь клир, который они считали виновным в расколе Русской Церкви. С марта 1990 г. и новозыбковские старообрядцы восстановили священнический клир в присутствии В.П.С. Архиепископа Новозыбкова, Москвы и Всея Руси Геннадия. Новозыбковская Архиепископия была учреждена в 1923 г.; во главе её ныне находится патриарх Александр (с 2002 г.). В Румынии сторонники этого согласия имели свою Епископию в Тульче (где находится и П. С. Еумений, тульчинский епископ верующих древлеправославного согласия Румынии в период 1991-2000 гг.), а официальное название культа Древлеправославная Церковь. Религиозные общины, относящиеся к этой ориентации, находятся в Тульче и в некоторых местностях уезда (в Слава Русэ, Слава Черкезэ см. фото справа, Сарикёй, Махмудия).
Ежемесячник Общины русских-липован Румынии
"Зори", 05-06/2006
По материалам источников: Газета "Зори"