ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Слово Божие в Западной и Восточной Традициях. Конференция-дискуссия. Вступительное слово

10 марта 2009

Вступительное слово прелата Римско-Католической Церкви Антонио ди Лоренцо на конференции "Слово Божие в Западной и Восточной Традиции" посвящено не только важности Слова Божия в обеих традициях, но и проблемам диалога Православия и католичества. С особым восторгом католический богослов оценивает результаты Равеннского соглашения 2007 года – что, впрочем, резко отличается от позиции, занятой Русской Православной Церковью и ее официальными представителями.

Конференц-зал "Эден", Ортона.

Докладчики: монс. Карло Гиделли – Георгиос Каралис.

Модератор: о. Антонио ди Лоренцо

Важная встреча, состоявшаяся в Ассизи в 1986 году, отметила особо значимый период понтификата Иоанна Павла II. Она призвала и по сей день призывает верующих быть ответственными по отношению к миру и к истории, чтобы во имя заботы о человеке быть во всем едиными. Сам дух Ассизской встречи привлекает тем, что слово и дело в нем соотнесены, ведь экуменизм – это реальность, которая сегодня включает в себя и диоцезы, и приходы. Сегодняшняя встреча – тому подтверждение.

Во вступительном слове я хотел бы затронуть три вопроса: рассказать об одной ключевой фигуре в диалоге Востока и Запада, коснуться Синода католических епископов о Слове Божием и вкратце обратиться к Равеннскому соглашению 2007 г.

Оливье Клеман

Фигура европейского значения, одно из ведущих лиц в диалоге между Востоком и Западом, Оливье Клеман скончался вечером 15 января 2009 года в Париже. Он перешел от смерти к Жизни в период церковного года, когда память о Боге Сыне, воплотившемся в Мир, изливается в горячей молитве о том, чтобы христиане вернулись к настоящему единству, которое делает их достоверными свидетелями единого Господа нашего Иисуса Христа. Клеман родился и вырос в атеистической среде, но в драгоценном наследии древней Церкви, хранимом Православием, он обрел внутренний свет, в котором видел надежду в самых трудных обстоятельствах – даже для тех, кто, будучи призван стать свидетельством величия и достоинства каждого человека, все еще пребывал во мраке. Его труд жил и дышал обоими легкими – легкими Востока и Запада, сливаясь в гармоничный синтез, давая начало подлинному христианскому гуманизму. Жизнь и деятельность этого глубокого богослова и одного из ведущих деятелей в диалоге между Востоком и Западом была отмечена горячим стремлением к единству христиан, богословской проницательностью, стремлением к диалогу и состраданием к людям. Он сеял Слово Божие умело и дерзновенно. Возделанные с любовью и орошаемые с мудростью – эти семена Господь взрастит в вечности.

Синод

Месяц назад в Ватикане завершился Синод католических епископов, посвященный месту Слова Божия в жизни и миссии Церкви. Необходимо и крайне желательно вновь вернуться к этой теме, чтобы высоко воздеть сияющий светоч того Слова, Которое превосходит все слова человеческие. Библейский образ лампады выражает путеводную миссию Слова Божиего на пути жизни. Лампада, которая освещает каждый жизненный шаг, закваска, которая сквашивает и поднимает тесто, вода, что утоляет духовную жажду, соль, которая придает вкус пище и прижигает раны, меч, проникающий до глубины души и вскрывающий самые отдаленные уголки сознания, мед, услаждающий и приносящий мир... Каждый из этих живых образов показывает скудость и излишество всякого пояснения, и в каждом из них распускаются цветы прозрения, вопрошания, поиска, истолкования. Ницше точно отметил этот аспект, когда с сарказмом упрекал христиан: "Если бы Благая весть вашей Библии была написана и на ваших лицах, вам не нужно было бы настаивать с таким упорством на вере в авторитетность этой книги: ваши действия должны были бы сделать Библию почти излишней, поскольку вы сами должны вновь и вновь составлять новую Библию". Требует того сама благодать, произнесенная Христом: "Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его". И ἀκούειν, и ποιεῖν (слушать и исполнять) – это истинная цель Писания и его понимания, поскольку оно является "хранилищем и сокровищницей жизни и утешения" (Дж. Герберт). Библия, следовательно, – это не только Писание, Понимание и Прозрение – это событие, история, жизнь.

То же подчеркивал известный богослов, протестант Дитрих Бонхеффер (принявший в 1945 году мученическую смерть в фашистском концлагере), когда увещевал церковных пастырей на курсах в 1936-37 гг.: "Для пастыря встреча с Библией происходит тремя различными способами: за письменным столом, на амвоне и на молитвенной скамье – и только тогда он использует ее должным образом, когда практикует все три способа. Никто не может комментировать Библию с амвона, не читая ее за рабочим столом и во время молитвы". "Эту книгу проповедовали, над ней мыслили и ею жили" (архиеп. Дж. Равази).

Комментируя важное телевизионное событие "Библия днем и ночью" (канал Rai Uno), монс. Гиделли выразился так: "По этому поводу необходимо вспомнить, что Слово стало плотью, а не буквой. Это не просто красивая фраза – это Истина, которая осуществилась в полноте времен, около двух тысяч лет назад, и которая осуществляется и по сей день каждый раз, когда я, ты, мы посвящаем себя чтению этой книги и духовным размышлениям над ней. И тогда Слово воплощается во мне, в моей жизни и через меня сможет достичь многих других людей, возможно, еще только ищущих Истину, то есть Бога".

Равеннское соглашение 2007 года

Подписанное членами Международной православно-католической комиссии 13 октября 2007 года соглашение представляет собой документ чрезвычайной важности, поскольку в нем простым и последовательным языком сделаны заявления, которые были решительным шагом по направлению к полному премирению между Католической и Православной Церквами. Разрыв между католиками и православными сокращается: документ утверждает, что примат на всех уровнях является "практикой, твердо основанной на канонической традиции Церкви". Восток и Запад признают также "примат на вселенском уровне": речь идет о том, чтобы глубже понять библейские и богословские основы примата, а также то, в каких формах он должен проявляться. Документ состоит из двух основных частей: одна посвящена соборности и авторитетности в Церкви, другая – применению этих принципов на различных уровнях: местном, региональном и вселенском.

Долгий путь, отмеченный многочисленными встречами и знаменательными моментами, позволил прийти к совместным заявлениям, преодолев непонимание и недоразумения с помощью начатого Иоанном XXIII "диалога любви". Впервые прозвучало совместное утверждение, что Церковь Божия едина, что она объемлет вместе Восточную и Западную Церкви, что в ней есть видимый πρῶτος (первенствующее лицо, авторитет, который сохраняет соборность) – и это римский епископ, который, согласно древней традиции, является первым из Патриархов.

Следует вернуться к некоторым основным положениям документа, указывающим на энергичные шаги к сближению. "Каждая местная Церковь находится в единстве не только с соседними Церквами, но и со всей совокупностью местных Церквей: с теми, которые существуют сейчас, с теми, которые существовали изначально, с теми, которые будут существовать". Это – подлинные черты соборной и апостольской Церкви, за пределами времени и пространства. Эта единая и единственная Церковь исповедует одну веру, живет одними таинствами, движима долгом единого апостольского служения. По отдельности Церкви соблюдали общинность при помощи канонов, в случае необходимости регулировали возникшие трудности, прибегая к постановлениям Вселенских соборов, на которых присутствовали епископы всех областей и, в частности, пяти основных, согласно установившейся издревле последовательности (τάξις): Рим, Костантинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим.

Документ ссылается на соборы, которые созывались после разделения между Востоком и Западом. "Эти соборы созывали епископов местных Церквей, состоящих в общении с Римской кафедрой, или, соответственно, с кафедрой Константинополя – несмотря на то, что там эти Соборы понимались иначе". Именно этот параграф вызвал некоторые возражения со стороны Русской Православной Церкви, в которой существуют сильные тенденции к преуменьшению роли Константинополя в пользу Москвы, "третьего Рима".

Некоторые трудности все еще остаются. Но католики и православные сердцем принимают заключения этой комиссии и одним лишь этим предвосхищают официальное принятие их Церквами. Уже сегодня у них есть еще одно основание, чтобы чувствовать себя в полном единении друг с другом и видимым образом – в единой Церкви Христовой.

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама