ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Священномученики и исповедники Русской Православной Старообрядческой Церкви, пострадавшие в 1929-1938 годах

Журнал "Духовные ответы", 8 (1998)

Виктор Боченков :: 05 июня 2006

Здесь собраны данные о старообрядческих священнослужителях Калужско-Смоленской епархии, арестованных на территории современной Калужской области. Основными источниками сведений являлись следственные дела, хранящиеся в архиве УФСБ по Калужской области, и опросные листы священнослужителей Калужско-Смоленской епархии, хранящиеся в архиве Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви.

В следственных делах содержатся данные о причинах ареста, предъявлявшихся обвинениях, событиях, происходящих в приходах, некоторые биографические сведения. Опросные листы священнослужителей Калужско-Смоленской епархии содержат сведения анкетного характера по состоянию на 1924 год (более поздних сведений нет) – год рождения, дата рукоположения, переводы из прихода в приход и др.

В работе использованы также устные свидетельства и другие источники.

Фаддей Маркович Агафонов
(21 авг. 1875 или 1876 – 1937)

Родился в дер. Иванково Жиздринского уезда. Сын священника Марка Димитриевича Агафонова, служившего в с. Колодясцы того же уезда. До принятия сана занимался крестьянским трудом. Рукоположен 5 февр. 1903 г. к храму Живоначальныя Троицы в с. Колодясцы (на место отца). В 1935 г. привлекался органами НКВД к следствию по обвинению в контрреволюционной агитации, заключался под стражу. Судим, однако, тогда не был. В 1937 г. был вновь арестован: кроме антисоветской агитации, он был обвинен в создании контрреволюционной группы кулаков, ставившей целью срыв мероприятий советской власти, а также в участии в контрреволюционном восстании 1918 г. В 1937 г. старообрядческий храм в Колодясцах был уже закрыт, и священника обвинили в том, что он "открыл у себя на дому молельню" и исполняет требы.

19 ноября 1937 г. приговорен заседанием особой тройки УНКВД по Орловской обл. к расстрелу с конфискацией личного имущества. Реабилитирован в апр. 1989 г.

Источники: Опросные листы, Архив УФСБ по Калужской обл., дела П-3968 и П-13098.

Тихон Васильевич Бабанов
(1889 – 15 декабря 1937)

Родился в селе Пустошь Шуйского р‑на Иваново‑Воскресенской обл. (административно-территориальное деление 1937 г.). До революции занимался крестьянским трудом. Рукоположен в сан епископом калужским и смоленским Савой, но когда и к какому храму – неизвестно. В год своего второго ареста (1937) служил в г. Сухиничи. До этого, в 1929 г., был арестован за контрреволюционную агитацию, но освобожден: обвинение не доказали. В 1937 г. арестован вместе с сухиничским священником о. Илией Шелеповым по обвинению в антисоветской агитации и создании контрреволюционной группы "сектантов-старообрядцев". 2 дек. 1937 г. приговорен тройкой УНКВД по Смоленской области к расстрелу. Реабилитирован.

Источник: Архив УФСБ по Калужской обл., дело П-8805.

Иоанн Афанасьевич Вишняков
(1863 или 8 мая 1865 – 18 июля 1930)

Родился в дер. Башкино Медынского уезда, в крестьянской семье. Грамоте обучался у старообрядческого дьячка в С.‑Петербурге, где прожил около десяти лет. Вернувшись домой, как и родители, стал работать на земле. Затем неокружническим епископом Иовом был рукоположен к храму свт. Николы в Иваново-Вознесенске. Примирившись с Церковию, служил в 1911 году в Рождественском храме г. Калуги (в Кожевенной слободе). В 1913 г. епископом калужским и смоленским Павлом был переведен в Малоярославец, оттуда – в храм с. Износки (ныне районный центр Калужской обл.). В Износках служил до ареста.

В дек. 1929 г. о. Иоанн и о. Маркелл Крюков (о нем см. ниже) были заключены под стражу по обвинению в антисоветской агитации. Следствие пыталось установить причастность к их делу епископа калужского и смоленского Савы, однако священники не оговорили его. 18 января 1930 г. они были приговорены к трем годам ссылки в Северный край. Отбывая ссылку, о. Иоанн через полгода скончался от сыпного тифа в с. Усть-Цильма на Печоре.

Источники: Опросные листы, Архив УФСБ по Калужской обл., дело П-8177.

Елисей Кузьмич Доничев
(июль 1889 – после 1930)

Родился, по одним данным, в дер. Хотисино, по другим – в с. Брынь Жиздринского уезда. До 1920 г. занимался хлебопашеством. Служил рядовым в царской армии. 12 мая 1920 г. рукоположен еп. Павлом к Спасо-Преображенскому храму в дер. Хотисино. Исполнял должность благочинного. В феврале 1930 г. арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и в апреле того же года тройкой ОГПУ приговорен к пяти годам лишения свободы. После суда отправлен этапным порядком в Архангельск для отбытия наказания. В сент. 1989 г. реабилитирован.

Источники: Опросные листы, Архив УФСБ по Калужской обл., дело П-10618.

Никита Семенович Дроздов
(май 1870 – 23 авг. 1937)

Родился в дер. Волое Жиздринского у. До 1912 г. занимался земледелием, затем принял духовный сан. Служил в храме родной деревни. В 1929 г. был осужден за контрреволюционную деятельность на один год заключения и ссылку. В 1930 г. его хозяйство раскулачили. Оно было обложено большим индивидуальным налогом и изъято за неуплату. Семью священника хотели выселить из деревни, но по неизвестной причине не сделали этого. В 1934 г. о. Никита вернулся в родную деревню, продолжал служить, жил в церковной сторожке. В 1937 г. арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности: "В 1936 г. в массовый разгар обработки льна проводил часто религиозную службу с целью отрыва колхозников-верующих от работы". 11 авг. 1937 г. тройкой УНКВД Западной обл. приговорен к расстрелу. Реабилитирован в мае 1989 г.

Источники: Архив УФСБ по Калужской обл., дело П-13126.

Кузьма Иванович Иванов
(15 ноября 1861 – 8 янв. 1938)

Родился в дер. Таракановке Медынского у., здесь же окончил земскую школу. Служил в сане диакона в дер. Фокино того же уезда. В 1937 г. арестован следом за местным священником о. Маркеллом Крюковым (о нем см. ниже). Причиной ареста были недовольство закрытием храма и призывы к верующим ходатайствовать об освобождении о. Маркелла. Чтобы обсудить вопрос о том, как заступиться за арестованного священника, собрал церковную двадцатку.

В ходе следствия о. Кузьме было предъявлено обвинение в участии в контрреволюционном восстании, бывшем в уезде в 1918 г. Это обвинение престарелый диакон признал.

На заседании тройки УНКВД по Смоленской области 20 ноября 1937 г. он был приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. Реабилитирован в 1985 г.

Среди калужских "неокружников", подавших во второй половине 1880‑х гг. ходатайство на имя калужского губернатора о перенесении их моленной в другое здание (храм свт. Николы у Московских ворот), значится имя Кузьмы Ивановича Иванова. Возможно, он и диакон из дер. Фокино – одно и то же лицо, но имеющиеся документы не позволяют ни подтвердить, ни опровергнуть этого. Следует, однако, иметь в виду, что старообрядцы дер. Таракановки в подавляющем большинстве были "окружниками".

Источники: Архив УФСБ по Калужской обл., дело П-13722, Государственный архив Калужской обл., ф. 62, оп. 6, ед. хр. 365, л. 19 об.

Иоаким Иванович Ипполитов
(9 сент. 1871 – 10 июля 1938)

Родился в дер. Мисцево Богородского у. Московской губ. Сын дьячка. С 1888 по 1890 г. жил в Москве, работая учеником по ткацкому делу. С 1890 по 1893 г. служил певчим в одном из московских храмов, затем переехал в Боровск, где до 1923 г. служил дьячком. 5 марта 1923 г. рукоположен во священника еп. калужским и смоленским Савой к храму Покрова Второй Покровской общины (бывш. неокружнической). В 1930 г. переведен в дер. Кривошеино к храму прп. Сергия Радонежского.

В 1936 г., узнав о возможном закрытии церкви, вместе со старостой храма Афиногеном Кононовым организовал сбор подписей среди верующих с целью отстоять церковь. 26 марта 1938 г. арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности (сбор подписей был одним из пунктов обвинения). 20 июня 1938 г. тройкой УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу (А.Кононов – к десяти годам исправительно-трудовых лагерей). Реабилитированы они в 1989 г.

Источники: Опросные листы, Архив УФСБ по Калужской обл., дело П-13212.

Георгий Сергеевич Карпов
(20 ноября 1886 – 12 сент. 1937)

Родился в с. Брынь Жиздринского у. Сын местного старообрядческого священника. С 1916 по 1918 г. служил в царской армии рядовым. Рукоположен 3 янв. 1922 г. московским неокружническим епископом Филаретом в родное село.

В 1929 г. осужден Думничским народным судом на три года ссылки в Архангельск за "злостное невыполнение хлебозаготовок". Раскулачиванию не подвергся, но дом был отобран райфинотделом и продан.

4 авг. о. Георгий был арестован Думничским райотделом НКВД. Ему предъявили обвинение в контрреволюционной агитации, в том, что он "факт закрытия церкви в с. Брынь (июль 1937 г. – В.Б.) пытался показать в глазах колхозников действием противозаконным и неправильным". 28 авг. 1937 г. тройкой УГБ Западной обл. он был приговорен к расстрелу. Реабилитирован в 1957 г.

Брат его Михаил служил священником во Ржеве. Рукоположен был также еп. Филаретом.

Источник: Архив УФСБ по Калужской обл., дело П-7972.

Семен Меркулович Козлов
(1 сент. 1884 – 1937)

Родился в дер. Камельгино Калужского у. После смерти боровского священника о. Карпа Тетеркина рукоположен к тамошнему храму Всех святых 20 февр. 1924 г. Расстрелян в 1937 г.

Источник: Опросные листы.

Мефодий Феодорович Костоправкин
(14 мая 1894 – ?)

Родился в с. Колодясцы Жиздринского у. в крестьянской семье. До революции работал в шахтах Донбасса. В 1917 г. состоял полтора месяца в партии социал-демократов, но вышел из нее в связи с принятием сана. Рукоположен был 5 июня 1917 г. еп. калужским и смоленским Павлом к храму Тихвинской иконы Божией Матери с. Брусны Жиздринского у. В 1918 г. был в тыловом ополчении Красной армии. В 1919 г. переводился в епархию еп. Феодосия кавказского и священствовал при хуторе Романовском (г. Кропоткин) Кубанской области, затем вернулся в Брусны. В конце 1920 – начале 1930‑х гг. служил в Успенской церкви д. Дворцы Калужского у. Арестован в 1932 г.; за "антиколхозную агитацию" и за "распевание религиозных песен" был в янв. 1933 г. осужден на три года исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал на строительстве Беломорканала.

После освобождения священствовал в дер. Таракановке. В 1937 г. вновь был арестован за антисоветскую агитацию и в ноябре осужден на десять лет лагерей. Реабилитирован в 1959 г.

Источники: Опросные листы, Архив УФСБ по Калужской обл., дела П-10138 и П‑10134.

Маркелл Григорьевич Крюков
(1871 или 1 августа 1872 – 23 окт. 1937)

Родился в дер. Острая Лука Медынского у., в крестьянской семье. До принятия сана занимался крестьянским трудом, зимой ездил в Москву, где работал извозчиком. Священником стал по просьбе односельчан. Рукоположен 26 окт. 1923 г. еп. калужским и смоленским Савой к храму Живоначальныя Троицы в дер. Фокино Медынского у.

В 1929 г. по обвинению в антисоветской агитации был арестован вместе с о. Иоанном Вишняковым (о нем см. выше). "Я лично человек очень верующий и за веру готов жизнь отдать", – говорил священник на допросе (дело П‑8177, л. 6 об.); 18 янв. 1930 г. осужден на три года ссылки в Северный край (вместе с о. Иоанном). Наказание отбывал в Усть‑Цильме на Печоре. После ссылки вновь вернулся в Фокино.

В февр. 1937 г. он был вторично арестован по обвинению в антисоветской агитации; 18 окт. тройкой УНКВД Западной обл. приговорен к расстрелу с конфискацией личного имущества. Реабилитирован в апр. 1989 г.

Источники: Опросные листы, Архив УФСБ по Калужской обл., дела П-13138 и П‑8177.

Маркелл Иванович Кузнецов
(22 дек. 1893 – 1 февр. 1988)

Родился в дер. Дворцы Калужского у., в крестьянской семье. В шесть лет остался без отца. В 1901 г. поступил в местную начальную школу, где отучился три класса. Постиг ремесло прялочника. В 1909 г. переехал в Калугу, обучался церковному чтению и пению в местном храме свт. Николы у Московских ворот. В 1912 г. рукоположен еп. калужским и смоленским Павлом в сан диакона к храму свт. Николы. С 1919 по 1921 г. находился в тыловом ополчении Красной армии, в калужском батальоне, затем в рабочем полку в Москве. После демобилизации в 1923 г. поставлен еп. петроградским Геронтием (Лакомкиным) во священника к храму свт. Николы у Московских ворот. В 1933 г. о. Маркелл был арестован и приговорен в Смоленске к пяти годам лагерей. Вначале отбывал срок на строительстве канала "Москва-Волга", затем был переведен в один из лагерей Еврейской АО. В 1937 г. досрочно освобожден. Священствовал в Калуге у себя дома. В годы войны (1941‑1945) был командиром аварийно‑восстановительного взвода ПВО.

В 1946 г. при непосредственном участии семьи Кузнецовых в Калуге возродился старообрядческий храм. Освящен он был во имя свт. Николы. Внешне выглядел как обыкновенный дом. После его сноса в конце 1970‑х гг. вместе с прихожанами о. Маркелл возродил другой храм, также освященный во имя свт. Николы.

Источник: калужская областная газета "Знамя", 13 февр. 1997 г.

Иоанн Николаевич Пирогов (18 авг. 1888 – не ранее 1930)

Родился в дер. Михеево Гжатского у. Смоленской губ. Сын старообрядческого священника Николы Ивановича Пирогова, служившего в дер. Острая Лука Медынского у. Калужской губ. Рукоположен еп. Павлом калужским и смоленским в деревню Беклеши Медынского у. к храму свт. Николы. 1 марта 1917 г. переведен в дер. Горбатово того же уезда к храму Рожества Пресвятыя Богородицы на место здешнего священника о. Луки Ленина.

По устному преданию, о. Иоанн был арестован в дер. Горбатово и осужден вместе с женой. Отбывая срок, скончался в лагере на лесоповале.

Супруге о. Иоанна удалось выжить. Дата ареста пока не установлена. Очевидно, это 1929 или 1930 г., поскольку в 1930 г. в Горбатово был переведен о. Евстратий Хоботов (о нем см. ниже).

Источник: Опросные листы.

Григорий Васильевич Рогожин
(1878 – 1937 или 1938)

Родился в дер. Семеново Сычевского у. Смоленской губ. В 1917 г. рукоположен еп. калужским и смоленским Павлом к храму свв. апостол Петра и Павла в с. Фролово Калужского у. В конце 1920‑х гг. подвергался многочисленным преследованиям и нападкам со стороны государственных властей. Священника неоднократно задерживали и отправляли на принудительные работы (мыл туалеты в калужских ресторанах). В 1929 г. старообрядческая церковь во Фролове была превращена в избу-читальню. На ней вывесили красный флаг, который затем оказался кем-то сорван, а на дверях бывшей церкви повешен замок. Во всем обвинили священника. 1 февр. 1930 г. о. Григорий Рогожин был арестован. Кроме срыва флага ему предъявили обвинение в антисоветской и религиозной пропаганде, призывах не допускать детей ко вступлению в пионеры и т.п. Приговор – три года ссылки в Северный край.

По словам сына, Марка Григорьевича Рогожина, после освобождения о. Григорий был вторично арестован и расстрелян в Смоленске в 1937 или 1938 годах.

Источники: Опросные листы, Архив УФСБ по Калужской обл., дело П-5133.

Афанасий Алексеевич Сальников
(18 февр. 1889 – 15 дек. 1937)

Родился в дер. Глотовские Дворы Мосальского у. До принятия сана работал батраком. Рукоположен в 1922 г. еп. рязанским и егорьевским Александром (Богатенко) к храму Успения Пресвятыя Богородицы в родную деревню.

В 1937 г. арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, в "агитации за сохранение церквей", в "подрыве трудовой дисциплины в колхозах". Расстрелян по приговору тройки УНКВД по Смоленской обл. Реабилитирован в 1956 г. Неизвестно состоял ли он в родстве со священником Андреем Ефимовичем Сальниковым, с которым связано становление старообрядческого прихода в Глотовских Дворах.

Источники: Опросные листы, Архив УФСБ по Калужской обл., дело П-6012.

Иоанн Георгиевич Смирнов
(1886 – после 1933)

Родился в дер. Малые Липки Сычовского у. Смоленской губ. С 13 лет работал в сельском хозяйстве. В 1907 г. был призван в армию, был рядовым артиллеристом. Демобилизовался в 1910 г. В 1921 г. работал председателем сельсовета. В 1926 г. по предложению еп. Савы калужского принял священнический сан, поставлен в дер. Поварская Слобода Гжатского у. Смоленской губ. В 1930 г. из-за малочисленности прихода и страха быть обвиненным в хозяйственных неудачах организованного в Поварской Слободе колхоза переведен в посад Добрянка, что на Стародубье. Там прослужил год и четыре месяца. В тех местах начинался голод, кроме того, здесь уже были два священника. Отец Иоанн подал заявление еп. Саве о переводе. В 1932 г. переехал в дер. Таракановку Медынского у. В июне 1933 г. был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и осужден на пятилетнее заключение в лагерь. Реабилитирован в 1969 г.

Источники: Архив УФСБ по Калужской обл., дело П-12016.

Василий (?) Семенович (?) Столяров
(1878 – 23 окт. 1937)

По данным книги "Из бездны небытия" (книга памяти репрессированных калужан [1]), родился в дер. Горбатово Медынского у.; здесь он был священником, вероятно, после ареста в нач. 1930‑х гг. здешнего настоятеля о. Евстратия Хоботова (о нем см. ниже). Когда рукоположен, неизвестно. В 1937 г. арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. Тройкой УГБ НКВД Западной области приговорен к расстрелу.

С судьбой Столярова тесно связана жизнь Аграфены Смирновой – председателя горбатовской церковной двадцатки. После ареста священника она явилась в органы НКВД с ходатайством о его освобождении и тут же была арестована за контрреволюционную агитацию. "Я говорила колхозницам, что Столярова арестовали совершенно неверно. Он хороший человек... Пишут, что религия теперь свободна, а на самом деле получается обман – народу не дают молиться, арестовывают попов". Эти и другие слова, ходатайство за священника стоили ей по приговору тройки УГБ УНКВД Западной обл. десяти лет лишения свободы.

После приговора А. Смирнова была отправлена в Караганду, дальнейшая судьба ее неизвестна.

Источник: Опросные листы, Архив УФСБ по Калужской обл., дело П-10837 (А.Смирнова).

Кузьма Иванович Фокин
(1 ноября 1882 – 4 янв. 1938)

Родился в дер. Камельгино Калужского у., в крестьянской семье. Родители занимались изготовлением прялок. Кем и когда рукоположен – неизвестно, но в 1929 г. уже был священником. В 1931 г. в Вязьме был привлечен к ответственности за контрреволюционную агитацию и сослан в Алма-Ату. Полностью отбыв срок, вернулся в Камельгино. Ко времени ареста (1937 г.) служил в храме Сошествия Святаго Духа (бывшем единоверческом). 27 дек. 1937 г. тройкой УНКВД по Тульской обл. приговорен за контрреволюционную агитацию к расстрелу. Реабилитирован в 1989 г.

Источник: Архив УФСБ по Калужской обл., дело П-14636.

Евстратий Иванович Хоботов
(13 дек. 1870 – 5 дек. 1937)

Родился в дер. Камельгино Калужского у., в крестьянской семье. Служил в царской армии ратником ополчения. Рукоположен 20 марта 1911 г. еп. калужским и смоленским Ионой к Никольскому храму с. Поречье Малоярославского у. После закрытия этой церкви переведен в дер. Горбатово.

В 1931 г. о. Евстратий осужден тройкой ОГПУ на три года ссылки в Северный край за антисоветскую агитацию. Священнику было предложено выехать за свой счет в г. Котлас (ныне Архангельская обл.). В 1933 г. о. Евстратий был досрочно освобожден как инвалид. Вернувшись на родину, он поселился в деревне Дворцы в трех километрах от Камельгино. Вскоре он снова подвергся репрессиям: у него отобрали дом, сарай и амбар.

В 1937 г. о. Евстратий был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной агитации (а фактически за то, что он продолжал свою священническую деятельность после закрытия дворцовского храма).

25 ноября 1937 г. о. Евстратий приговорен тройкой УНКВД к расстрелу.

Реабилитирован в 1988 г.

Андрей Иванович Хотеев
(13 июля 1881 – 14 ноября 1937)

Родился в дер. Гавриловке Жиздринского у. Отец его был десятником по плотницким работам. До рукоположения занимался крестьянским трудом, работал на отхожих промыслах. После смерти священника с. Устош дал согласие на рукоположение к тамошнему храму свт. Николы. Рукоположен еп. калужским и смоленским Павлом 13 ноября 1919 г. В с. Устош прослужил 10 лет. В конце 1930 г. оперуполномоченный ОГПУ Цветков предложил священнику покинуть Мосальский район. В нач. 1931 г. еп. калужский и смоленский Сава перевел его в дер. Хотисино на место арестованного о. Елисея Доничева (о нем см. выше).

В 1934 г. о. Андрей был арестован по неподтвердившемуся обвинению в махинациях с золотом и валютой, просидел под стражей семь дней. 22 сент. 1937 г. вновь арестован и заключен в Сухиничскую тюрьму. 31 окт. 1937 г. тройкой УНКВД Смоленской обл. приговорен к расстрелу за контрреволюционную агитацию. Реабилитирован в 1957 г.

Источник: Архив УФСБ по Калужской обл., дело П-7461.

Тимофей Сидорович Чванов
(3 мая 1871 – 2 янв. 1934)

Родился в дер. Камельгино Калужского у., в семье кустаря-прялочника. 8 июня 1908 г. рукоположен еп. калужским и смоленским Ионой к храму свт. Николы в дер. Беклеши Медынского у. В 1910 или 1911 г. переведен в дер. Камельгино, где была построена старообрядческая церковь Трех святителей. В конце 1929 г. был арестован по обвинению в антисоветской агитации. Поводом к аресту послужило случайное убийство в Камельгино местного комсомольца. 3 февр. 1930 г. совещанием при коллегии ОГПУ приговорен к трем годам заключения в лагерь. Вместе с о. Тимофеем были осуждены камельгинские церковнослужители-беглопоповцы Д.Г.Ермилов (дьячок) и Г.К.Соловьев (староста). В отношении последнего приговор был пересмотрен и наказание снято.

Полностью отбыв срок заключения в лагере и сильно подорвав там здоровье, о. Тимофей вернулся к семье. В 1933 г. священствовал в Успенском храме дер. Дворцы. Скончался от менингита. По свидетельству дочери, К.Большовой, незадолго до смерти имел видение иконы свт. Николы.

Источники: Опросные листы, Архив УФСБ Калужской обл., д. П-8168.

Илья Сергеевич Шелепов, или Шелеповский
(20 июля 1871 или 1872 – 15 дек. 1937)

Родился в Бронницком у. Московской губ. В 1904 г. неокружническим еп. Иовом рукоположен к храму Покрова в с. Колодясцы Жиздринского у. Примирившись с Церковию, был затем переведен еп. калужским и смоленским Павлом в г. Сухиничи на место ушедшего на фронт в 1915 г. священника А.Журавлева.

В 1918 г. был арестован по ложному доносу за "участие в контрреволюционном восстании". Судим, похоже, не был. В 1937 г. арестован вместе со священником о. Тихоном Бабановым (о нем см. выше) и другими старообрядцами по обвинению в контрреволюционной агитации. Содержался в сухиничской тюрьме. 2 дек. 1937 г. тройкой УНКВД Смоленской обл. приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. Реабилитирован в 1958 г.

Источники: Опросные листы, Архив УФСБ по Калужской обл., дело П-8805.

Михаил Софонович Щеглов
(1881 – после 1933)

Родился в дер. Каурово Сычовского у. Смоленской губ. В 1913 г. работал в С.‑Петербурге на заводе Речкина. С 1914 по 1917 г. служил в царской армии в артиллерии. До этого участвовал в русско-японской войне, получил чин унтер-офицера. Воевал и в первой мировой войне. Февральская революция застала его в Галиции. Затем о. Михаил вернулся в Каурово, до принятия сана батрачил, был чернорабочим, исполнял подельные работы. В 1930 г. трудился на строительстве железной дороги Сычовка-Белай. Работал на станции Сычовка чернорабочим. В 1932 г. священником дер. Торопчино о. Аввакумом был рекомендован еп. калужскому и смоленскому Саве для рукоположения. В августе того же года был поставлен священником в дер. Фокино (ныне Медынский р-н Калужской обл.), но уже в апр. 1933 г. арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. 7 июня он вместе с о.Иоанном Смирновым (о нем см. выше) и рядом других лиц привлечен к суду. Приговор – три года ссылки в Северный край. Дальнейшая судьба неизвестна.

Источники: Архив УФСБ по Калужской обл., дело П-12016.


[1]

Калуга, изд. УФСК по Калужской области, 1988 г.

По материалам источников: "Правда Старой Веры"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама